Методичка по ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ практике

Методичка по ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ практике

(Практике по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности)

для студентов заочного отделения 3 курса

1. Порядок и правила оформления отчета о практике

По окончаниипрактики студент представляет руководителю от кафедры отчет.

Отчет по практике должен содержать:

ü предписание

ü титульный лист (Приложение 1)

ü индивидуальное задание (Приложение 2)

ü разделы бизнес-плана.

Отчет по практике составляется индивидуально каждым студентом в компьютерном варианте (шрифт 14, интервал 1,5) на стандартных листах белой бумаги формата А4 (297х210 мм). Нумерация страниц начинается с титульного листа, но оформляется со второй страницы путем проставления соответствующего порядкового номера в правом нижнем углу без точки.

Изложение материала должно быть грамотным и логически последовательным. В тексте отчета не должно быть сведений общего справочного или теоретического характера, заимствованных из литературных источников.

Общий объем отчета: от 10 страниц.

Каждый раздел отчета начинается с новой страницы.

Заголовок должен иметь соответствующие нумерацию и название (не допуская переносов), а также должен оформляться «абзацем».

Цифровой материал может быть оформлен в виде таблицы, которая должна иметь порядковый номер, название и обязательно должна быть представлена в тексте соответствующим образом при помощи ссылки.

Отчет обязательно должен быть подшит в скоросшиватель.

Оценка по итогам аттестации практики приравнивается к оценкам по теоретическим курсам обучения и включается в приложение к диплому.

Студенты, не выполнившие программу практики без уважительных причин или не аттестованные по итогам практик, могут быть отчислены из университета как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном Уставом университета.

Методические указания по разработке бизнес-плана

I. Общие понятия и положения по разработке бизнес-плана

Бизнес-план представляет собой детальное обоснование концепции, предназначенной для реализации предпринимательской идеи. Это специальный инструмент менеджмента, используемый в современной рыночной экономике, который позволяет очертить круг проблем, с которыми может столкнуться предприниматель при реализации своих целей в неопределенной, конкурентной хозяйственной среде и определить основные способы решения этих проблем.

Содержание бизнес-плана

Составлению бизнес-плана должна предшествовать работа по сбору информации об объеме потенциального спроса, производственных и финансовых потребностях предприятия.

Бизнес-план должен быть хорошо структурирован, логичным, информационно богатым и одновременно кратким.

Основные разделы бизнес-плана:

1. Резюме;

2. Краткая информация о предприятии;

3. Описание продукции (товара, услуги);

4. Маркетинговый план (оценка факторов конкурентоспособности предприятий конкурентов, реклама, ценообразование);

5. Производственный план;

6. Организационный план;

7. Финансовый план;

8. Календарный план реализации проекта

Оценка рисков

Приложения.

II. Описание структуры бизнес-плана

Резюме

Резюме –это визитная карточка бизнес-плана, раскрывающая его сущность, цели, преимущества продукции (товаров, услуг) и доказывающая его выгодность. Целесообразно дать информацию о технологической новизне проекта, а также обратить внимание на решение социально значимых вопросов в результате реализации проекта (создание новых рабочих мест, развитие приоритетных видов деятельности и т.п.).

Резюме готовится на завершающем этапе подготовки бизнес-плана, так как только после того, как бизнес-план полностью продуман, выполнены необходимые расчеты, можно кратко изложить его основное содержание.

Рекомендуемый объем резюме одна – две страницы.

Перечень вопросов, подлежащих рассмотрению в резюме:

ü бизнес-идея;

ü организационно-правовая форма предприятия;

ü место реализации проекта;

ü требуемая сумма инвестиций, необходимая для реализации проекта;

ü сведения об участниках проекта;

ü основные потребители продукции (товаров, услуг);

ü создание дополнительных рабочих мест;

ü основные показатели экономической эффективности проекта (срок окупаемости, общая прибыль, рентабельность, точка безубыточности);

ü общий вывод по проекту.

Расчет рентабельности

Рентабельность характеризует степень доходности, выгодности и прибыльности. Показатель рентабельности позволяет оценить, какую прибыль имеет организация с каждого рубля, вложенного в активы.

