Формирование финансов предприятия
Основой рыночных отношений являются деньги, которые связывают интересы продавца и покупателя товаров и услуг. Все предприятия, функционирующие на рынке товаров и услуг, одновременно выступают в роли продавца и покупателя.
Деньги предприятию нужны для реализации многих функций: регулярного приобретения производственных запасов, оплаты труда работников предприятия, расчетов с государством и другими предприятиями, создания различных денежных фондов. Предприятие в условиях рынка вступает прежде всего в финансовые отношения, что предполагает зарабатывание денежных средств и их использование на различные цели, в том числе на создание собственных денежных фондов.
Существует много определений финансов предприятия, но всех их объединяет одно общее: вступление предприятий в финансовые отношения; формирование и использование различных денежных фондов.
Механизм формирования и управления финансами предприятия показан на рис. 7.2.
Рис.7.1. Финансовая система РФ |
Финансовые отношения с другими предприятиями и организациями включают в себя отношения с поставщиками, потребителями (покупателями), строительно-монтажными, транспортными и другими специализированными организациями, почтой, телеграфом, внешнеторговыми и другими организациями, таможней, предприятиями и фирмами иностранных государств.
Самая большая по объему денежных платежей группа — это отношения между предприятиями, связанные с обслуживанием платежей за материально-технические ресурсы для осуществления производственной деятельности (сфера производства) и с реализацией готовой продукции (сфера обращения). Роль данной группы финансовых отношений наиболее существенна и приоритетна для любого предприятия, так как сфера материального производства в основном ответственна за создание национального дохода государства. От эффективности организации отношений между предприятиями во многом зависят конечные результаты их деятельности.
Финансовые отношения внутри предприятия включают в себя отношения между его структурными подразделениями: филиалами, цехами, участками, отделами, бригадами, а также отношениями отношения с работниками. Отношения между подразделениями предприятия обусловлены обеспечением общего организационного и технологического единства на основе распределения средств, обслуживающих внутрипроизводственный оборот на предприятии по оплате работ и услуг, распределение прибыли, оборотных средств и др. Отношения с работниками предприятия заключаются в выплате заработной платы, премий, дивидендов, по акциям, материальной помощи, а также удержании с них налогов и платежей.
Финансовые отношения предприятия с вышестоящими организациями включают отношения по поводу образования использования централизованных фондов. Как правило, такие отношения возникают у государственных и муниципальных предприятий и у предприятий с частным капиталом, которые входят в состав различных объединений, а также предприятий с акционерной формой собственности, объединенных в крупные предприятия посредством системы участия.
Централизация финансовых ресурсов позволяет финансировать крупные инвестиционные проекты, пополнять оборотные средства предприятий, проводить научно-исследовательские работы, в том числе маркетинговые исследования. Использование централизованных средств предприятия ведется, как правило на возвратной основе.
В последнее время получил развитие процесс по созданию финансово-промышленных групп (ФПГ). Одной из главных целей по созданию финансово-промышленных групп является консолидация финансовых ресурсов, образование различных централизованных фондов для решения крупных и долговременных проектов, а также финансовая поддержка участников ФПГ.
Отношения с финансово-кредитной системой. Данная группа отношений отличается большим многообразием, и в первую очередь необходимо выделить отношения предприятия с бюджетами различных уровней и внебюджетными фондами, связанные с перечислением налогов и отчислений.
Отношения со страховыми организациями заключаются в перечислении средств на социальное и медицинское страхование, а также страховании имущества предприятия.
Финансовые отношения предприятия с банками — это, в первую очередь, отношения по организации безналичных расчетов и обслуживание долгосрочных и краткосрочных кредитов. Организация безналичных расчетов связана с осуществлением предприятием повседневной текущей работы. Кредиты являются одним из главных источников пополнения оборотных средств, расширения производства, устранения временных финансовых затруднений предприятия.
