Факторы, влияющие на успешность инновационных процессов туристского предприятия.

Успех нововведения как положительный эффект инновационной деятельности является многоаспектным.

Размер эффекта от реализации инноваций непосредственно определяется их ожидаемой эффективностью, проявляющейся в следующих смыслах:

- в продуктовом смысле (улучшение качества и рост товарных ассортиментов);

- в технологической смысле (рост производительности труда);

- в функциональном смысле (рост эффективности управления);

- в социальном смысле (улучшение качества жизни).

На успех инноваций большое влияние оказывают внешние факторы. К компонентам внешней среды фирмы относятся макросреда, инфраструктура и микросреда, прямо или косвенно воздействующие на эффективность и устойчивость работы фирмы, успех ее инновационных проектов.

Макросреда характеризуется международными, политическими, экономическими, социально-демографическими, правовыми, экологическими, природно-климатическими, научно-техническими, культурными факторами. Прямое влияние на функционирование фирмы и результаты нововведения оказывают, например, налоговая, таможенная, финансово-кредитная системы страны, а косвенное параметры технического развития, экосистемы, правовой системы и др. В принципе, чем выше конкурентоспособность страны, тем выше количество конкурентоспособных фирм.

К факторам микросреды фирмы можно отнести: непосредственных конкурентов фирмы по выпускаемым ею товарам; всех конкурентов поставщиков («входа»); маркетинговых посредников фирмы по «входу» и «выходу» системы; контактные аудитории (общество потребителей, контролирующие органы, профсоюзы, пресса и т. п.). Чем выше конкуренция по «входу» и «выходу» системы, тем выше будет конкурентоспособность выпускаемых фирмой инновационных товаров.

Мезосфера (инфраструктура) региона характеризуется системой следующих его отраслей: рыночная инфраструктура региона; мониторинг окружающей природной среды; здравоохранение; наука и образование; культура; торговля; общественное питание; транспорт и связь; промышленность; строительство; жилищно-коммунальное хозяйство; бытовое обслуживание населения; пригородное сельское хозяйство. Прямое влияние на функционирование фирмы и результаты нововведения могут оказывать налоговая система, законодательная система региона и др. Эти факторы в любой экономической среде - сопутствующие элементы риска любой инновации.

Факторы же внутренней среды инновационного процесса находятся в компетенции компаний и отражают стратегию менеджмента компании, организационные и производственные возможности.

На основе анализа современных зарубежных исследований к внутренним фаакторам можно отнести:

1. Соответствие проекта стратегии компании: степень достаточности финансовых ресурсов; наличие исследовательского опыта сотрудников; наличие разработчиков и технических ресурсов; наличие маркетологов; наличие команды менеджеров пр.

2. Основные характеристики инновационного продукта:

2.1. Особенности нового продукта: уровень цены за единицу продукта по сравнению с аналогами; относительная величина инвестиций; уровень технической сложности продукта; конкурентоспособность на внешнем рынке;

2.2. Источник идеи: изобретатель или рынок; технология или рынок; первоначальная ясность технического решения; защищенность идеи патентом;

2.3. Новизна инновационного проекта: степень новизны продукта для данной отрасли в России, для мира, в продуктовой линейке компании; степень новизны производственного процесса, конкурентов, рекламной компании, степень технологической новизны продукта.

3. Способность компании к реализации инновационного проекта: наличие системы по поиску новых идей; предварительная оценка технической реализуемости проекта; предварительная оценка рынка; способность к разработке изделия и т.д.

4. Преимущества нового продукта: наличие уникальных признаков, свойств и функций продукта.

5. Особенности выхода на рынок: соответствие фактического объема производства планировавшемуся; мощность рекламной компании по продвижению нового продукта; наличие адресной рекламы для отдельных категорий потребителей; использование других маркетинговых технологий.

6. Осведомленность и владение информационными потоками: знание об общих и детальных потребностях потребителей; знание о ценовой чувствительности клиента; знание о продукции и стратегии конкурентов и пр.

7. Риски: зависимость проекта от уникальных компетенций его ключевых участников; дефицит кадров; коммуникативные проблемы между подразделениями; отсутствие у менеджеров опыта работы в компаниях быстрого роста и на глобальных рынках пр.

Наши рекомендации