История развития предприятия
В 1895 году по решению Министерства путей сообщений Казанского Округа в удобном Паратском затоне были основаны Паратские судоремонтные мастерские. Основное их назначение – ремонт технического флота: землечерпательных и землесосных снарядов и вспомогательных средств. К 1907 г. были построены механический, котельный, кузнечный, литейный и столярный цехи, в которых работало 86 человек.
В 1918 г. после эвакуации в Паратск части Балтийского и Ижорского заводов мастерские преобразуются в Волжский автономный судостроительный и механический завод Морского Комиссариата. В 1922 г. завод получает название «Красный металлист». В этот период, кроме судоремонта, завод производит сельскохозяйственную технику. С 1926 по 1941 гг. завод выпускал: сухогрузные баржи грузоподъемностью 1100-2300 тонн, речные колесные буксиры мощностью от 120 до 600 л.с. в количестве 35-40 единиц в год, а также паровые машины, шпили, насосы и другие механизмы.
В 1932 г. Постановлением ЦИК ТАССР заводу было присвоено имя А.М. Горького в честь 40-летия литературной и общественной деятельности писателя.
В 1934 г. завод получил первый оборонный заказ и начал постройку речных бронекатеров проектов 1124 и 1125. С 1947 по 1966 гг. строились большие и малые охотники за подводными лодками проектов 122б, 201, 201М, противолодочные корабли проекта 204.
В 1949 г. на заводе (впервые в стране) внедряется поточно-позиционный метод постройки судов, что дало возможность резко увеличить мощности производства и ежегодно сдавать флоту по 25 – 35 кораблей.
В 1966 г. за заслуги в создании и производстве новой техники завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
В 1967 г. был введен в эксплуатацию крупнейший в Европе цех титанового литья. В цехе имеется участок точного литья, позволяющий выплавлять изделия массой от 0,1 до 2500 кг, диаметром до 2,5 метров.
С 1967 по 1994 гг. горьковчане построили большую серию (38 единиц) про тиволодочных кораблей пр. 1124, 1124М «Альбатрос», сторожевые корабли пр. 1159 „Ягуар“ (13 ед.) на экспорт, в частности, для ВМС Германии, Кубы, Югославии, Алжира, Ливии; с 1972 по 1995 гг. — корабли измерения физических полей пр. 1806, 18061 „Звук“ и др.
В 1976 г. был введен в эксплуатацию уникальный судостроительный компл екс «Волга» в составе двух стапельных цехов и незамерзающей док-камеры. Комплекс позволяет строить суда с предварительной сборкой укрупненных блоков весом до 400 тонн, водоизмещением до 7 тыс. тонн и проводить круглогодичные швартовые испытания.
Завод стоит у истоков создания первых быстроходных судов и кораблей с динамическими принципами поддержания: судов на подводных крыльях ( «Метеор», 1961-2006 гг., „Сокол“, 1975-1977 гг.), кораблей на воздушной подушке ( „Бора“ и „Самум“, не имевших на тот период аналогов в мире, 1989 и 1999 гг.).
21 декабря 1983 года решением Главного Управления судостроительной промышленности при заводе основан Учебный Центр подготовки кадров.
С 1994 года функционирует построенный заводом имени Горького санатор ий профилакторий «Дельфин», где созданы прекрасные условия для лечения и отдыха заводчан и членов их семей.
С 1997 года заводом было освоено новое направление деятельности — изготовление крупногабаритных металлоконструкций. При этом впервые в России была применена технология изготовления металлоконструкций мостовых пролетных строений из крупногабаритных блоков массой до 120 тонн.
В 1999 году завод преобразован в Государственное Унитарное предприятие, с мая 2003 г. — ОАО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького», с 2005 года вошел в состав Холдинговой компании „Ак Барс“.
В 2003 году первый корабль проекта 11661, сошедший с заводских стапелей, — «Татарстан» — стал флагманом Каспийской флотилии ВМФ России. Ракетный корабль предназначен для выполнения целого ряда задач: поиска и борьбы с подводными, надводными и воздушными целями, несения дозорной службы, проведения конвойных операций и т.д. Второй корабль данного проекта —„Дагестан“ является первым кораблем российского ВМФ, вооруженным универсальным ракетным комплексом „Калибр-НК“.
В июне 2005 года было завершено строительство моста «Миллениум», блоки которого построили горьковчане, сделав тем самым большой подарок республике к 1000-летию города Казани.
С 2007 года ведется строительство фрегатов пр. «Гепард3.9» для ВМС Вьетнама (два корабля переданы заказчику, два – находятся в постройке), с 2008 года выпускается серия катеров специального назначения „Грачонок“, предназначенных для борьбы с диверсионнотеррористическими силами и средствами в акваториях пунктов базирования и ближних подходах к ним, а также для оказания содействия Пограничной службе РФ при решении задач охраны и защиты государственной границы России.
В 2010 году горьковчане начали строить серию малых ракетных кораблей проекта 21631. В настоящее время пять кораблей – головной«Град Свияжск» и серийные „Углич“, „Великий Устюг“, „Зеленый Дол“ и „Серпухов“ — несут службу в составе Каспийской флотилии и Черноморского флота России. На стапелях завода ведется строительство еще четырех единиц проекта — „Вышний Волочек“, „Орехово-Зуево“, „Ингушетия“ и „Грайворон“.