Отношения предприятия с финансовым фондовым рынком получили развитие с появлением различных ценных бумаг. Однако в связи тем, что рыночные отношения между предприятиями находятся на начальных этапах развития и еще не сформирована развитая рыночная среда, фондовый рынок России еще не оказывает достаточно ощутимого влияния на экономическую жизнь предприятий.
Рис. 7.2. Механизм формирования финансов предприятия |
Одной из важнейших сторон финансовой деятельности предприятий является формирование и использование различных денежных фондов (см. рис. 7.2).
Уставный фонд (уставный капитал) являются одним из основных фондов предприятия, который формируется на стадии организации и регистрации предприятия как юридического лица. За счет средств этого фонда формируются основные фонды и оборотные средства предприятия. Уставныйкапитал — основной источник собственных средств предприятия. Для акционерного общества величина уставного капитала соответствует сумме, выпущенных им акций, а для государственного и муниципального предприятия — величине уставного фонда. Величина уставного капитала отражена в учредительных документах, однако по результатам работы за год предприятие может увеличить или уменьшить уставной капитал, что сопровождается внесением соответствующих изменений в учредительные документы.
Резервный капитал — это денежный фонд предприятия, образуемый за счет отчислений из прибыли. Главное предназначение данного денежного фонда — для покрытия убытков, а в акционерных обществах для погашения облигаций общества и выкупа его акций.
Инвестиционный фонд решает важнейшие задачи по развитию предприятия и представлен в свою очередь несколькими фондами.
Фонд накопления — средства, отчисляемые из чистой прибыли предприятия и направляемые на развитие производства.
Амортизационный фонд — средства, формируемые за счет амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов. Естественно не каждое предприятие имеет возможность сформировать инвестиционный фонд в необходимых объемах для осуществления инвестиционных программ за счет собственных средств. В этом случае привлекаются дополнительные источники средств, например заемные.
Фонд потребления — это средства, направляемые из чистой прибыли предприятия на выплату дивидендов (в акционерных обществах), единовременных поощрений, материальной помощи, отплату дополнительных отпусков работников предприятия, питания, проезда на транспорте и другие цели.
Вышеперечисленные денежные фонды относятся к постоянным денежным фондам. Наряду с постоянными фондами на предприятии формируют оперативные денежные фонды: фонд оплаты труда, фонд для платежей в бюджет.
Фонд оплаты труда — это средства, предназначенные для выплаты заработной платы работникам предприятия. Данный фонд формируется на предприятии один или два раза в месяц и в его основе лежит фонда заработной платы. Каждое предприятие определяет для себя оптимальные сроки выплаты заработной платы. При недостатке средств к моменту выплаты заработной платы предприятие вынуждено брать кредит в банке для своевременной выплаты заработной платы работникам.
Фонд платежей в бюджет — это средства, предназначенные для осуществления своевременных платежей в бюджет. Своевременность выплат из данного фонда является важным условием, так как задержки выплат предприятием в бюджет влекут за собой штрафные санкции.
Предприятие может формировать при необходимости валютный фонд и другие денежные фонды.
Прибыль предприятия
В качестве прибыли в рыночной экономике понимают вознаграждение за использования специфического фактора производства — предпринимательства. Предпринимательство является специфическим фактором, так как в отличие от капитала и земли — неосязаемо и не выступает в материально-вещественной форме. Поэтому с данных позиций довольно трудно определить количественно полученную предприятием прибыль.
Прибыль обычно определяют как разность между выручкой и полными издержками. При данной постанове, чтобы определить прибыль, необходимо качественно оценить выручку и полные издержки. Выручка определяется наиболее просто как произведение количества реализованной продукции на цену единицы товара. При определении полных издержек на предприятии всегда возникает вопрос о том, что следует учитывать в составе полных издержек.
