Методичка по ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ практике
Методичка по ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ практике
(Практике по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности)
для студентов заочного отделения 3 курса
1. Порядок и правила оформления отчета о практике
По окончаниипрактики студент представляет руководителю от кафедры отчет.
Отчет по практике должен содержать:
ü предписание
ü титульный лист (Приложение 1)
ü индивидуальное задание (Приложение 2)
ü разделы бизнес-плана.
Отчет по практике составляется индивидуально каждым студентом в компьютерном варианте (шрифт 14, интервал 1,5) на стандартных листах белой бумаги формата А4 (297х210 мм). Нумерация страниц начинается с титульного листа, но оформляется со второй страницы путем проставления соответствующего порядкового номера в правом нижнем углу без точки.
Изложение материала должно быть грамотным и логически последовательным. В тексте отчета не должно быть сведений общего справочного или теоретического характера, заимствованных из литературных источников.
Общий объем отчета: от 10 страниц.
Каждый раздел отчета начинается с новой страницы.
Заголовок должен иметь соответствующие нумерацию и название (не допуская переносов), а также должен оформляться «абзацем».
Цифровой материал может быть оформлен в виде таблицы, которая должна иметь порядковый номер, название и обязательно должна быть представлена в тексте соответствующим образом при помощи ссылки.
Отчет обязательно должен быть подшит в скоросшиватель.
Оценка по итогам аттестации практики приравнивается к оценкам по теоретическим курсам обучения и включается в приложение к диплому.
Студенты, не выполнившие программу практики без уважительных причин или не аттестованные по итогам практик, могут быть отчислены из университета как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном Уставом университета.
Методические указания по разработке бизнес-плана
I. Общие понятия и положения по разработке бизнес-плана
Бизнес-план представляет собой детальное обоснование концепции, предназначенной для реализации предпринимательской идеи. Это специальный инструмент менеджмента, используемый в современной рыночной экономике, который позволяет очертить круг проблем, с которыми может столкнуться предприниматель при реализации своих целей в неопределенной, конкурентной хозяйственной среде и определить основные способы решения этих проблем.
Содержание бизнес-плана
Составлению бизнес-плана должна предшествовать работа по сбору информации об объеме потенциального спроса, производственных и финансовых потребностях предприятия.
Бизнес-план должен быть хорошо структурирован, логичным, информационно богатым и одновременно кратким.
Основные разделы бизнес-плана:
1. Резюме;
2. Краткая информация о предприятии;
3. Описание продукции (товара, услуги);
4. Маркетинговый план (оценка факторов конкурентоспособности предприятий конкурентов, реклама, ценообразование);
5. Производственный план;
6. Организационный план;
7. Финансовый план;
8. Календарный план реализации проекта
Оценка рисков
Приложения.
II. Описание структуры бизнес-плана
Резюме
Резюме –это визитная карточка бизнес-плана, раскрывающая его сущность, цели, преимущества продукции (товаров, услуг) и доказывающая его выгодность. Целесообразно дать информацию о технологической новизне проекта, а также обратить внимание на решение социально значимых вопросов в результате реализации проекта (создание новых рабочих мест, развитие приоритетных видов деятельности и т.п.).
Резюме готовится на завершающем этапе подготовки бизнес-плана, так как только после того, как бизнес-план полностью продуман, выполнены необходимые расчеты, можно кратко изложить его основное содержание.
Рекомендуемый объем резюме одна – две страницы.
Перечень вопросов, подлежащих рассмотрению в резюме:
ü бизнес-идея;
ü организационно-правовая форма предприятия;
ü место реализации проекта;
ü требуемая сумма инвестиций, необходимая для реализации проекта;
ü сведения об участниках проекта;
ü основные потребители продукции (товаров, услуг);
ü создание дополнительных рабочих мест;
ü основные показатели экономической эффективности проекта (срок окупаемости, общая прибыль, рентабельность, точка безубыточности);
ü общий вывод по проекту.
Расчет рентабельности
Рентабельность характеризует степень доходности, выгодности и прибыльности. Показатель рентабельности позволяет оценить, какую прибыль имеет организация с каждого рубля, вложенного в активы.
