Принципы учета основных средств и нематериальных активов
Учет основных средств осуществляется бухгалтерией предприятия в соответствии с положением по бухгалтерскому учету 6/01 «Учет основных средств», утвержденному Министерством Финансов РФ, а нематериальных активов - в соответствии с положением по бухгалтерскому учету 14/2000 «Учет нематериальных активов»
Основные средства:
а) это материальные объекты, используемые в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации и способные приносить организации экономические выгоды;
б) они используются в течение срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев;
в) их стоимость более 10 тыс. руб.(дешевые считаются материальными затратами и списываются на текущие расходы по мере передачи в эксплуатацию).
К основным средствам относятся: здания и сооружения, оборудование (рабочие и силовые машины и оборудование), транспортные средства, хозяйственный инвентарь (инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь) и прочее (измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты). В составе основных средств учитываются также: капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы); капитальные вложения в арендованные объекты основных средств; земельные участки, объекты.
Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Учет ведется на счете 01 «Основные средства». Для контроля за использованием ОС необходимо проведение инвентаризаций (по концу года и при передаче их другому материально ответственному лицу и в других необходимых случаях)
Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. Первоначальной стоимостью основных средств признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов. Затраты на приобретение собираются на счете 08 и делаются проводки: Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы» Кредит счетов приобретения, например 60 «Расчеты с поставщиками» или 71 «Расчеты с подотчетными лицами» или счетами расходов (если объект производится самой организацией). При передаче объекта в эксплуатацию – Дебет 01 Кредит 08 (Д01-К08).
Коммерческая организация может не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать группы основные средства по восстановительной стоимости. Сумма дооценки объекта основных средств зачисляется в добавочный капитал организации. Одновременно и пропорционально изменяются при этом первоначальная стоимость и начисленная амортизация (Д01-К83 К83 - Д02).
Стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации (для амортизируемых ОС), которая учитывается на чета 02 «АмортизацияОС». По объектам жилищного фонда, объектам внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам, а также продуктивному скоту, ОС полученным безвозмездно или за счет средств бюджета амортизация не начисляется. Начисление амортизации объектов основных средств производится одним из следующих способов: линейный способ; способ уменьшаемого остатка; способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования; способ списания стоимости пропорционально объему продукции. Способ выбирается самостоятельно по каждому объекту ОС, амортизация начисляется ежемесячно проводкой Д 20 (26,29 и другие счета расходов) – К 02.
Восстановление объекта основных средств может осуществляться посредством ремонта, модернизации и реконструкции. При этом затраты на модернизацию и реконструкцию объекта основных средств после их окончания могут увеличивать первоначальную стоимость такого объекта, если в результате модернизации и реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.) объекта (Д01 - К 20 или 26).
ОС могут выбывать, если их продают или постоянно не используют для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг либо для управленческих нужд организации. Доходы и расходы от списания с бухгалтерского учета объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, к которому они относятся и подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве операционных доходов и расходов. ( Д02 - К01, затем Д90 – К01 – если выбытие или Д91 – К01 если продажа)
Аналогичный учет ведется по нематериальным активам, которые отражаютчся на счете 04 «Нематериальные активы». Для принятия к бухгалтерскому учету активов в качестве нематериальных необходимо единовременное выполнение следующих условий:
а) отсутствие материально - вещественной (физической) структуры;
в) использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
г) использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев;
д) организацией не предполагается последующая перепродажа данного имущества;
е) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем;
ж) наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т.п.). (исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности).
К нематериальным активам (НА)относят: исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель; исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных; имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем; исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров; исключительное право патентообладателя на селекционные достижения, деловую репутацию организации и организационные расходы. Организационные расходы - это расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными документами частью вклада участников (учредителей) в уставный (складочный) капитал организации. Репутация организации – это превышение стоимости приобретения предприятия как имущественного комплекса на стоимостью его активов (итога баланса предприятия).