С позиции бухгалтера в издержки предприятия необходимо включить все денежные расходы, которые предприятие несет на приобретение машин и оборудования, сырья и материалов, на выплату заработной платы работникам, т.е. на приобретение основных ресурсов и на осуществление производственного процесса по выпуску товаров и услуг. Все эти издержки являются по отношению к предприятию внешними и поэтому их обычно называют внешними издержками. Внешние издержки, или бухгалтерские издержки, включают в себя только явные денежные затраты. Прибыль, полученная как разность между валовой выручкой и бухгалтерскими издержками, есть бухгалтерская прибыль. Однако из экономической теории известно, что в экономические издержки, а это более широкий спектр издержек, чем бухгалтерские издержки, должны включаться все затраты по использованию всех факторов производства, независимо от того, покупаются ли они на рынке или являются собственностью предприятия (см. подробнее в теме 2.).
Используя собственные ресурсы, в том числе и собственные предпринимательские способности, предприятие как владелец этих факторов не несет явных денежных затрат. Затраты предприятия по использованию собственных ресурсов обычно называют внутренними издержками. Эта группа издержек может быть представлена в виде денежных платежей при их альтернативном использовании вне предприятия. Потери предприятием этих платежей может быть приравнена к затратам.
Доход предпринимателя может складываться из двух частей: оплата труда предпринимателя за организацию и ведения дела; оплата за использование капитала предпринимателя как собственнику данного капитала (данная оплата может быть выражена в виде годовой процентной ставки за использование капитала). Доход предпринимателя с точки зрения бухгалтера — это прибыль, но с точки зрения экономиста — это элементы издержек. Таким образом, экономическая прибыль возникает в том случае, если общая выручка превышает все издержки — внешние и внутренние, включая в последние и нормальную прибыль на капитал в размере процента.
В процессе формирования прибыли отражаются все стороны производственно-хозяйственной деятельности предприятия: уровень использования основных и оборотных средств (капитала), технологии, организации производства и труда. Абсолютная величина прибыли показывает результаты снижения себестоимости и рост объема реализованной продукции.
Реализация продукции является основным источником дохода предприятия и одним из важных показателей, планируемых на предприятии. Денежные средства, поступающие на расчетный счет предприятия за реализованную продукцию, называются выручкой от реализации. Из выручки от реализации продукции предприятия возмещаются производственные затраты на израсходованные материальные ценности, формируется амортизационный фонд. Оставшаяся часть — это чистая продукция, или иногда ее называют валовой доход.
Из валового дохода исключается заработная плата с учетом отчислений в социальные фонды, а также налог на добавленную стоимость и акцизы. В результате формируется прибыль от реализации продукции, которая является основной формой накопления капитала на производственном предприятии.
Реализацию продукции предприятие осуществляет по оптовым ценам и часть полученной прибыли вносит в государственный бюджет в виде налога на добавленную стоимость и налога по акцизам.
Налог на добавленную стоимость определяется как произведение стоимости материальных затрат на величину установленной ставки. Налог на акцизы определяется как произведение стоимости валовой продукции на ставку налога.
Помимо прибыли от реализации, результаты деятельности предприятия оцениваются по балансовой (общей) и чистой прибыли.
Балансовая прибыль включает дополнительно к прибыли реализации прибыль подсобных и обслуживающих производств, не связанных непосредственно с основной деятельностью предприятия, прибыль от долевого участия в совместных предприятиях, сдачи имущества в аренду, различные дивиденды, а также убытки от прочих хозяйственных операций (например, пени, штрафы, неустойки, и др., уплаченные или полученные в связи с нарушением хозяйственных договоров). В балансовой прибыли учитываются льготы по налогу на прибыль.
В балансе предприятия выделяются валовая и чистая прибыль. Валовая прибыль — это разница доходов и расходов предприятия до уплаты налогов. Чистая прибыль — остаток после уплаты из валовой прибыли установленных законом налогов (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и акцизы, налог на имущество, проценты за кредиты банка). Чистая прибыль предприятия используется на собственные нужды.