Уровень рентабельности характеризует отношение прибыли к величине выручки от реализации продукции (услуг), выраженное в процентах:

Уровень рентабельности = Чистая прибыль/Выручку от реализации ×100%.

Таблица 10-Расчет рентабельности

№ п/п Показатели 1 месяц 2 месяц 12 месяц Год
1. Доход от реализации продукции, товаров, работ, услуг, руб.          
2. Чистая прибыль, руб.          
3. Уровень рентабельности, %          

Необходимо так же указать срок окупаемости проекта. Срок окупаемости – это период времени, необходимый для того, чтобы доходы, получаемые от деятельности, покрыли затраты на открытие этой деятельности.

Оценка рисков

Определение, расчет и анализ факторов риска - одна из главных частей бизнес-плана. В этом разделе бизнес-плана выполняется оценка наиболее вероятных рисков, которые могут возникнуть в ходе реализации проекта. Он содержит оценку степени неопределенности и риска достижения итоговых экономических показателей проекта. Определяются размер, время и место наступления нежелательных экономических последствий, и конкретные причины их возникновения.

Традиционно выделяют следующие группы рисков:

1. Рыночные риски, возникающие в процессе реализации товаров и/или услуг и связанные с нестабильностью экономической конъюнктуры (например, снижение объема реализации вследствие изменения рыночной конъюнктуры или других обстоятельств, таких как повышение закупочной цены товаров, потери товаров в процессе обращения, повышения издержек обращения и др.); повышение уровня конкуренции, демпинг, недобросовестная конкуренция и т.д.

2. Технологические риски, оказывающие влияние на техническую составляющую деятельности в процессе реализации проекта, таким как: надежность оборудования, предсказуемость производственных процессов и технологий, их сложность, уровень автоматизации, темпы модернизации оборудования и технологий; возможность перебоя подачи электроэнергии, воды, отключения отопления, поставки сырья, материалов, полуфабрикатов.

3. Организационные риски, связанные с внутренней организацией работы компании (в т.ч. наличие, уровень компетентности и ответственности персонала и руководителей, степень возможности автономно функционировать компании без участия ее руководителя).

4. Прочие риски, которые характерны для предприятия (они специфичны для отрасли , региона или предприятия.

Наиболее часто анализируемые риски:

1. Падение продаж, связанное с резким падением спроса;

2. Инфляция;

3. Имущественный ущерб в результате повреждения (пожар, стихийное бедствие, авария и т.д.);

4. Противоправные действия третьих лиц;

5. Невыполнение обязательств поставщиками сырья;

6. Действия администрации района или города, а также проверяющих органов.

7. Подорожание оборудования и т.д.

Наиболее распространенные методы снижения рисков:

Ø Наличие гарантий (в том числе банковских) от поставщиков технологии и оборудования, а также от подрядчиков;

Ø Наличие долгосрочных контрактов с поставщиками сырья, материалов, комплектующих;

Ø Наличие долгосрочных договоров на сбыт готовой продукции;

Ø Наличие альтернативных поставщиков сырья и покупателей готовой продукции;

Ø Создание запасов сырья, материалов, комплектующих и готовой продукции;

Ø Приемлемое соотношение собственных и заемных средств в составе источников финансирования проекта;

Ø Наличие собственных источников финансирования для формирования (пополнения) оборотного капитала с учетом запасов и платежного цикла проекта;

Ø Страхование имущества;

Ø Формирование благоприятного отношения к проекту в СМИ;

Ø Поддержка проекта со стороны местных органов власти.

Одновременно прорабатываются и отражаются мероприятия по предупреждению рисков и возможному снижению потерь от них.

Приложения

В приложения включаются документы, которые могут служить подтверждением или более подробным объяснением сведений представленных в бизнес-плане.

Приложения могут содержать такие материалы как, копии контрактов и проектов договоров, таблицы вспомогательных цифровых данных, прейскуранты цен предполагаемых поставщиков, конкурентов, иллюстрации вспомогательного характера.

