Методы, используемые в бухгалтерском учете

Бухгалтерский учет (БУ) - это система наблюдения, измерения, количественной и качественной характеристики, регистрации хозяйственных процессов и явлений. Он осуществляется бухгалтерией. Метод бухгалтерского учета - совокупность способов и приемов, с помощью которых познается предмет (объекты) бухгалтерского учета. Метод бухгалтерского учета включает в себя следующие способы и приемы, которые принято называть элементами метода бухгалтерского учета: документация и инвентаризация, оценка и калькуляция, счета и двойная запись, баланс и отчетность.

Документация- письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции или о праве на ее совершение. Каждая хозяйственная операция оформляется документами. Документация служит целям контроля, даст возможность проводить документальные проверки, обеспечивает сохранность имущества. Движение документа от момента составления или получения от других предприятий до передачи в архив называется документооборотом. На предприятии должен разрабатываться документооборот по каждому виду документов. По ряду документов документооборот устанавливается Правительством РФ.

Инвентаризация - способ проверки соответствия фактического наличия хозяйственных средств в натуре данным учета; как элемент метода бухгалтерского учета — средство наблюдения и последующей регистрации явлений и операций, неотраженных первичной документацией в момент их совершения. Поэтому инвентаризация является дополнением документации.

Оценка- способ, с помощью которого хозяйственные средства получают денежное выражение. Оценка хозяйственных средств каждого хозяйствующего субъекта базируется на их фактической себестоимости. К оценке, как к одному из элементов метода бухгалтерского учета, предъявляются два основных требования. Оценка всех объектов бухгалтерского учета должна быть реальной и единой. Под реальностью оценки понимается объективное соответствие денежного выражения объектов учета их фактической величине. Под единством оценки понимается ее единообразие и неизменность. Одни и те же объекты учета оцениваются одинаково. Такое единообразие оценки достигается установлением обязательных положений, инструкций, правил учета и калькулирования.

Фактическая стоимость имущества и затрат исчисляется с помощью элемента метода бухгалтерского учета — калькуляции. Калькуляция - способ группировки затрат, их обобщения, исчисления себестоимости объектов учета..

Система счетов - это способ экономической группировки, текущего отражения и оперативного контроля за средствами и хозяйственными операциями. Каждый счет предназначен для отражения конкретного объекта хозяйственных средств или источников их образования. Счет представляет собой таблицу двусторонней формы, имеет две части - "Дебет" и "Кредит". Если по дебету счета отражают поступление средств, то по кредиту - их расходование.

Двойная запись - способ отражения каждой операции в дебете одного и кредите другого взаимосвязанных счетов в одной и той же сумме. Двойная запись обеспечивает взаимосвязь между счетами, что позволяет объединить их в единую систему.

Обобщение всех записей в счетах оформляется в виде баланса. Бухгалтерский баланс - способ обобщения и группировки имущества хозяйства и источников его образования на определенную дату в денежной оценке. Схематично бухгалтерский баланс представляет собой таблицу, составленную из двух вертикально расположенных частей: верхняя - актив - отражает имущество предприятия, а нижняя - пассив - источники его образования. Баланс составляется на основании данных счетов бухгалтерского учета. Каждой статье баланса, как правило, соответствует счет, кроме случаев, когда отдельные статьи отражают данные нескольких счетов, некоторые счета представлены в балансе несколькими статьями. Суммы остатков по всем активным счетам равны итогу актива (валюте) балансе, а по всем пассивным счетам - итогу пассива (валюте) баланса.

Результаты хозяйственной деятельности, а также конкретизация отдельных показателей баланса содержатся в отчетности. Бухгалтерская отчетность - единая система информации о финансовом положении хозяйствующего субъекта за определенный период времени.

К отчетности, как элементу метода бухгалтерского учета, предъявляется целый ряд требований:

· достоверность - отчетность должна содержать достоверные данные об имущественном и финансовом положении;

· целостность - она должна составляться по всем без исключения хозяйственным операциям, в том числе осуществляемым и ее филиалами, представительствами;

· сопоставимость - соблюдение постоянства в содержании и формах отчетности;

· последовательность - сравнение данных отчетного периода с предыдущими:

· отчетный период – определенный единый период, за который должна составляться отчетность;

· оформление – отчетность должна быть оформлена в утвержденном виде, на русском языке и в валюте Российской Федерации, подписана главным бухгалтером.

.

6. Состав и содержание бухгалтерской (финансовой) отчетности. Бухгалтерский баланс, его структура.

