Доходы, расходы и прибыль коммерческой организации

Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

В бухгалтерском учете доходы делятся на две группы:

– доходы от обычных видов деятельности;

– прочие.

Доходы от обычных видов деятельности – это выручка от продажи товаров, работ, услуг. Остальные поступления являются прочими доходами.

Выручка отражается в бухучете, если выполнены следующие условия:

– организация имеет право на получение выручки, что подтверждают условия договора или иные обстоятельства;

– сумма поступлений может быть определена;

– у компании есть уверенность в том, что произойдет увеличение экономических выгод;

– право собственности на товар перешло к покупателю, работа принята заказчиком;

– расходы по сделке могут быть определены.

Субъекты малого предпринимательства могут признать выручку по мере поступления оплаты от покупателей, не дожидаясь перехода права собственности на товары (выполнения работ).

Исключение – малые предприятия, которые являются эмитентами публично размещаемых ценных бумаг.

Прочие доходы признаются в другом порядке. Например, санкции за нарушение условий договоров - на основании решения суда о взыскании денег или признания долга контрагентом.

Доходы в налоговом учете подразделяются на три вида:

– доходы от реализации;

– внереализационные;

– те, которые не учитываются при расчете налога на прибыль.

Доходы от реализации – это выручка от продажи товаров, работ, услуг. Как правило, это те же самые поступления, которые компания признала в бухучете в качестве доходов от обычных видов деятельности.

Остальные доходы кроме тех, которые не учитываются при расчете налога на прибыль, относятся к внереализационным. Перечень же поступлений, не признаваемых в налоговом учете, является закрытым. Например, при расчете налога на прибыль не учитывается имущество, полученное в форме залога или задатка.

Налоговым кодексом предусмотрено два способа для отнесения полученных сумм к доходам:

– кассовый метод;

– метод начисления.

Компания сама выбирает способ и закрепляет его в учетной политике.

При кассовом методе доходы признают в тот день, когда доход поступил в компанию. Например, на расчетный счет или в кассу.

При методе начисления доходы признаются в том отчетном периоде, к которому они относятся. Фактическое поступление денег для их признания не обязательно.

Применять кассовый метод могут только те компании, у которых за последние четыре квартала средняя выручка от реализации без НДС не превысила 1 млн. руб. за каждый квартал. Если выручка от реализации все же превысила этот порог, компания должна пересчитать доходы с начала года по методу начисления. Кассовый метод не может применять и вновь созданная компания.

Расходы организации - это уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации.

Классификация расходов организаций в зависимости от их характера и условий осуществления представлена в табл. 2.1.

Таблица 2.1 - Классификация расходов организаций

Признак классификации Виды расходов
Экономическое содержание Материальные, трудовые, денежные
Участие в бизнес-процессе Производственные, коммерческие, непроизводственные
Принятие решений Альтернативные и вмененные
Агрегированные расходы по видам потребляемых ресурсов § Материальные затраты § Затраты на оплату труда § Амортизация § Прочие затраты
Статьи затрат § Сырье и материалы § Возвратные отходы (вычитаются) § Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних организаций § Топливо и энергия на технические цели § Заработная плата производственных рабочих § Отчисления во внебюджетные фонды § Расходы на подготовку и освоение производства § Общепроизводственные расходы § Общехозяйственные расходы § Потери от брака § Прочие производственные расходы § Коммерческие расходы
Зависимость от объема производства (реализации) Постоянные и переменные
Способы распределения между видами продукции Прямые и косвенные
Связь с технологическим процессом Основные и накладные
Степень агрегирования Одноэлементные и комплексные
Периодичность возникновения Постоянные и единовременные
Использование в системе управления Прогнозные, плановые и фактические
Степень регулирования Нормируемые и ненормируемые
Расходы в зависимости от направления деятельности организации § Инвестиционные § На текущую деятельность § На потребление


По экономическому содержанию расходы организации делятся на материальные, трудовые и денежные. Материальные расходы связаны с ресурсным обеспечением финансово-хозяйственной деятельности организации и включают в себя стоимость приобретенного сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива и электроэнергии, услуг сторонних организаций. Трудовые расходы направляются на оплату труда персонала организации. Денежные расходы представляют отток денежных средств. Это уплата налогов и обслуживание денежного оборота организации. Например, платежи банку за расчетно-кассовое обслуживание, выплаты процентов по кредитам.

