Себестоимость, понятие, функции, виды себестоимости
Себестоимость - стоимостная оценка использованных в процессе производства продукции сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и других затрат на ее производство и реализацию.
Функции: 1) является основой простого воспроизводства, т.е. формой возмещения потребляемых средств – воспроизводственная функция; 2) обеспечивает учет и контроль все затрат на производство и реализацию продукции – учетная функция; 3) является основой ценообразования – расчетная функция; 4) служит основной для обоснования и принятия управленческих решений – управленческая функция.
Виды себестоимости: 1) От полноты включения затрат (Цеховая, Производственная, Полная); 2) По отношению к объекту расчета (Индивидуальная и Среднеотраслевая)
Цеховая себестоимость представляет собой затраты цеха, связанные с производством продукции.
Производственная помимо затрат цехов включает общепроизводственные и общехозяйственные расходы.
Полная себестоимость отражает все затраты на производство и реализацию продукции, слагается из производственной себестоимости и внепроизводственных расходов
Индивидуальная обусловливается конкретными условиями, в которых действует то или другое предприятие.
Среднеотраслевая определяется как средневзвешенная величина и характеризует средние затраты на единицу продукции по отрасли, поэтому она находится ближе к общественно необходимым затратам труда.
Снижение себестоимости позволяет предприятию: *Высвободить оборотный капитал и ускорить его оборот. *Увеличить прибыль и рентабельность продукции и, соответственно, обеспечить расширенное воспроизводство. *Улучшить финансовое состояние предприятия. *Снизить цену и повысить конкурентоспособность продукции.
Абсолютные показатели - определяются по данным сметы затрат. Это 1) себестоимость произведенной продукции; 2) себестоимость реализованной продукции.
Уровневые показатели - Определяются отношением общей суммы затрат на количество или стоимость произведенной (реализованной) продукции. Это 1) себестоимость единицы продукции; 2) затраты на 1 руб. произведенной продукции; 3) затраты на 1 руб. реализованной продукции.
Относительные показатели: процент снижения себестоимости единицы продукции; темп роста затрат на рубль реализованной продукции; темп роста затрат на производство продукции (работ, услуг).
Структура себестоимости и факторы ее формирующие.
Себестоимость - стоимостная оценка использованных в процессе производства продукции сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и других затрат на ее производство и реализацию.
Структура - состав и количественное соотношение элементов (статей) затрат. Ее определяет: 1) доля отдельного элемента или статьи в полной себестоимости = Зi\З*100%, где Зi – величина i-ого элемента или статьи затрат, руб.; 2) соотношение между постоянными и перемен., прямыми и косвенными затратами и т.д.
Структуру формируют факторы: технический уровень и формы организации производства, его размещение, характер изготовляемой продукции и перерабатываемых материально-сырьевых ресурсов, условия снабжения, особенности реализации продукции и др. Также уровень концентрации, специализации, кооперирования, комбинирования и диверсификации производства, а также географическое местонахождение предприятия. Инфляционные факторы и изменение процентной ставки банковского кредита.
Структура на каждом предприятии должна анализироваться как в поэлементном, так и в постатейном разрезе. Это необходимо для управления издержками на предприятии с целью их минимизации.
На основе изучения специальной литературы можно выделить общие причины возможных отклонений структуры: колебание цен на материальные ресурсы; сокращение численности; рост заработной платы; уход в отпуск без сохранения заработной платы; ввод и выбытие основных фондов; переоценка основных фондов.
В этой связи необходим анализ динамики структуры с целью выявления тенденций роста или снижения доли каждого элемента для поиска резервов снижения затрат.
Прибыль: сущность функции, виды прибыли