С 2011 года на заводе реализуется масштабная программа поэтапного технического перевооружения производства.
Проведена модернизация корпусозаготовительного и металлургического производств, введено в эксплуатацию современное высокопроизводительное оборудование ведущих мировых производителей.
10 мая 2011 года по инициативе руководства АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» учреждена Автономная некоммерческая организация „Яхт-клуб «Дельфин“. Основная миссия яхт-клуба – популяризация здорового образа жизни и занятий парусным спортом среди детей и молодежи, а также профессиональное ориентирование на специальности, связанные с судостроением, судовождением и судоремонтом.
В 2011 году Зеленодольский завод имени А.М. Горького по итогам Всероссийского конкурса «Лучший российский экспортер 2010 года» побеждает в номинации „Судостроение“.
С 2012 года, впервые на предприятии, строится серия пограничных сторожевых кораблей первого ранга проекта «Океан», головной корабль этого проекта „Полярная звезда“ в настоящее время проходит государственные испытания.
В 2013 году состоялась передача заказчику двух нефтеналивных танкеров проекта RST 25 ( «Альметьевск» и „Бавлы“).
Головное судно „Альметьевск“ вошло в список 50-ти лучших судов мира 2013 года, опубликованный Британским Королевским обществом корабельных инженеров.
В 2013 году были переданы заказчику два скоростных теплохода проекта А145, созданного на основе интеграции инновационных конструкторских и технологических решений области авиастроения и судостроения. Это уникальные суда морского назначения, имеющие современный дизайн и отвечающие последним требованиям комфортности и безопасности перевозок.
С 21 мая 2013 года в КНИТУ им. Туполева (КАИ) при поддержке завода имени А.М. Горького функционирует Центр кораблестроения, который готовит новое поколение судостроителей.
В 2013 году АО «Зеленодольский завод имени A.M. Горького» присуждена премия Правительства Республики Татарстан за качество (за достижение значительных результатов в области качества продукции и услуг, обеспечения их безопасности, а также за внедрение высокоэффективных методов управления качеством). Заводская продукция производственнотехнического назначения неоднократно удостаивалась званий лауреата конкурса „Лучшие товары и услуги Республики Татарстан“, проводимого в рамках программы „100 лучших товаров России“.
Завод ведет строительство жилья для своих работников. В 2013 году был заселен первый 132-квартирный жилой дом. 24 октября 2013 года состоялась закладка нового жилого комплекса «Красный металлист» — 10этажного, 5-подъездного, 215-квартирного дома, первая очередь которого была сдана в эксплуатацию в день празднования 120-летия завода. Всего в жилом комплексе „Красный металлист“ намечено построить 10 домов.
26 февраля 2014 года на АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» состоялась торжественная церемония закладки головногопатрульного корабля проекта 22160 „Василий Быков“.
В этот же день в торжественной обстановке была запущена в производство линия для изготовления форм из холодно-твердеющей смеси в сталелитейном цехе №1. Это — одна из самых надежных и высокопроизводительных линий ХТС Европы.
07 мая 2014 года в канун Дня Победы на заводском пирсе состоялся торжественный спуск на воду двух пассажирских судов проекта А2171. В отличие от предыдущих инновационных проектов (А-45, А45-1, А145), суда проекта А217-1 имеют ледовое усиление на корпусе и винтах. Теплоходы могут пройти через 20-сантиметровое ледовое покрытие реки.
25 июля 2014 года, в канун празднования Дня Военно-морского флота России, в заводском цехе №17 состоялась торжественная церемония закладки корпуса первого серийного патрульного корабля проекта 22160 «Дмитрий Рогачев».
06 января 2015 года состоялась торжественная церемония закладки корпусов двух кабельных судов проекта 15310, эти суда предназначены для прокладки, подъема и ремонта подводных волоконно-оптических кабельных линий связи. Закладываемым судам приказом Главнокомандующего Военно-морским флотом Российской Федерации присвоены наименования «Волга» и „Вятка“.
29 августа 2015 года состоялась торжественная церемония открытия после реконструкции спортивного комплекса «Авангард». Спортивный комплекс предназначен для организации досуга работников АО „Зеленодольский завод имени А.М. Горького“ и членов их семей.
17 декабря 2015 года в состав Северного флота ВМФ России вошел транспортный плавучий док «Свияга», предназначение которого — обеспечение транспортировки кораблей и судов, а также проведения их доковых осмотров и ремонтов средствами судоремонтного предприятия. Подобный плавучий док был построен в современной России впервые за последние 15 лет.
Достижения завода за 120-летнюю историю великих свершений были отмечены Благодарностью Президента Российской Федерации Владимира Путина «За большой вклад в развитие оборонно-промышленного комплекса и высокие производственные показатели» в рамках празднования юбилея предприятия.
18 февраля 2016 года для завода было ознаменовано торжественной церемонией закладки третьего патрульного корабля проекта 22160 «Павел Державин».
Акционерное общество «Зеленодольский завод имени А.М. Горького», имеющее богатую историю и славные традиции, построившее за годы своей деятельности свыше 1500 морских и речных судов, в том числе около 600 военных, и в настоящее время подтверждает свой высокий статус, являясь одним из ведущих судостроительных предприятий России.