По способупринятия решений расходы делятся на альтернативные и вмененные. К вмененным расходам относятся расходы, обязательные для организации, например, налоговые платежи, платежи во внебюджетные фонды, оплата лицензий или членства в профессиональных саморегулируемых организациях. Остальные расходы являются альтернативными, поскольку организация может выбирать способ организации производственного процесса.

Например, бухгалтерский учет можно вести, имея собственную бухгалтерскую службу, или передать его другой организации. В первом случае организация несет трудовые расходы, во втором — расходы на оплату услуг сторонней организации.

По участию в бизнес-процессе расходы делятся на производственные, коммерческие, непроизводственные. К производственным расходам относятся расходы, связанные с обеспечением производственного процесса. В них включаются расходы на приобретение материалов, ремонт оборудования, оплату труда работников, приобретение топлива и электроэнергии, оплату услуг сторонних организаций. К коммерческим расходам относятся расходы, связанные с реализацией и продвижением продукции на рынках. Они включают в себя расходы на затаривание и упаковку готовой продукции, транспортировку, рекламу и маркетинговые услуги. К непроизводственным расходам относятся расходы, не связанные с изготовлением продукции, выполнением работ, оказанием услуг. Такие расходы, как правило, имеют социальный характер: оказание материальной помощи персоналу, содержание объектов социально-культурного назначения, оплата социальных пакетов работникам, благотворительные пожертвования.

Кагрегированным расходам относятся расходы, сгруппированные по видам потребляемых ресурсов в процессе финансово-хозяйственной деятельности организаций. Материальные затраты отражают стоимость разнообразных потребляемых материальных ресурсов, затраты на оплату труда — заработную плату с отчислениями во внебюджетные фонды, амортизация — стоимость износа оборудования, используемого в процессе производственной деятельности.

Все расходы на производство и реализацию продукции группируются постатьям затрат. Необходимость классификации расходов по статьям затрат связана с формированием цен на товары, работы и услуги организаций.

В зависимости от объемов производства (реализации) расходы организаций делятся на постоянные и переменные. Постоянные расходы не зависят от объема производства. К ним относятся некоторые виды налогов, амортизационные отчисления, оплата охраны, арендная плата, заработная плата управленческого персонала и т.д. Переменные расходы изменяются пропорционально объему выпускаемой продукции, работ, услуг. К переменным расходам, как правило, относятся материальные затраты, заработная плата основных производственных рабочих.

В зависимости от способов распределения затрат между видами продукциирасходы подразделяются на прямые и косвенные. Под прямыми расходами понимаются расходы, связанные с производством отдельных видов продукции, которые могут быть прямо и непосредственно включены в себестоимость продукции. Например, расходы на сырье, основные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, основная заработная плата производственных рабочих и т.п. К косвенным относятся общепроизводственные и общехозяйственные расходы, услуги вспомогательного производства и др. Например, расходы на содержание зданий и оборудования, их ремонт, заработная плата аппарата управления и вспомогательного персонала. Косвенные расходы, так же как и прямые, относятся на себестоимость продукции, но косвенным путем, т.е. путем распределения между отдельными видами продукции, работ, услуг.

В зависимости отсвязи с технологическим процессом расходы делятся на основные и накладные. К основным расходам относятся расходы, непосредственно связанные с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг: стоимость потребленного сырья и материалов, оплата труда основных производственных рабочих и т.п. Накладные расходы сопутствуют основной деятельности организации. Это затраты на содержание и эксплуатацию основных средств, на управление, обслуживание производства, командировки, обучение персонала и так называемые непроизводительные расходы (потери от простоев, порчи материальных ценностей и др.).

Постепени агрегирования расходы делятся на одноэлементные и комплексные. Одноэлементные расходы представляют собой один вид расхода. Комплексные расходы объединяют в себе одноэлементные расходы. Например, материальные расходы включают в себя расходы на сырье, материалы, комплектующие и полуфабрикаты, топливо, тару, запасные части.

