Основные педагогические теории

Антон Семенович Макаренко (1888-1939) подверг острой критике традиционную педагогику. Он писал, что она металась от муштры детей и подавления их личности к абсолютной свободе детей от обязанностей, от авторитарной педагогики слепого повиновения детей к анархической теории «свободного воспитания».

Гуманизм, проходящий через всю педагогическую систему Макаренко, является одним из ее основных принципов. Макаренко глубоко верит в творческие силы человека, в большие его возможности.

С идеей гуманизма у Макаренко тесно сочетается оптимизм — умение видеть в каждом воспитаннике положительные силы, «проектировать» в человеке лучшее, более сильное, более интересное. Он глубоко верил в творческие силы человека, был убежден, что правильно поставленным воспитанием можно пробудить и развить эти силы.

Макаренко требовал, чтобы педагогическая теория строилась на обобщении практического опыта воспитания. Он критиковал метафизические педагогические теории, построенные умозрительным путем.

Макаренко высоко ценил педагогику, считал ее самой диалектической и сложной наукой. Педагогика определяет цель воспитания как подготовку всесторонне развитых членов общества. Макаренко конкретизировал эту цель и говорил о необходимости воспитать патриотов, образованных людей, квалифицированных работников; людей, обладающих чувством долга и чести, сознающих свое достоинство, имеющих организационные навыки, дисциплинированных, стойких, бодрых и жизнерадостных.

Воспитание в коллективе и через коллектив — это центральная идея его педагогической системы, красной нитью проходящая через всю педагогическую деятельность и все его педагогические высказывания. Макаренко отводил важную роль в жизни коллектива игре. В детском возрасте игра имеет большое значение, и ребенок, писал Макаренко, должен играть, «надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь». Эта сторона жизни коллектива нашла свое яркое выражение в эстетике и символике (сигналы, рапорты, отличительные знаки и т.п.) и во всей структуре и деятельности коллективов колонии и коммуны.

Макаренко тесно связывает вопрос о дисциплине с воспитанием воли, мужества, твердого характера. «У наших школьников иногда бывает еще дисциплина порядка, но не бывает дисциплины борьбы и преодоления»,— писал Антон Семенович. Он указывал, что школа умеет, пожалуй, бороться с дезорганизаторами, но такие типы характеров, как «тихони», накопители, приспособленцы, шляпы, разини, кокеты, приживалы, мизантропы, мечтатели, зубрилы, проходят мимо нашей педагогической заботы... А на самом деле именно эти характеры вырастают в людей вредоносных.

Ян Амос Коменский (1592 - 1670) Коменский был основоположником педагогики нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обученияи воспитания детей (“Материнская школа”, “Великая дидактика”, “Новейший метод языков”, “Пансофическая школа” и др.) рассмотрены все важнейшие педагогические проблемы. Отличительной чертой педагогических воззрений Коменского было то, что он рассматривал воспитание в качестве одной из важнейших предпосылок установления справедливых и дружественных отношений между людьми и народами. Эта идея проходит красной нитью через его главный труд “Всеобщий совет об исправлении дел человеческих”, одну из частей которого он назвал “Пампедией ” - “Всеобщим воспитанием”, где он, в частности, развивает мысль о том, что воспитание и образование человека не заканчивается после выхода из школы. Через все педагогические сочинения Коменского, проходит мысль, что правильное воспитание во всем должно сообразоваться с природой. Коменский считал, что человек как часть природы подчиняется ее главнейшим, всеобщим законам, действующим как в мире растений и животных, так и в отношении человека.

Надежда Константиновна Крупская (1869—1939) Особое внимание она уделяла воспитанию коллективизма, считая одной из важнейших задач советской школы привитие учащимся навыков общественника-коллективиста. Школа, пионерская организация и комсомол имеют общие цели по воспитанию у подрастающего поколения коммунистической морали, по развитию у него коллективизма. В первую очередь надо наладить коллективную работу детей, которая дает им возможность сознавать себя частью целого, частью коллектива. Надо помочь ребенку, разъясняла Крупская, осознать свои мысли и чувства, сделать это познание самого себя средством познания других, средством более тесного сближения с коллективом, для того чтобы расти вместе с другими и идти сообща к новой, счастливой, интересной и полноценной жизни.
При этом условии индивидуальные черты члена коллектива не только не будут стираться, а, напротив, будут развиваться в интересах всего коллектива. Надежда Константиновна дает советы учителю, как следует работать в классе, чтобы сплотить коллектив, чтобы воспитать лучшие черты советского человека.
Крупская всегда подчеркивала, что необходимо в Советской стране уметь воспитать настоящего интернационалиста, любящего свой народ и трудящихся всех стран мира. Она всячески поддерживала инициативу детей разных национальностей, помогала им дружить друг с другом. Придавала большое значение эстетическому воспитанию в формировании личности ребенка, разъясняла, что искусство организует детей, служит средством более тесного их сближения с коллективом. Она хотела, чтобы искусство стало составной частью жизни, чтобы дети знали искусство других народов. Отмечая, что в школах «эстетическое воспитание у нас часто заброшено», она настаивала на том, чтобы пение и рисование преподавались в каждой школе.