Уровень рентабельности характеризует отношение прибыли к величине выручки от реализации продукции (услуг), выраженное в процентах:
Уровень рентабельности = Чистая прибыль/Выручку от реализации ×100%.
Таблица 10-Расчет рентабельности
№ п/п | Показатели | 1 месяц | 2 месяц | … | 12 месяц | Год |
1. | Доход от реализации продукции, товаров, работ, услуг, руб. | |||||
2. | Чистая прибыль, руб. | |||||
3. | Уровень рентабельности, % |
Необходимо так же указать срок окупаемости проекта. Срок окупаемости – это период времени, необходимый для того, чтобы доходы, получаемые от деятельности, покрыли затраты на открытие этой деятельности.
Оценка рисков
Определение, расчет и анализ факторов риска - одна из главных частей бизнес-плана. В этом разделе бизнес-плана выполняется оценка наиболее вероятных рисков, которые могут возникнуть в ходе реализации проекта. Он содержит оценку степени неопределенности и риска достижения итоговых экономических показателей проекта. Определяются размер, время и место наступления нежелательных экономических последствий, и конкретные причины их возникновения.
Традиционно выделяют следующие группы рисков:
1. Рыночные риски, возникающие в процессе реализации товаров и/или услуг и связанные с нестабильностью экономической конъюнктуры (например, снижение объема реализации вследствие изменения рыночной конъюнктуры или других обстоятельств, таких как повышение закупочной цены товаров, потери товаров в процессе обращения, повышения издержек обращения и др.); повышение уровня конкуренции, демпинг, недобросовестная конкуренция и т.д.
2. Технологические риски, оказывающие влияние на техническую составляющую деятельности в процессе реализации проекта, таким как: надежность оборудования, предсказуемость производственных процессов и технологий, их сложность, уровень автоматизации, темпы модернизации оборудования и технологий; возможность перебоя подачи электроэнергии, воды, отключения отопления, поставки сырья, материалов, полуфабрикатов.
3. Организационные риски, связанные с внутренней организацией работы компании (в т.ч. наличие, уровень компетентности и ответственности персонала и руководителей, степень возможности автономно функционировать компании без участия ее руководителя).
4. Прочие риски, которые характерны для предприятия (они специфичны для отрасли , региона или предприятия.
Наиболее часто анализируемые риски:
1. Падение продаж, связанное с резким падением спроса;
2. Инфляция;
3. Имущественный ущерб в результате повреждения (пожар, стихийное бедствие, авария и т.д.);
4. Противоправные действия третьих лиц;
5. Невыполнение обязательств поставщиками сырья;
6. Действия администрации района или города, а также проверяющих органов.
7. Подорожание оборудования и т.д.
Наиболее распространенные методы снижения рисков:
Ø Наличие гарантий (в том числе банковских) от поставщиков технологии и оборудования, а также от подрядчиков;
Ø Наличие долгосрочных контрактов с поставщиками сырья, материалов, комплектующих;
Ø Наличие долгосрочных договоров на сбыт готовой продукции;
Ø Наличие альтернативных поставщиков сырья и покупателей готовой продукции;
Ø Создание запасов сырья, материалов, комплектующих и готовой продукции;
Ø Приемлемое соотношение собственных и заемных средств в составе источников финансирования проекта;
Ø Наличие собственных источников финансирования для формирования (пополнения) оборотного капитала с учетом запасов и платежного цикла проекта;
Ø Страхование имущества;
Ø Формирование благоприятного отношения к проекту в СМИ;
Ø Поддержка проекта со стороны местных органов власти.
Одновременно прорабатываются и отражаются мероприятия по предупреждению рисков и возможному снижению потерь от них.
Приложения
В приложения включаются документы, которые могут служить подтверждением или более подробным объяснением сведений представленных в бизнес-плане.
Приложения могут содержать такие материалы как, копии контрактов и проектов договоров, таблицы вспомогательных цифровых данных, прейскуранты цен предполагаемых поставщиков, конкурентов, иллюстрации вспомогательного характера.