Средства предприятия участвуют в процессе производства непрерывно. Вещественный состав средств на разных предприятиях неодинаков, поэтому для руководства предприятием нужно знать, какими средствами оно располагает, из каких источников они получены, для какой цели предназначены. На эти вопросы дает ответ бухгалтерский баланс. Он отражает состояние средств в обобщенной их совокупности на тот или иной момент времени, раскрывает структуру средств и их источников в разрезе видов и групп, удельный вес каждой группы, взаимосвязь и взаимозависимость между собой. Данные баланса служат для выявления важнейших показателей, характеризующих деятельность предприятия и его финансовое состояние. Данные бухгалтерского баланса дают возможность контролировать правильность использования средств целевого назначения.

Бухгалтерский баланс - способ обобщения и группировки имущества хозяйства и источников его образования на определенную дату в денежной оценке. Баланс как совокупность документов о деятельности предприятия на определенную дату может составляться с различными целями и, следовательно, иметь разную структуру (состав отчетных форм).

Стандартная форма отчетности, утвержденная Министерствами финансов и по налогам и сборам, предназначена для предоставления в налоговую инспекцию.

Она содержит ряд форм:

форма 1 «Бухгалтерский баланс», форма 2 «Отчет о прибылях и убытках», форма 3 «Отчет об изменениях капитала», форма 4 «Отчет о движении денежных средств», форма 5 «Приложения к бухгалтерскому балансу», форма 6 «Отчет о целевом использовании полученных средств». Эти формы утверждены для организаций, кроме бюджетных и страховых, но заполняются не всегда, а по мере необходимости. Наиболее часто заполняют формы 1 и 2. Кроме этих форм в утвержденную отчетность входят декларации по налогам, уплачиваемым предприятиям, а также различные пояснительные письма и справки, например, заключение аудитора, сопроводительное письмо, справки о налоговых льготах, отсутствии налогооблагаемых объектов, расчет среднесписочной численности персонала, подтверждение об отнесении к субъектам малого бизнеса, и т.п.

Форма 1Баланса представляет собой таблицу, составленную из двух вертикально расположенных частей: верхняя - актив - отражает имущество хозяйственного органа, а нижняя - пассив - источники его образования.

Наименование раздела Группа статей
АКТИВ
1.Внеоборотные активы Нематериальные активы Основные средства Незавершенное строительство Доходные вложения в материальные ценности Долгосрочные финансовые вложения Прочие внеоборотные активы
2.Оборотные активы Запасы Незавершенное производство Расходы будущих периодов Дебиторская задолженность Краткосрочные финансовые вложения Денежные средства Прочие оборотные активы
Итого актив баланса
3. Капитал и резервы Уставный капитал Добавочный капитал Резервный капитал Фонд специального назначения Целевое финансирование и поступления Нераспределенная прибыль (непокрытые убытки) отчетного года
4. Долгосрочные пассивы Заемные средства Прочие пассивы
5. Краткосрочные пассивы Заемные средства Краткосрочная задолженность
Итого пассив баланса

Активы (имущество предприятия) состоят из 2 частей: оборотный и внеоборотный капитал. Внеоборотный капитал - это стабильное имущество предприятия, не находящееся в постоянном обороте. Его состав – в разделе 1 баланса предприятия. К нематериальным активам относятся приобретенные за плату патенты, лицензии, торговые марки и товарные знаки, права по пользованию производственной информацией, земельными участками и природными ресурсами, зданиями и оборудованием, а также организационные расходы, осуществленные до момента регистрации предприятия. Основные средства представляют собой стоимостную оценку основных фондов предприятия. Основные фонды – средства производства, участвующие в нескольких производственных циклах, не меняющие свою натурально вещественную форму и переносящие свою стоимость на стоимость готовой продукции в виде амортизационных отчислений. В бухгалтерском учете к ним относят материальное имущество со сроком службы более 1 года. Если основные фонды еще не переданы в эксплуатацию, их относят к незавершенному строительству.

Наряду с основным капиталом для нормальной работы предприятия необходим оборотный капитал или оборотные средства (ОС) - это денежные средства, авансированные в оборотные производственные фонды и фонды обращения. Состав оборотных средств – в разделе 2 баланса предприятия.

Источники приобретения имущества предприятия, указываемые в пассиве баланса, делятся на 2 большие группы: собственный капитал и заемный (обязательства). Собственный капитал и приравненные к ним средства (3 раздел баланса) - это средства, которые отданы владельцами в распоряжение предприятия (уставный капитал) и средства, сформированные за счет деятельности предприятия в прошлые годы (прибыль). Прибыль предприятия, не использованная в течение текущего года, направляется в зависимости от планов ее дальнейшего использования в различные фонды: резервный фонд (на покрытие возможных в будущем убытков), фонд накопления (дальнейшее развитие производства), фонд социальной сферы. Нераспределенная прибыль указывается отдельно и может быть использована на любые цели. С течением времени стоимость внеоборотных активов перестает отражать их реальную рыночную стоимость. Для ликвидации этого противоречия проводят переоценку. Разницу в стоимости до переоценки и после нее указывают в отдельной строке - добавочный капитал, так как реального вложения средств, связанных с изменением стоимости основного капитала не происходит. Кроме прибыли и уставного капитала существует еще один источник приобретения имущества - целевые финансирование и поступления (поступления средств из бюджета или специализированных фондов под конкретные цели). Эти средства называются "приравненные к собственным", так как фактически ими не являются, но и возврату не подлежат.

