Определение и основные компоненты корпоративной культуры туристского предприятия.
Корпоративная культура - новая область знаний, входящая в серию управленческих наук.
Источниками формирования организационной культуры выступают:
1) система личных ценностей и индивидуально-своеобразных способов их реализации;
2) способы, формы и структура организации деятельности, которые объективно воплощают некоторые ценности, в том числе и личные ценности руководителей предприятия;
3) представление об оптимальной и допустимой модели поведения сотрудника в коллективе, которые отражают систему стихийно сложившихся внутригрупповых ценностей. В зависимости от характера влияния организационной культуры на общую результативность деятельности предприятия выделяют «позитивную» и «негативную» корпоративную культуру.
Позитивная - стимулирует результативность деятельности предприятия (ее признаки: личностно-ориентированна, интегративная, стабильная) либо его развития (личностно-ориентированная, интегративная; нестабильная).
Негативная- препятствует эффективному функционированию предприятия и его развития (ее признаки: функционально-ориентированная; дезинтегративная; стабильная, либо нестабильная)
Выделяют три группы факторов, которые определяют успешную реализацию миссии, генеральных и текущих целей, корпоративных стратегий, то есть управление организацией, а также определяют правила морально-этической ответственности организации перед своими сотрудниками и акционерами (и последних перед организацией), перед своей деловой средой, государством и обществом в целом.
К таким факторам относятся:
· управленческий профессионализм и ответственность менеджеров, независимо от того, являются ли они собственниками или наемными служащими компании; в этой группе действуют факторы непрерывного повышения квалификации управленцев всех уровней, способность менеджмента целостно и системно охватить изменяющуюся внешнюю среду корпорации и обеспечить соответствующую внешним изменениям динамику ее внутренней среды;
· этическая политика организации в ее генеральных целях, эффективность ее реализации в корпоративной морали, миссии, стратегии и стандартах поведения персонала; этот уровень определяется этикой кодексов управления и поведения организации, соответствием корпоративной этике повседневной управленческой и производственной деятельности и поведения служащих корпорации;
· этнокультурный менталитет, определяемый коренными историко-культурными ценностями этносов страны базирования корпорации.
В настоящие время предполагаются некоторые конкретные мероприятия по совершенствованию организационной культуры и корпоративного духа:
· организация конкурсов профессионального мастерства среди работников фирмы
· установление особого ритуала поощрения лучших по профессии, возможно определение «человека года» фирмы
· установление льгот и поощрений для сотрудников, проработавшие в фирме определенное количество лет
· расширение ассортимента услуг, оказываемые службами фирмы
· расширение выпуска рекламных материалов и сувенирных изделий
· установление дня рождения фирмы со статусом выходного дня для работников
· создание системы сбора и реализации предложений и просьб сотрудников фирмы
Главным мероприятием по совершенствованию корпоративного духа, организационной структуры является проведение корпоративных мероприятий.
12.Характеристика "семейного" и "бюрократического" типов корпоративной культуры.
Корпоративная культура- ярко выраженная внутренняя направленность и характеризуется стремлением максимально вовлечь работников в процессы, происходящие в организации. Основными ценностями в компаниях такого типа становятся семейные отношения, кооперация, атмосфера заботы и плотного взаимодействия членов коллектива. Характерная для «клановых» организаций особенность — стремление учесть интересы как клиентов, так и сотрудников, при этом не делается акцент на различиях в статусе отдельных работников.
Семейный тип.
Компания кланового («семейного») типа имеет ярко выраженную внутреннюю направленность и характеризуется стремлением максимально вовлечь работников в процессы, происходящие в организации. Основными ценностями в компаниях такого типа становятся семейные отношения, кооперация, атмосфера заботы и плотного взаимодействия членов коллектива. Характерная для «клановых» организаций особенность — стремление учесть интересы как клиентов, так и сотрудников, при этом не делается акцент на различиях в статусе отдельных работников.
Бюрократический тип.
Для данного типа корпоративной культуры характерны: направленность на соблюдение устоявшихся правил и ритуалов, поддержание стабильности во всех аспектах, рациональный и упорядоченный подход к решению кадровых и финансовых вопросов. Такие системы отличаются строгой иерархией должностных полномочий и четкой специализацией структурных подразделений. Основным источником власти в системе становится сила положения (роли) в организационной иерархии, а способы связи и методы разрешения конфликтов определяются объемным сводом правил и инструкций. Бюрократическая «культура роли» почти не восприимчива к нововведениям, даже если они объективно способны принести пользу делу, поэтому приживается только в компаниях, считающих приоритетной целью стабильность производства и глубину специализации отдельных работников, а не внедрение новых продуктов или гибкость поведения. Корпоративная культура организации бюрократического типа часто становится причиной низкого уровня адаптации коллектива к постоянно изменяющимся условиям внешней среды. В таких компаниях отсутствует внутренняя гибкость, поэтому сегодня можно наблюдать постепенный отход от бюрократических ценностей, мешающих приспосабливаться к существующим реалиям.
13.Характеристика "предпринимательского" и "конкурентного" типов корпоративной культуры.