К.Д. Ушинский (1824-1871) Воспитание мыслится Ушинским как целенаправленный, преднамеренный процесс «управления личностью» цель которого - подготовить человека к жизни и активной трудовой деятельности, воспитать гармонически развитого человека, умеющего сочетать свои интересы с интересами своего народа и всего человечества. Из направлений воспитания главную роль, по Ушинскому, играет нравственное воспитание, оно - центр его педагогической концепции. Оно важнее, чем наполнение головы познаниями. Ушинский пишет, что обогащение познаниями принесет много пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания... могли сделать гоголевского городничего «сытным человеком». Воспитание, по мнению Ушинского, лишенное моральной силы, разрушает человека. Важно воспитывать в детях стремление к добру, чувство патриотизма, трудолюбие, чувство общественного долга, гуманизм, дисциплину, твердый характер и волю как могущественный рычаг, который может изменять не только душу, но и тело. В процессе нравственного воспитания необходимо также преодолевать такие чувства и качества как упрямство, леность, скуку, тоску, карьеризм, лицемерие, праздность.

Вопросы и задания для самопроверки:

1. Как педагогика связана с другими науками?

2. Какие педагогически теории вам известны? Подготовьте сообщения.

3. Каковы требования общества к образованию?

Литература:

1. История педагогики в России: Хрестоматия: Для студ. Гуманитарных фак. высш. учеб. заведений/ сост. С.Ф. Егоров.- М.: Издательский центр «Академия», 1999.-400 с.

2. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник/ Г.М. Коджаспирова. – М.: Гардарики, 2009. – 528 с.

3. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. Вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.- кн. 1: общие основы. Процесс обучения. – 576 с.: ил.

Особенности образовательного учреждения, как некоммерческой организации

Основные понятия и термины по теме:

Образовательное учреждение. Образовательные услуги. Некоммерческая организация. Попечительский совет.

План изучения темы:

1. Содержание понятия «образовательное учреждение».

2. Отличительные черты некоммерческих организаций.

3. Особенности образовательного учреждения, как некоммерческой организации.

Содержание понятия «образовательное учреждение»

В условиях экономических реформ и реализации приоритетных национальных проектов в сфере образования и науки содержание понятия «образовательное учреждение» становится недостаточно определенным. Но для ре­шения проблем в области управления экономикой образования недостаточная определенность (или отсут­ствие достаточного понимания содержания) самого понятия «об­разовательное учреждение» является серьезным препятствием. В результате недостаточной оп­ределенности образо­вательное учреждение трактуется как организация, производящая образовательные услуги, в которой осуществляется не связанный с экономикой про­цесс передачи знаний и создания нового знания; либо как некоммерческая организации, распространяя на него (учреждение), соответственно, категории, применяемые для коммерческих организаций. Такая двойственность приводит к неопределенности и разночтению и в других вопросах, например: можно ли осуществлять образовательную деятельность организациям иных типов (не учреждениям); кто является собственником доходов, полученных учеб­ным заведением от осуществления соответствующей деятель­ности; следует ли полностью исключить образовательную дея­тельность из сферы налогового регулирования и т.д.

Для понимания сущности образовательного учреждения как некоммерческой организации необходимо определение его статуса, включающего определение как самого понятия «об­разовательное учреждение», так и тех отношений, которые это учреждение реализует. Под статусом понимается место обра­зовательного учреждения среди организаций других типов, его отличия от них и характерные черты.

По определению учреждение — это некоммерческая орга­низация. Однако термин «некоммерческая» относится к организации, не ставящей своей целью извлечение прибыли осуществления своей деятельности. Само по себе отсутствие такой цели вовсе не оз­начает, что прибыль некоммерческой организацией не может быть получена. Кроме того, коммерческие организации, имея в качестве основной цели деятельности извлечение прибыли, мо­гут ее не получать вовсе, будучи, например, убыточными. На­личие или отсутствие получения прибыли в качестве цели дея­тельности не связано, следовательно, с фактом поручения или неполучения прибыли, т.е. с результатами деятельности за определенный промежуток времени. Поэтому отсутствие формаль­но объявленной цели извлечения прибыли не является опреде­ляющим моментом типизации организаций.

Понятие образовательных услуг. Образовательные услуги – это блага с ограниченным доступом для потребителей, что обусловливает активную коммерциализацию образования. Образовательные учреждения предоставляют свои услуги на коммерческой и на некоммерческой основе, производя и распространяя такие продукты как знания, мировоззрение, культурный опыт. Продукты деятельности образовательного учреждения являются общественными благами. Значимо, что, несмотря на растущий объём платного образования, большая часть образовательных услуг в нашей стране предоставляется на некоммерческой основе, а образовательные учреждения – это по большей части некоммерческие организации.

Наши рекомендации