Обязательства (краткосрочные и долгосрочные пассивы) возникают из-за событий, произошедших в прошлом, выполнение их приведет к оттоку ресурсов. Они включают краткосрочные (до года) и долгосрочные долги и займы, счета к оплате (кредиторская задолженность) и резервы предполагаемых ассигнований. Они находятся в 4 и 5 разделе баланса.

Такой баланс составляется бухгалтерией предприятия путем подсчета остатков (сальдо) по счетам и называется сальдовый.

Другая форма баланса - Оборотный баланс. Он помимо остатков средств и источников образования имущества на начало и конец периода содержит данные об их движении (дебетовые и кредитовые обороты) за отчетный период. Оборотный баланс имеет большое значение в качестве промежуточного рабочего документа, используемого в процессе составления сальдовых балансов: вступительного, заключительного и ликвидационного. Вступительный баланс (начальный) - первый баланс, составляемый в начале деятельности предприятия. В его активе отражается состав имущества предприятия, полученного при его организации, а в пассиве - источники его возникновения. Заключительный баланс - отчетный документ о производственно-финансовой деятельности предприятия за определенный период времени. Он составляется на основе проверенных бухгалтерских записей (выверка оборотов и остатков по счетам, проверка инвентаризацией средств и расчетов). Ликвидационный баланс составляется для характеристики имущественного состояния предприятия на дату прекращения его деятельности как юридического лица. Предварительный баланс - бухгалтерский баланс, составляемый заранее на конец отчетного периода с учетом ожидаемых изменений в составе имущества предприятия.

Порядок формирования чистой прибыли предприятия. Содержание отчета о прибылях и убытках.

Прибыль - экономическая категория, характеризующая финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия (превышение доходов над расходами).

Порядок расчета чистой прибыли предприятиями в России, установлен Министерством финансов РФ и отражается в форма 2 баланса предприятия «Отчет о прибылях и убытках»:

1.Выручка от продажи товаров, работ, услуг - НДС, акцизы и подобные платежи= объем реализации (нетто-выручка)

2.Объем реализации (нетто-выручка) - себестоимость проданной продукции (без коммерческих и управленческих расходов)= валовая прибыль

3.валовая прибыль - коммерческие расходы - управленческие расходы=прибыль/убыток от продаж

4.прибыль/убыток от продаж + прочие доходы – прочие расходы= прибыль/убыток до налогообложения (балансовая прибыль)

5.прочие доходы

= проценты к получению - проценты к уплате +доходы от участия в других организациях + прочие операционные доходы (поступления от аренды или иного использования активов организации; поступления в оплату за использование объектов интеллектуальной собственности или иных нематериальных активов; проценты по ценным бумагам или дивиденды от участия в уставном капитале других организаций; прибыль от совместной деятельности по договору простого товарищества; проценты за использование кем-то ваших денежных средств) + прочие внереализационные доходы (штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договора, полученные безвозмездно активы, возмещение причиненный убытков, прибыль прошлых лет, выявленная в отчем году, кредиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности, курсовые разницы, суммы до оценки активов)

6.прочие расходы

= проценты к уплате + прочие операционные расходы (расходы, связанные с предоставлением во временное пользование активов организации, предоставлением за плату прав на использование интеллектуальной собственности, участие в уставных капиталах других организаций, проценты, уплачиваемые организацией за пользование денежными средствами, расходы на оплату услуг кредитных организаций) + внереализационные расходы (штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, возмещение причиненных другим убытков, убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году, суммы дебиторской задолженности по которым истек срок исковой давности, курсовые разницы и суммы уценки активов, некоторые налоги )

7.прибыль/убыток до налогообложения (балансовая прибыль), скорректированный согласно главе 25 Налогового кодекса РФ= налогооблагаемая прибыль. Для этого балансовая прибыль уменьшается на величину льгот, доходов, которые не облагаются налогом на прибыль и увеличивается на расходы, не принимаемые для целей налогообложения.