Расходы могут подразделятьсяпо признаку периодичности возникновения на постоянные и единовременные. К постоянным расходам относятся все расходы, связанные с производством и реализацией продукции, выполнением работ, оказанием услуг, такие как материальные расходы, расходы на оплату труда, амортизация. Эти расходы поддаются планированию. К единовременным расходам относятся расходы, которые возникают спонтанно. Например, стоимость внепланового ремонта оборудования, штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров и т.п.

Всистеме управления используются прогнозные, плановые и фактические значения расходов. Прогнозные расходы имеют ориентировочный, информационный характер. Плановые расходы выступают в форме обязательных лимитов в процессе составления бизнес-планов или производственных планов. Фактические расходы формируются на основе текущих данных.

Постепени регулирования расходы организаций подразделяются на нормируемые и ненормируемые. К нормируемым расходам относятся материальные расходы, расходы на оплату труда, амортизационные отчисления, налоговые платежи. К ненормируемым расходам относятся единовременные расходы.

Расходы организаций взависимости от направления их деятельности можно разделить на инвестиционные расходы (расходы на воспроизводство основного и увеличение оборотного капитала), в основном связанные с расширением производства и приростом оборотных активов; расходы, связанные с текущей деятельностью, относимые на себестоимость продукции (расходы на производство и реализацию товаров, работ, услуг), и расходы на социально- культурные мероприятия (содержание столовых, санаториев, домов культуры и отдыха, летних лагерей отдыха, улучшение бытовых условий и др.). Источником финансирования последних является чистая прибыль организаций.

Выбор классификации расходов зависит от области принятия управленческих решений. Например, выделение постоянных и единовременных расходов используется в процессе управления денежными потоками. Значения постоянных и переменных расходов используются для прогнозирования прибыли при уменьшении объемов реализации. Соотношение основных и накладных расходов характеризует инфраструктуру бизнеса. Статьи затрат позволяют охватить все стороны финансово-хозяйственной деятельности организации, а агрегированные показатели повышают оперативность бухгалтерской отчетности.

Прибыль является конечным финансовым результатом предпринимательской деятельности предприятий и в общем виде представляет собой разницу между ценой продукции и ее себестоимостью, а в целом по предприятию представляет разницу между выручкой от реализации продукции и себестоимостью реализованной продукции. Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. На уровне предприятия чистый доход принимает форму прибыли.

Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет ряд важнейших функций:

− является показателем эффективности деятельности предприятия, ибо сам факт прибыльности уже свидетельствует об его эффективной деятельности;

− обладает стимулирующей функцией, она является основным источником прироста собственного капитала. В условиях рыночных отношений собственники капитала и менеджеры, ориентируясь на размер прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, принимают решения по поводу дивидендной и инвестиционной политики, проводимой предприятием с учетом перспектив его развития;

− движущая сила и источник обновления производственных фондов и выпускаемой продукции;

− является источником социальных благ для членов трудового коллектива (материальное поощрение, предоставляются социальные льготы работникам, содержатся объекты социальной сферы);

− является источником формирования доходов бюджетов различного уровня (в виде налогов, экономических санкций).

Виды прибыли классифицируют по следующим признакам:

− по источникам формирования - прибыль от реализации продукции, прибыль от реализации имущества, прибыль от внереализационных операций;

− по составу элементов, формирующих прибыль, - маржинальная, валовая, балансовая и чистая прибыль предприятия;

− по характеру налогообложения - налогооблагаемая и не облагаемая налогом части прибыли;

− по характеру инфляционной «очистки» - номинальная и реальная прибыль;

− по периоду формирования - прибыль предшествующего, отчетного и планового периодов;

− по регулярности формирования - чрезвычайная прибыль (убыток);

− по характеру использования в составе прибыли, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей (чистой прибыли), - капитализируемая и потребляемая ее части (нераспределенная и распределенная прибыль);

− по значению итога хозяйствования различают положительную прибыль (или, собственно, прибыль) и отрицательную прибыль (убыток).

Существуют и другие признаки классификации, а также виды прибыли, выделяемые разными авторами.

