Факторы влияющие на уровень конкурентоспособности персонала.

Повышение конкурентоспособности предприятия предполагает разработку ряда экономических, коммуникационных и социальных целей. В качестве экономических можно выделить следующие цели: достижение лидерства на рынке, овладение определенной долей рынка, освоение новых сегментов рынка, повышение эффективности сбыта, увеличение объема продаж, получение прибыли прежде всего не в краткосрочном, а в долгосрочном периоде. Коммуникационные цели предполагают повышение имиджа, престижа предприятия и его товаров. Социальные цели включают содействие занятости населения, охрану труда и окружающей среды, производство товаров, рассчитанных на слои населения с низким уровнем дохода.

С учетом этих целей можно сформировать основополагающую систему факторов конкурентоспособности предприятия, которая включает внешние и внутренние факторы.

Внешними факторами являются:

• уровень открытости экономики страны;

• уровень интеграции страны в рамках мировой экономики;

• уровни конкурентоспособности страны, региона, отрасли;

• уровень конкуренции во всех областях деятельности в стране;

• государственная поддержка малого и среднего бизнеса в стране;

• правовое регулирование функционирования экономики страны и регионов;

• налоговые ставки;

• процентные ставки;

• научный уровень управления экономикой страны, региона и отрасли;

• национальная система стандартизации и сертификации;

• качество информационного обеспечения управления на всех уровнях иерархии;

• наличие доступных и дешевых природных ресурсов;

• государственная поддержка науки, образования и инновационной деятельности;

• прогрессивность системы подготовки и переподготовки кадров в стране;

• климатические условия и географическое положение страны или региона.

В обобщенном виде внешними факторами конкурентоспособности предприятия являются:

• конкурентная среда и уровень конкуренции в отрасли, степень приватизации предприятий в стране;

• характеристики спроса на товары предприятия (величина и динамика спроса, требования рынка к цене и качеству товаров, эластичность спроса по цене и уровню доходов);

• развитость и конкурентные преимущества отраслей, которые обеспечивают предприятие необходимыми материалами и информационными средствами;

• случайные события (технологические прорывы, колебания цен на ресурсы, значительные изменения на мировых финансовых рынках, политические решения своего и зарубежных правительств);

• экономические и организационно-административные формы и методы государственного регулирования поведения производителей и покупателей.

К числу главных внутренних факторов конкурентоспособности предприятия относятся конкурентная стратегия предприятия, параметры эффективности использования трудовых, материальных, нематериальных и финансовых ресурсов предприятия, которые формируют его конкурентные преимущества на рынке.

Внутренние факторы конкурентоспособности предприятия можно подразделить на следующие группы.

1) Структурные:

• прогрессивность производственной структуры предприятия (гибкие производственные системы, автоматизированные модули и системы);

• миссия предприятия в части содержания и реализации оригинальной идеи повышения конкурентоспособности товаров;

• совершенство организационной структуры предприятия, позволяющее осуществлять вертикальную и горизонтальную интеграцию по производству конкурентного товара;

• уровень организации, специализации и концентрации производства с точки зрения обеспечения на их основе конкурентоспособности товара;

• уровень унификации и стандартизации выпускаемой продукции;

• уровень регулирования производственных процессов в целях достижения конкурентных преимуществ предприятия;

• совершенство информационной и нормативно-методической базы управления конкурентоспособным производством;

• сила конкуренции на входе и выходе производственной системы.

2) Ресурсные:

• уровень эффективности использования трудовых, материальных, нематериальных и финансовых ресурсов;

• сила конкуренции среди поставщиков и их конкурентоспособность;

• доступ к качественному дешевому сырью, топливу и другим материальным ресурсам.

3) Технические:

• удельный вес патентованных товаров, технологий, оборудования;

• уровень качества изготовления товаров.

4) Управленческие:

• уровень конкурентной стратегии предприятия;

• уровень конкурентоспособности менеджмента;

• уровень конкурентоспособности менеджеров и маркетологов;

• уровень организации поставок сырья, материалов и комплектующих изделий;

• уровень функционирующей системы управления качеством продукции на предприятии;

• уровень сертификации продукции и систем, их соответствие международным стандартам ИСО-9001-2001.

5) Экономические:

• показатели рентабельности продукции, производства, капитала и продаж;

• скорость оборачиваемости всех видов материальных ресурсов;

• финансовая устойчивость функционирования предприятия;

• доля экспорта наукоемких товаров.

Таким образом, формами проявления конкурентоспособности предприятия являются преимущества в использовании трудовых и производственных ресурсов технического, технологического, структурного и маркетингового характера; в стимулировании спроса на продукцию данного предприятия; сравнительно низкая себестоимость и высокое качество продукции; адаптивность и гибкость предприятия в условиях рыночной неопределенности и предпринимательского риска; соответствующая государственная политика в области защиты и регулирования конкуренции или поддержки товаропроизводителей.

Наши рекомендации