Единицей бухгалтерского учета нематериальных активов является инвентарный объект, который учитывается по первоначальной стоимости. Первоначальная стоимость нематериальных активов, приобретенных за плату, определяется как сумма фактических расходов на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов и учитывается на счете 04 «Нематериальные активы». Первоначальная стоимость нематериальных активов, созданных самой организацией, определяется как сумма фактических расходов на создание, изготовление (израсходованные материальные ресурсы, оплата труда, услуги сторонних организаций по контрагентским (соисполнительским) договорам, патентные пошлины, связанные с получением патентов, свидетельств, и т.п.), за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов, а также общехозяйственных и иных аналогичных расходов (Д 08 – К 60, 71 или счета расходов – при приобретении, далее Д 04 – К 08 прием в эксплуатацию).
Амортизация нематериальных активов производится одним из следующих способов начисления амортизационных отчислений: линейный способ; способ уменьшаемого остатка; способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ). Способ выбирается самостоятельно по каждому объекту НА, амортизация начисляется ежемесячно проводкой Д20 (26,29 и другие счета расходов) – К 05 «Амортизация НА».
При выбытии НА делают проводки Д 05 – К 04, затем Д 90(при выбытии) или 91 (при продаже) К 04.
9. Принципы учета расчетов с персоналом по оплате труда. Структура доходов работника предприятия
Доходы работника – это выплаты ему в денежной и натуральной форме, кроме сумм, которые он получает под отчет (для закупки товарно-материальных ценностей, оплаты работ и услуг, командировочные расходы). Их состав описан в ИНСТРУКЦИИ О СОСТАВЕ ФОНДА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ И ВЫПЛАТ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 10.07.95 N 89.
В состав фонда заработной платы включаются суммы оплаты труда в денежной и натуральной формах за отработанное и неотработанное время, отпуска, стимулирующие доплаты и надбавки, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, премии и единовременные поощрительные выплаты, а также выплаты на питание, жилье, топливо, носящие регулярный характер. В состав выплат социального характера включаются компенсации и социальные льготы, предоставленные работникам, в частности, на лечение, отдых, проезд, трудоустройство (без социальных пособий из государственных и негосударственных внебюджетных фондов).
Учет расчетов по оплате труда ведется на счете 70. По дебету – начисление выплат, включаемых в фонд заработной платы, по кредиту – удержания из заработной платы (налог на доходы физических лиц, профсоюзные взносы, возмещение ущерба, причиненного предприятию и т.п.), а также выплата заработной платы.
Начисление заработной платы производится на основании следующих документов: приказ о приеме на работу, переводе его на другую работу, предоставлении отпуска, штатное расписание, график отпусков, приказ о поощрении работников и др. аналогичные документы, определяющие форму оплаты труда соответствующего работника. Оплата труда может производится по тарифной системе (на основании тарифных ставок и разрядов) и бестарифной системе (на основании коллективного договора и утвержденного положения о формировании и распределении фонда оплаты труда). При оплате труда по повременной или окладной форме необходим табель учета рабочего времени, при различных формах сдельной оплаты – наряды и расценки. Бухгалтер в соответствии с утвержденными правилами расчета заработной платы начисляет каждому работнику заработную плату, а также удержания и формирует расчетно-платежную ведомость или отдельно платежную ведомость и расчетные листки для каждого работника. На каждого работника ведется лицевой счет, в котором отражаются все произведенные начисления и удержания за год, а также налоговые карточки по налогу на доходы физических лиц.
В результате формируются следующие проводки:
Д20 (23) – К 70 – начисление заработной платы работникам основного (вспомогательного) производства
Д26 (44) – К70 – начисление заработной платы работникам административно управленческого персонала (работникам торговой организации)
Д 20 (23,26,44) - К 69 (по субсчетам) – отчисления в фонды социального, медицинского, пенсионного страхования с выплат каждого конкретного работника в соответствии с законодательством.
Д70 – К 68.1 – удержание налога на доходы физических лиц с каждого конкретного работника.