8.4. Финансовый план предприятия
В рамках текущего планирования на предприятии разрабатывается финансовый план, в котором в стоимостном выражении отражаются все стороны работы предприятия. Основные задачи, решаемые в финансовом плане таковы:
- обеспечение предприятия финансовыми ресурсами по осуществлению производственно-хозяйственной деятельности;
- использование резервов в мобилизации ресурсов с целью увеличения прибыли и повышения рентабельности производства;
- определение финансовых взаимоотношений с госбюджетом, кредитными учреждениями, вышестоящими организациями.
Финансовый план составляется в форме баланса доходов и расходов, котором сопоставляются доходы предприятия и его расходы на основную деятельность, по капитальным вложениям, на увеличение собственных оборотных средств, на содержание жилищно-коммунального хозяйства и на другие нужды предприятия. В финансовом плане также устанавливается направление использования излишков доходов по сравнению с расходами и определяются источники покрытия плановых расходов (при недостатке доходов).
Баланс доходов и расходов состоит из четырех основных подразделов:
- доходы и поступления;
- расходы и отчисления;
- кредитные взаимоотношения;
- взаимоотношения предприятия с бюджетом.
Доходы и поступления предприятияв основном складываются:
- из чистого дохода в виде прибыли от реализации основной продукции и услуг и прочей продукции;
- поступления средств из внутренних источников предприятия (амортизация, выручка от реализации выбывшего имущества, отчисления от себестоимости продукции на НИР и другие цели, прирост устойчивых пассивов);
- поступление средств из внешних источников (кредиты банка, средства вышестоящих организаций в порядке перераспределения прибыли, поступления от родителей на содержание детей в детских садах и другие поступления).
Расходы и отчисления предприятия складываются из собственных затрат предприятия и платежей в госбюджет и предусматривают следующие статьи:
- капитальные вложения с выделением затрат на техническое перевооружение и реконструкцию действующего предприятия (общая сумма капитальных вложений включает в себя собственные средства предприятия, кредиты банков, средства вышестоящих организаций др.);
- затраты на капитальный ремонт;
- прирост нормативов собственных оборотных средств;
- отчисления в фонды экономического стимулирования, резервные и иные фонды;
- операционные расходы;
- расходы по хозяйственному содержанию зданий, сооружений, детских садов, лагерей и т.п.;
- прочие расходы и отчисления.
Прирост собственных оборотных средств осуществляется за счет: прибыли предприятия; кредитов банка; прироста устойчивых пассивов; временно свободных средств фондов экономического стимулирования. К устойчивым пассивам обычно относят: минимальную задолженность по заработной плате и начислению в социальные внебюджетные фонды; резервы на покрытия предстоящих расходов; кредиторскую задолженность по оплате продукции и др.
Кредитные взаимоотношения включают: получение долгосрочных ссуд банка на капитальные вложения; погашение долгосрочных ссуд и уплату процентов по краткосрочным и долгосрочным ссудам.
Взаимоотношения предприятия с бюджетом предполагают своевременную уплату всех налогов, платежей и отчислений в размерах, установленных законодательством.
С переходом предприятия на работу в рыночных условиях традиционное финансовое планирование (составление финансового плана) осуществляется в рамках разработки бизнес-плана предприятия.
Финансовые разделы бизнес-плана включают разработку следующих типовых документов:
- прогноз финансовых результатов;
- потребность в дополнительных инвестициях и формирование источников финансирования;
- модель дисконтированных денежных потоков;
- точку безубыточности (порог рентабельности).
Прогноз финансовых результатов является одним из наиболее трудных и ответственных разделов и составляется по определенной форме с разбивкой по кварталам. Достоверность данного прогноза опирается на сведения о перспективах роста основных производственных показателей, важнейшим из которых является выручка от реализации. Выручка от реализации зависит о прогнозируемого объема продаж продукции в натуральном выражении и от цены единицы продукции.