Для практических целей управления в первую очередь необходимо разграничение бухгалтерской и экономической прибыли. При оценке экономической прибыли, в отличие от бухгалтерской, учитывают не только явные затраты (себестоимость, текущие расходы), но и альтернативные - упущенную выгоду, требуемый минимальный доход на капитал, измеряемый процентной ставкой i:

Бухгалтерская прибыль = Выручка – Себестоимость (2.1)

или

Бухгалтерская прибыль = Доходы – Расходы; (2.2)
Экономическая прибыль = Выручка– (Себестоимость + i×Капитал). (2.3)

В соответствии с МСФО в расчете финансовых коэффициентов используются следующие показатели прибыли:

- маржинальная прибыль (gross margin) - выручка за вычетом прямых/переменных затрат;

- валовая прибыль (gross profit) - выручка от продаж минус себестоимость проданных товаров;

- прибыль от продаж (sales profit) - выручка от продаж за вычетом себестоимости проданных товаров и накладных расходов;

- операционная прибыль (operating income) - сальдо доходов и расходов операционной деятельности;

- торговая прибыль (Earnings Before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization, EBITDA) - прибыль до вычета расходов по процентам, уплаты налогов и амортизационных отчислений;

- прибыль до выплаты налогов и процентов (Earnings Before Interest and Taxes, EBIT);

- прибыль до выплаты налогов (Earnings Before Taxes, EBT);

- прибыль налогооблагаемая (taxable income);

- чистая прибыль (net income, net profit), прибыль к распределению между собственниками - сальдо всех доходов и расходов, налогов;

- нераспределенная (накопленная) прибыль (retained earnings) - прибыль после выплаты дивидендов, реинвестированная в активы.

Экономическая добавленная стоимость (EVA) представляет собой прибыль предприятия от обычной деятельности за вычетом налогов, уменьшенная на величину платы за весь инвестированный в предприятие капитал.

Показатель применяется для оценки эффективности деятельности предприятия с позиции его собственников, которые считают, что деятельность предприятия имеет для них положительный результат в случае, если предприятию удалось заработать больше, чем составляет доходность альтернативных вложений. Этим объясняется тот факт, что при расчете EVA из суммы прибыли вычитается не только плата за пользование заемными средствами, но и собственным капиталом. Можно утверждать, что такой подход в большей степени является экономическим, нежели бухгалтерским.

Классическая формула, предложенная Стюартом и Штерном для расчета EVA, выглядит так:

EVA = NOPAT – WACC×CE, (2.4)

где NOPAT (Net Operating Profit After Tax) – посленалоговая операционная прибыль без учета начисленных процентов по кредитам и полученным займам, руб. При ее расчете учитываются все доходы и расходы предприятия, отраженные в отчете о прибылях и убытках, в том числе налог на прибыль. Для определения NOPAT к чистой прибыли отчетного периода необходимо прибавить проценты к уплате;

CE (Capital Employed) – инвестированный (вложенный) капитал, руб.;

WACC (Weighted Average Cost of Capital) – средневзвешенная стоимость капитала, % в год, которая вычисляется по формуле:

WACC = rLC× LC : CE + rOC×OC : CE, (2.5)

где rLC – средняя стоимость заемного капитала, % в год;

LC (Loan Capital) – заемный капитал или капитал, полученный в виде долговых обязательств, руб.;

OC (Own Capital) – собственный капитал, инвестированный учредителями в предприятие, руб.;

rOC – стоимость собственного капитала, % в год. Определяется акционерами и показывает тот минимальный уровень доходности, который они рассчитывают получить на вложенные средства.

Если подставить выражение (2.5) в формулу EVA, то получится преобразовать ее в вид, более удобный для расчетов на основе бухгалтерских данных:

EVA = Чистая прибыль – rOC × OC.(2.6)

Дальше дело техники. Значение чистой прибыли берется из отчета о прибылях и убытках (стр. 190), собственного капитала – из баланса (стр. 490, значение на начало периода). Остается определиться со стоимостью собственного капитала (rOC). На практике чаще всего ее приравнивают к доходности, которую хочет видеть собственник. Если конкретная цифра не названа, можно воспользоваться формулой:

rOC = rwr × β, (2.7)

где rwr – средняя ставка мало- и безрисковых вложений (например, ставка по депозитам в высоконадежных банках), % годовых;

β – дополнительная плата за риск при вложении капитала в конкретное предприятие (в % годовых), требуемая инвестором.