8.балансовая прибыль - налог на прибыль (исчисленный от налогооблагаемой прибыли) и другие обязательные платежи= прибыль/убыток от обычной деятельности

9.прибыль/убыток от обычной деятельности + чрезвычайные доходы - чрезвычайные расходы (не компенсируемые потери в результате стихийных бедствий, пожаров, аварий и затраты по их ликвидации)

= чистая (нераспределенная прибыль)/непокрытый убыток

Субъекты малого бизнеса, применяющие упрощенную систему налогообложения, предприятия выплачивающие налог на вмененный доход, а также предприниматели без образования юридического лица определяют собственную прибыль как сумму всех доходов, за вычетом всех расходов.

По способам установления плановых заданий и учета выполненной работы можно выделить:

· - индивидуальную форму организации труда, когда задание устанавливается каждому работнику отдельно, ведется индивидуальный учет выполненной работы и начисляется индивидуальный заработок работнику;

· - коллективную форму организации, когда производственное задание устанавливается всему коллективу в целом, учет выработки продукции также ведется по конечным результатам работы коллектива и всему коллективу начисляется заработок.

Коллективные формы организации труда по способу разделения и кооперации подразделяются на коллективы:

· - с полным разделением труда, когда каждый работник занят только выполнением работы строго по своей специальности на одном рабочем месте;

· - с частичной взаимозаменяемостью, когда работники владеют двумя или большим числом профессий и могут выполнить работы не только на своем рабочем месте, но и по совмещаемой профессии;

· - с полной взаимозаменяемостью, когда каждый член коллектива может работать на любом рабочем месте или меняться рабочими местами по заранее продуманной схеме.

Первичным звеном коллективной организации труда является бригадная организация труда. В бригаду могут входить рабочие одной профессии или разных профессий и разного уровня квалификации. Общим признаком, характеризующим бригаду, является то, что все ее члены взаимоувязаны в процессе труда, совместно выполняют производственное задание, несут коллективную ответственность за результаты своего труда. Преимуществами бригадной организации труда являются: эффективнее осуществляется кооперация между работниками, повышается производительность труда, снижается себестоимотсь продукции, происходит овладение смежными специальностями и профессиями, проявляется взаимопомощь и т.п.

По степени функционального разделения труда все бригады подразделяются на специализированные (объединяющие рабочих одной профессии и специальности) и комплексные (формируются из рабочих различных профессий, специальностей, квалификации).

По времени совместной работы бригады могут быть сменными, сквозными, многосменными.

К формам организации индивидуального труда основных рабочих в условиях полной или частичной механизации и автоматизации трудовых процессов относятся:

- совмещение функций, специальностей и профессий одним или несколькими рабочими при выполнении различных видов труда

- многостаночное обслуживание рабочим двух или более станков или аппаратов, работающих в автоматическом или полуавтоматическом режиме и расположенных в зоне реальной досягаемости их для рабочих.

Для организации многостаночного обслуживания необходимо соблюдать следующее условие: время машино-автоматической работы на одном станке равно или несколько превышает время занятости рабочего на другом станке.

По способам взаимодействия с вышестоящими органами могут быть следующие формы организации труда: прямое подчинение, договор подряда, договор аренды, контракт.

По способам управления коллективом различают: полное самоуправление, частичное самоуправление, без самоуправление.

В иерархии управления на предприятии коллективные формы организации труда могут быть: звеньевыми, бригадными, участковыми, цеховыми, групповыми, отдельскими и др.

Все указанные формы организации труда и их разновидности могут соединяться в различных комбинациях, например, бригадная форма организации труда с полной взаимозаменяемостью, бригадный подряд, аренда предприятия и др.

Каковы же условия эффективности форм организации труда? Для этого нужно выделить прогрессивные элементы, характерные для отдельных форм. Прогрессивными можно считать те элементы, которые обеспечивают автономию и свободу выбора средств для решения производственных задач, перемену труда и гармоничное развитие людей в процессе труда; создают условия для самоуправления, проявления творчества и инициативы; способствуют экономии времени, росту производительности труда; повышают ответственность за результаты труда.

К таким элементам относятся:

- Частичная или полная взаимозаменяемость работников в коллективе;

- Планирование по единому наряду и оплата только за конечный результат;

- Подрядные и арендные отношения;

- Самоуправление трудового коллектива;

- Использование дополнительных средств в виде различных коэффициентов для распределения коллективного заработка между работниками трудового коллектива;

- Планирование и учет не только выпуска продукции, но и тех средств, которые необходимо затратить на этот выпуск, поощрение за экономию эксплуатационных затрат;

- Сквозное построение подразделений, работающих в многосменном режиме.

Если формируются коллективы, в которых присутствуют все или большинство из названных элементов эффективности, то можно быть уверенным, что работа их будет успешной. При этом не следует забывать, что необходимо предварительное обоснование принимаемых решений и проектирование всяких организационных новшеств.

Четкое представление о сущности, содержании, формах и функциях организации труда на современном предприятии, в учреждении необходимо каждому специалисту и руководителю любого ранга.

Наши рекомендации