Прогнозирование объемов продаж, затрат на производство и реализацию продукции, результатов от прочей реализации, доходов и расходов от вне реализационных операций, а также платежей в бюджет из прибыли должно учитывать возможности предприятия по изысканию дополнительных резервов роста производства и реализации продукции.
Потребность предприятия в дополнительных инвестициях определяется исходя из реальных возможностей предприятия и прогнозируемого роста производства и объема продаж. При этом мобилизуются внутренние резервы и определяются внешние источники финансирования инвестиций.
Модель дисконтированных денежных потоков формируется на основе прогноза результатов финансово-хозяйственной деятельности. Общий финансовый результат рассчитывается как сумма дисконтированных денежных потоков каждого года реализации плана и текущей дисконтируемой остаточной стоимости за пределами планируемого года (подробнее о методе дисконтирования см. в. теме 9).
Необходимость составления модели дисконтированных денежных потоков и включения ее в бизнес-план определяется тем, что многие из затрат, показываемых в прогнозе финансовых результатов, не отражаются на порядке платежей. Например, материалы могут быть оплачены задолго до того, как эти затраты попадут в прогноз прибылей и убытков. Отдельные платежи производятся поквартально и ежегодно. Поэтому данные для тех месяцев, в которых они производятся, могут быть значительно больше, чем в остальных.
Основная задача прогноза путем составления модели денежных потоков — проверка синхронности поступления и расходования денежных средств.
Определение точки безубыточности (порога рентабельности) может осуществляться аналитическим графическим способом. Для этого необходимо разделить все прогнозируемые затраты на постоянные (не зависящие от изменения объема производства продукции) и переменные (величина переменных расходов с ростом или сокращением объема производства). Точка безубыточности соответствует такому объему производства, когда полученная выручка от реализации продукции идет полностью на покрытие общих издержек, связанных с производством и реализацией данного объема продукции (нулевая прибыль от реализации).
Налогообложение предприятия
Налоги органично присущи рыночной экономике и составляют ее неотъемлемый элемент.
Экономическую сущность налогов составляют изъятия государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса.
Валовый внутренний продукт – это стоимость произведенной за год продукции (товаров, услуг) за вычетом промежуточного потребления (стоимость материальных затрат). Он является всеобщим исходным источником налоговых отчислений, сборов, пошлин и других платежей. Валовый внутренний продукт образует первичные денежные доходы участников общественного производства и государства: оплата труда работников, прибыль предприятий и централизованный доход государства.
Налогообложение в любом цивилизованном государстве базируется на определенных принципах – основополагающих идеях и положениях, существующих в налоговой сфере. Основными из них являются:
- принцип справедливости, утверждающий всеобщность налогообложения и равномерность распределения налогов между гражданами. Этот принцип означает, что налоги должны взиматься с учетом возможностей налогоплательщика, который обязан принимать участие в финансировании соответствующей части расходов государства,
- принцип определенности, согласно которому сумма, способ и время платежа должны быть совершенно точно и заранее известны налогоплательщику. Это устойчивость основных видов налогов и налоговых ставок в течение ряда лет. В то же время налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющемся социально-экономическим условиям,
- принцип удобности предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для плательщика,
- принцип экономии, заключающейся в сокращении издержек взимания налога, в рационализации системы налогообложения. Суммы сборов по каждому конкретному налогу должны превышать затраты на его сбор и обслуживание.
Основные принципы построения и организации взимания налогов определяются налоговым законодательством.
Российская система налогообложения действует, исходя из положений Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (1991 г.) Приведем характеристику основных элементов налоговой системы, а также других понятий, наиболее часто встречающихся в процессе изучения курса налогообложения предприятия.
Налог (сбор, пошлина) – обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня (федеральный, региональный, местный) или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиком налога в порядке и на условиях, определяемых законодательством.