Приложение 1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ НИЖЕГОРОДСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им.Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО»

Институт экономики и предпринимательства

Методичка по ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ практике

(Практике по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности)

для студентов заочного отделения 3 курса

1. Порядок и правила оформления отчета о практике

По окончаниипрактики студент представляет руководителю от кафедры отчет.

Отчет по практике должен содержать:

ü предписание

ü титульный лист (Приложение 1)

ü индивидуальное задание (Приложение 2)

ü разделы бизнес-плана.

Отчет по практике составляется индивидуально каждым студентом в компьютерном варианте (шрифт 14, интервал 1,5) на стандартных листах белой бумаги формата А4 (297х210 мм). Нумерация страниц начинается с титульного листа, но оформляется со второй страницы путем проставления соответствующего порядкового номера в правом нижнем углу без точки.

Изложение материала должно быть грамотным и логически последовательным. В тексте отчета не должно быть сведений общего справочного или теоретического характера, заимствованных из литературных источников.

Общий объем отчета: от 10 страниц.

Каждый раздел отчета начинается с новой страницы.

Заголовок должен иметь соответствующие нумерацию и название (не допуская переносов), а также должен оформляться «абзацем».

Цифровой материал может быть оформлен в виде таблицы, которая должна иметь порядковый номер, название и обязательно должна быть представлена в тексте соответствующим образом при помощи ссылки.

Отчет обязательно должен быть подшит в скоросшиватель.

Оценка по итогам аттестации практики приравнивается к оценкам по теоретическим курсам обучения и включается в приложение к диплому.

Студенты, не выполнившие программу практики без уважительных причин или не аттестованные по итогам практик, могут быть отчислены из университета как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном Уставом университета.

Методические указания по разработке бизнес-плана

I. Общие понятия и положения по разработке бизнес-плана

Бизнес-план представляет собой детальное обоснование концепции, предназначенной для реализации предпринимательской идеи. Это специальный инструмент менеджмента, используемый в современной рыночной экономике, который позволяет очертить круг проблем, с которыми может столкнуться предприниматель при реализации своих целей в неопределенной, конкурентной хозяйственной среде и определить основные способы решения этих проблем.

Содержание бизнес-плана

Составлению бизнес-плана должна предшествовать работа по сбору информации об объеме потенциального спроса, производственных и финансовых потребностях предприятия.

Бизнес-план должен быть хорошо структурирован, логичным, информационно богатым и одновременно кратким.

Основные разделы бизнес-плана:

1. Резюме;

2. Краткая информация о предприятии;

3. Описание продукции (товара, услуги);

4. Маркетинговый план (оценка факторов конкурентоспособности предприятий конкурентов, реклама, ценообразование);

5. Производственный план;

6. Организационный план;

7. Финансовый план;

8. Календарный план реализации проекта

Оценка рисков

Приложения.

II. Описание структуры бизнес-плана

Резюме

Резюме –это визитная карточка бизнес-плана, раскрывающая его сущность, цели, преимущества продукции (товаров, услуг) и доказывающая его выгодность. Целесообразно дать информацию о технологической новизне проекта, а также обратить внимание на решение социально значимых вопросов в результате реализации проекта (создание новых рабочих мест, развитие приоритетных видов деятельности и т.п.).

Резюме готовится на завершающем этапе подготовки бизнес-плана, так как только после того, как бизнес-план полностью продуман, выполнены необходимые расчеты, можно кратко изложить его основное содержание.

Рекомендуемый объем резюме одна – две страницы.

Перечень вопросов, подлежащих рассмотрению в резюме:

ü бизнес-идея;

ü организационно-правовая форма предприятия;

ü место реализации проекта;

ü требуемая сумма инвестиций, необходимая для реализации проекта;

ü сведения об участниках проекта;

ü основные потребители продукции (товаров, услуг);

ü создание дополнительных рабочих мест;

ü основные показатели экономической эффективности проекта (срок окупаемости, общая прибыль, рентабельность, точка безубыточности);

ü общий вывод по проекту.

Наши рекомендации