Приложение 1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ НИЖЕГОРОДСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им.Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО»
Институт экономики и предпринимательства
Методичка по ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ практике
(Практике по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности)
для студентов заочного отделения 3 курса
1. Порядок и правила оформления отчета о практике
По окончаниипрактики студент представляет руководителю от кафедры отчет.
Отчет по практике должен содержать:
ü предписание
ü титульный лист (Приложение 1)
ü индивидуальное задание (Приложение 2)
ü разделы бизнес-плана.
Отчет по практике составляется индивидуально каждым студентом в компьютерном варианте (шрифт 14, интервал 1,5) на стандартных листах белой бумаги формата А4 (297х210 мм). Нумерация страниц начинается с титульного листа, но оформляется со второй страницы путем проставления соответствующего порядкового номера в правом нижнем углу без точки.
Изложение материала должно быть грамотным и логически последовательным. В тексте отчета не должно быть сведений общего справочного или теоретического характера, заимствованных из литературных источников.
Общий объем отчета: от 10 страниц.
Каждый раздел отчета начинается с новой страницы.
Заголовок должен иметь соответствующие нумерацию и название (не допуская переносов), а также должен оформляться «абзацем».
Цифровой материал может быть оформлен в виде таблицы, которая должна иметь порядковый номер, название и обязательно должна быть представлена в тексте соответствующим образом при помощи ссылки.
Отчет обязательно должен быть подшит в скоросшиватель.
Оценка по итогам аттестации практики приравнивается к оценкам по теоретическим курсам обучения и включается в приложение к диплому.
Студенты, не выполнившие программу практики без уважительных причин или не аттестованные по итогам практик, могут быть отчислены из университета как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном Уставом университета.
Методические указания по разработке бизнес-плана
I. Общие понятия и положения по разработке бизнес-плана
Бизнес-план представляет собой детальное обоснование концепции, предназначенной для реализации предпринимательской идеи. Это специальный инструмент менеджмента, используемый в современной рыночной экономике, который позволяет очертить круг проблем, с которыми может столкнуться предприниматель при реализации своих целей в неопределенной, конкурентной хозяйственной среде и определить основные способы решения этих проблем.
Содержание бизнес-плана
Составлению бизнес-плана должна предшествовать работа по сбору информации об объеме потенциального спроса, производственных и финансовых потребностях предприятия.
Бизнес-план должен быть хорошо структурирован, логичным, информационно богатым и одновременно кратким.
Основные разделы бизнес-плана:
1. Резюме;
2. Краткая информация о предприятии;
3. Описание продукции (товара, услуги);
4. Маркетинговый план (оценка факторов конкурентоспособности предприятий конкурентов, реклама, ценообразование);
5. Производственный план;
6. Организационный план;
7. Финансовый план;
8. Календарный план реализации проекта
Оценка рисков
Приложения.
II. Описание структуры бизнес-плана
Резюме
Резюме –это визитная карточка бизнес-плана, раскрывающая его сущность, цели, преимущества продукции (товаров, услуг) и доказывающая его выгодность. Целесообразно дать информацию о технологической новизне проекта, а также обратить внимание на решение социально значимых вопросов в результате реализации проекта (создание новых рабочих мест, развитие приоритетных видов деятельности и т.п.).
Резюме готовится на завершающем этапе подготовки бизнес-плана, так как только после того, как бизнес-план полностью продуман, выполнены необходимые расчеты, можно кратко изложить его основное содержание.
Рекомендуемый объем резюме одна – две страницы.
Перечень вопросов, подлежащих рассмотрению в резюме:
ü бизнес-идея;
ü организационно-правовая форма предприятия;
ü место реализации проекта;
ü требуемая сумма инвестиций, необходимая для реализации проекта;
ü сведения об участниках проекта;
ü основные потребители продукции (товаров, услуг);
ü создание дополнительных рабочих мест;
ü основные показатели экономической эффективности проекта (срок окупаемости, общая прибыль, рентабельность, точка безубыточности);
ü общий вывод по проекту.