Субъекты налогообложения, или плательщики налога – юридические и физические лица, которые обязаны в соответствии с законом уплачивать налоги. Основным признаком плательщика налогов является наличие самостоятельного источника дохода. Так, плательщики – юридические лица (предприятия) должны иметь самостоятельный баланс или смету.
Объект налогообложения возникает вследствие юридических фактов (действий, событий), которые обуславливают обязанность плательщика заплатить налог: совершение оборотов по реализации товаров, работ и услуг, ввоз товаров на территорию РФ, совершение сделок купли-продажи ценных бумаг, получение дохода в той или иной форме и др. Один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за тот или иной период налогообложения.
База налогообложения – это единица обложения, часть объекта обложения, принимаемая за основу при исчислении конкретной налоговой суммы.
Ставка налога – размер налога, установленный на единицу налогообложения. Ставки, приминяемые в налоговой практике, достаточно разнообразны. Они зависят от вида налога и целей проводимой налоговой политики.
Налоговые льготы – частичное или полное освобождение предприятий от уплаты налогов. Это составная часть системы налогообложения, обеспечивающая финансово – экономическое стимулирование предпринимательской деятельности налогоплательщиков путем уменьшения налогового бремени.
В настоящее время в РФ всю совокупность налогов, взимаемых с плательщиков, принято делить на две большие группы: прямые налоги и косвенные.
I. Прямые налоги – те, которые непосредственно связаны с результатом хозяйственно-финансовой деятельности, оборотом капитала, увеличением стоимости имущества.
1) Налоги на доходы:
- налог на прибыль,
- налог на отдельные виды доходов в зависимости от источника или вида деятельности,
2) Налоги на имущество:
II. Косвенные налоги – те, которые являются надбавкой к цене или определяются в зависимости от размера стоимости, оборота или продажи товаров.
1) Акциза,
2) Налог на добавленную стоимость,
3) Таможенные пошлины.
С точки зрения налогового планирования предприятий применяется классификация налогов по объектам налогообложения. Объектами налогообложения могут выступать:
1. имущество (движимое и недвижимое),
2. доход (прибыль) от хозяйственной деятельности,
3. операции по реализации товаров, работ, услуг,
4. ввоз (вывоз) товаров на таможенную территорию России (или с нее),
5. отдельные виды экономической деятельности,
6. отдельные объекты.
Действующая налоговая система РФ включает в себя налоги, сборы, пошлины и иные платежи.
Налоги имеют два свойства:
- обязательность, то есть изъятие государством определенной части доходов налогоплательщика в виде обязательного взноса,
- безэквивалентность, то есть уплата налогов налогоплательщиком не сопровождается прямым встречным исполнением со стороны государства каких-либо обязательств.
Несмотря на то, что закон не проводит корректной границы между налогами, сборами, пошлинами и иными платежами, практика применения этих платежей позволяет выявить их специфические черты.
В этой связи налог можно рассматривать как обязательный безэквивалентный платеж, не имеющий конкретных направлений своего использования (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и др.).
Сбор – это всегда целенаправленный платеж, являющейся платой государству за оказанные услуги налогоплательщику. Адресность сбора, как правило, содержится в его названии (целевой сбор на содержание милиции, сбор на нужды образовательных учреждений и др.). Сбор может быть безадресным платежом с определенного вида деятельности или за право осуществления такой деятельности (сбор за право торговли, сбор за право проведения местных аукционов и лотерей и т.д.).
Пошлина – это денежный сбор, взимаемый с юридических и физических лиц за совершение специально уполномоченными органами действия и за выдачу документов, имеющих юридическое значение. Государственная пошлина подразделяется на таможенно - пограничные и внутригосударственные пошлины. Таможенная пошлина – это денежный сбор, взимаемый таможенными органами с плательщика за ввоз и вывоз товара (продукции) через таможенную границу государства. Внутригосударственная пошлина – это денежная плата, взимаемая с физических и юридических лиц за совершение действий, имеющих юридическое значение (госпошлина за предъявление иска в арбитражный суд).
