Дидактические принципы — основные педагогические прин­ципы теории обучения

Ниже приводятся массивы педагогической информации для различных педагогических и дидактических целей, а также для раз­ных видов учебных занятий.

Массив педагогической информации

Для активизации познавательной деятельности

И творчества обучаемых

Массив представлен в табл. 3.1, которая выполнена по форме, указанной выше. В таблицу включены только те приемы и методы активизации познавательной деятельности и творчества, которые имеют оценки выше средней.

Таблица 3.1

Массив педагогической информации для активизации познавательной деятельности и творчества обучаемых

Наименование приема Ситуация, Обобщенная
(метода) при которой применение приема оценка педа-
  (метода) наиболее целесообразно гогического
    мастерства
1. Привлечение внима- В аудитории шумно, студенты не го- Высокая
ния обучаемых товы к восприятию учебного мате-  
  риала, мозг у них находится в затор-  
  моженном состоянии  

Наименование приема (метода) Ситуация, при которой применение приема (метода) наиболее целесообразно Обобщенная оценка педа­гогического мастерства
2. Мотивация необхо­димости усвоения дан­ного материала для бу­дущей профессио­нальной деятельности Обучаемые не осознают значимости излагаемого материала, темы или фрагментов лекции Очень высокая
3. Размышление вслух Необходимость обучить технически грамотно формулировать ход реше­ния задачи (проблемы), профессио­нально и логически обоснованно искать наиболее точный вариант решения Высокая
4. Одобрение действий (ответов) обучаемых Поощрение правильности мысли­тельной деятельности обучаемых; подведение итогов спора (дискус­сии) Высокая
5. Активный вопрос Проверка знаний обучаемых, обрат­ная связь лектора с аудиторией Высокая
6. Создание парадок­сальной ситуации Поиск оригинальных способов ре­шения проблемы, использование возможности анализа ошибок из­вестных ученых Оченьвысокая
7. Пример из личного опыта педагогической практики Разрядка обстановки, снятие состоя­ния напряженности и дискомфорта обучаемых Оченьвысокая
8. Создание игровой ситуации Решение задач и проблем в условиях априорной неопределенности и кон­фликта Очень высокая




Дидактические принципы — основные педагогические прин­ципы теории обучения - student2.ru

Дидактические принципы — основные педагогические прин­ципы теории обучения - student2.ru

Дидактические принципы — основные педагогические прин­ципы теории обучения - student2.ru

В. К. Маригодов, С. Е. Моторная ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

Глава 3 МАССИВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ



Дидактические принципы — основные педагогические прин­ципы теории обучения - student2.ru Дидактические принципы — основные педагогические прин­ципы теории обучения - student2.ru Продолжение таблицы 3.1

Продолжение таблицы 3.1



Наименование приема (метода) Ситуация, при которой применение приема (метода) наиболее целесообразно Обобщенная оценка педа­гогического мастерства
9. Умышленная ошибка Проверка работы обучаемых в про­цессе лекции, контроль правильнос­ти восприятия учебной информации, исключение «механического» конс­пектирования материала Очень высокая
10. Создание проблем­ной ситуации Необходимость обучения видению проблемы и осознанию путей ее ре­шения Очень высокая
11. Передача опыта твор­ческой деятельности Необходимость формирования творче­ской личности будущего специалиста Очень высокая
12. Использование практических приме­ров из избранной спе­циальности Профессиональная ориентация бу­дущих специалистов, постановка за­дач и проблем для будущей деятель­ности Высокая
13. Развитие алгорит­мического мышления при решении задач Необходимость обучения краткой записи этапов решения задач, подго­товка к программному решению за­дач на ЭВМ Очень высокая
14. Пауза при перехо­де к важному выводу (заключению) Подготовка обучаемых к восприятию самой главной части информации, постановка задач дальнейших иссле­дований Очень высокая
15. Использование примеров из истории науки об открытиях, парадоксах и заблуж­дениях исследователей Необходимость обучения методам анализа и синтеза для научного и творческого подхода к решению за­дач Очень высокая

Наименование приема (метода) Ситуация, при которой применение приема (метода) наиболее целесообразно Обобщенная оценка педа­гогического мастерства
16. Демонстрация прие­мов развития интуиции Обучение функционально-структур­ному принципу системного подхода Высокая
17. Обучение творчес­кому использованию вычислительной тех­ники Необходимость осознания истинных возможностей средств вычислитель­ной техники, понимание проблем ис­кусственного интеллекта Высокая
18. Использование фрагментов ассоциа­тивных методов твор­чества Анализ и решение проблемы, отсеи­вание неудачных решений, стремле­ние к получению идеального конеч­ного результата Очень высокая
19. Использование концепции «8Э» (энер­гетика, экология, эко­номика, эргономика, эвристика, электрони­ка, этика, эстетика) Необходимость ознакомить обучае­мых с методологией системного под­хода на примере конкретных науч­ных направлений Высокая
20. Обучение методам морфологического анализа и синтеза Необходимость развития алгоритми­ческого мышления, а также умение находить оптимальное решение из множества вариантов Очень высокая
21. Дедуктивная обра­ботка учебного мате­риала Целесообразность выделения самого важного положения, которое необ­ходимо запомнить на долгие годы Очень высокая
22. Обеспечение непре­рывной циркуляции ин­формации из области кратковременной памя­ти в долговременную Необходимость формирования устойчивых знаний, использование аппарата устойчиво-долговременной памяти обучаемых Очень высокая




       
    Дидактические принципы — основные педагогические прин­ципы теории обучения - student2.ru
  Дидактические принципы — основные педагогические прин­ципы теории обучения - student2.ru
 

Дидактические принципы — основные педагогические прин­ципы теории обучения - student2.ru

Дидактические принципы — основные педагогические прин­ципы теории обучения - student2.ru

В. К. Маригодов, С. Е. Моторная ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

Глава 3 МАССИВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ



Дидактические принципы — основные педагогические прин­ципы теории обучения - student2.ru Дидактические принципы — основные педагогические прин­ципы теории обучения - student2.ru Окончание таблицы 3.1

Наши рекомендации