Размер платы за риск индивидуален для каждого предприятия и определяется акционерами. Естественно, в бухгалтерской отчетности такие данные отсутствуют. Если учредители не озвучили своих пожеланий – сколько дополнительно они хотят получать за свои риски, то в качестве оценки этого показателя можно использовать:

- плановую рентабельность собственного капитала, если таковая определялась на этапе решения об открытии предприятия;

- среднерыночную рентабельность собственного капитала для предприятий данной отрасли.

Рассмотрим следующие три варианта взаимоотношений значения показателя EVA с поведением собственников:

1. EVA= 0, т.е. WACC = ROI и рыночная стоимость предприятия равна балансовой стоимости чистых активов. В этом случае рыночный выигрыш собственника при вложении в данное предприятие равен нулю, поэтому он равно выигрывает, продолжая операции в данном предприятии или вкладывая средства в банковские депозиты.

2. EVA>0 означает прирост рыночной стоимости предприятия над балансовой стоимостью чистых активов, что стимулирует собственников к дальнейшему вложению средств в предприятие.

3. EVA<0 ведет к уменьшению рыночной стоимости предприятия. В этом случае собственники теряют вложенный в предприятие капитал за счет потери альтернативной доходности.

Из зависимости между рыночной стоимостью предприятия и значениями EVA вытекает то, что предприятие должно планировать будущие значения EVA для направления действий собственников по инвестированию своих средств.

Ожидание будущих значений EVA оказывает существенное влияние на рост цены акций предприятия. Если ожидания противоречивы, будет колебаться цена акций, и в краткосрочном плане невозможно будет провести четкую зависимость между значениями EVA и ценой акций предприятия. Поэтому задача планирования прибыли, а вместе с ней планирования структуры и цены капитала является первоочередной задачей менеджмента предприятия. Чем более профессиональным является руководство предприятия, тем, при прочих равных, выше значения показателя EVA и точность планирования. Именно этим объясняется тот факт, что на крупных западных предприятиях значения EVA выступают основой премий менеджеров, которые становятся более заинтересованными в росте прибыльности предприятия и росте EVA. В этой связи EVA выступает основой мотивации.

Концепция EVA часто используется западными компаниями как более совершенный инструмент измерения эффективности деятельности подразделений, нежели чистая прибыль. Такой выбор объясняется тем, то EVA оценивает не только конечный результат, но и то, какой ценой он был получен (т.е. какой объем капитала и по какой цене использовался).

Можно наметить пути повышения показателя EVA:

1. Увеличение прибыли при использовании прежнего объема капитала;

2. Уменьшение объема используемого капитала при сохранении прибыли на прежнем уровне;

3. Уменьшение расходов на привлечение капитала.

Отдельно можно выделить уменьшение сумм налогов и других обязательных платежей в рамках налогового планирования, используя различные, допускаемые законодательством РФ, схемы.

В целом, подводя итог, можно обозначить роль, которую играет показатель экономической добавленной стоимости в оценке эффективности деятельности предприятия:

1. EVA выступает как инструмент, позволяющий измерить действительную прибыльность предприятия, а также управлять им с позиции его собственников;

2. EVA - это также инструмент, показывающий руководителям предприятия, каким образом они могут повлиять на прибыльность;

3. ЕVA отражает альтернативный подход к концепции прибыльности (переход от расчета рентабельности инвестированного капитала (ROI), измеряемой в процентном выражении, к расчету экономической добавленной стоимости (EVA), измеряемой в денежном выражении);

4. EVA выступает инструментом мотивации менеджеров предприятия;

5. EVA повышает прибыльность в основном за счет улучшения использования капитала, а не за счет направления основных усилий на уменьшение затрат на пользование капиталом.

Вопросы по теме:

1) Что такое доходы организации? Какие виды доходов вы знаете?

2) Что такое расходы организации? Представьте их классификацию.

3) Что такое прибыль? Назовите основные виды прибыли.

4) В чем состоит роль прибыли. Назовите ее основные функции.

5) В чем особенность показателя EVA. Каковы пути его повышения?

Наши рекомендации