Налоговая система РФ включает федеральные, республиканские (краевые, областные, автономных образований) и местные налоги.
Федеральные налоги, порядок их зачисления в бюджет или внебюджетный фонд, размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории. Ставки федеральных налогов устанавливаются Федеральным Собранием РФ.
К федеральным налогам по действующему законодательству относятся:
1) налог на добавленную стоимость,
2) акцизы на отдельные группы и виды товаров,
3) налог на доходы банков,
4) налог на доходы от страховой деятельности,
5) налог с биржевой деятельности (биржевой налог),
6) налог на операции с ценными бумагами,
7) таможенная пошлина,
8) отчисления на воспроизводство материально-сырьевой базы, зачисляемые в социальный внебюджетный фонд РФ,
9) платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в федеральный бюджет, республиканский бюджет республик в составе РФ, краевые, областные бюджеты краев и областей,
10) подоходный налог (налог на прибыль) с предприятий,
11) подоходный налог с физических лиц,
12) налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляемые в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в РФ:
· налог на реализацию горюче-смазочных материалов,
· налог на пользователей автомобильных дорог,
· налог на владельцев транспортных средств,
· налог на приобретение автотранспортных средств,
13) гербовый сбор,
14) государственная пошлина,
15) налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения,
16) сбор за использование наименования «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний.
Налоги республик в составе РФ, краев, областей, автономных округов устанавливаются законодательными актами субъектов РФ. К их числу (для краткости их чаще называют региональными) относятся:
1) налог на имущество предприятий, зачисляемый равными долями в бюджеты субъектов Федерации и в районные, городские бюджеты по месту нахождения налогоплательщика,
2) лесной доход,
3) плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем,
4) сбор на нужды образовательных учреждений, зачисляемый в бюджеты субъектов Федерации.
Местные налоги устанавливаются законодательными актами субъектов РФ и органов местного самоуправления и действуют на территории соответствующих городов, районов в городах и сельской местности или иного административно - территориального образования. К местным налогам принадлежат:
1) налог на имущество физических лиц,
2) земельный налог,
3) регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью,
4) налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне,
5) курортный сбор,
6) сбор за право торговли,
7) целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций на содержание милиции, благоустройство территорий, нужды образования и другие цели,
8) налог на рекламу,
9) налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники, персональных компьютеров,
10) сбор с владельцев собак,
11) лицензионный сбор за право торговли вино - водочными изделиями,
12) лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей,
13) сбор за выдачу ордера на квартиру,
14) сбор за парковку автотранспорта,
15) сбор за право использования местной символики,
16) сбор за участие в бегах на ипподромах,
17) сбор за выигрыш на бегах,
18) сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе ипподрома,
19) сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами,
20) сбор за право проведения кино- и телесъемок,
21) сбор за уборку территорий населенных пунктов,
22) сбор за открытие игорного бизнеса,
23) налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.
К особенностям местных налогов относится то, что:
некоторые из них устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей территории (земельный налог, налог с имущества физических лиц, регистрационный сбор с лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью). Конкретные ставки этих налогов определяются законодательными актами субъектов РФ и органов власти местного самоуправления;
другая часть из приведенного списка (налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне, курортный сбор и др.) могут вводится районными и городскими органами государственной власти.
Действующим законодательством РФ установлено, что основой для исчисления и уплаты предприятиями налогов является на сегодняшний день бухгалтерская отчетность. Поэтому за предприятиями Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» закрепляют следующие налоговые обязательства (ст.11):
- воевременная уплата налогов;
- ведение бухгалтерского учета, составление отчетов о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечение их сохранности не менее чем в течение 5 лет;
- предоставление налоговым органам необходимых для исчисления и уплаты налогов документов и сведений.