Оценка эффективности проекта
Проблема оценки эффективности бизнес-инкубатора осложняется тем, что бизнес-инкубатор это не обычный субъект рынка, чьи результаты хозяйственной деятельности поддаются известному всем анализу экономической эффективности. Это организация ориентирована на помощь другим, а значит, работает не всегда c расчетом на собственную выгоду. Эффективность бизнес-инкубатора должна определяться в совокупности и сопоставлении непосредственных результатов финансово-хозяйственной деятельности и тех общеэкономических выгод, что несет в себе активное присутствие бизнес-инкубатора в инфраструктуре региона. Основным показателем эффективности деятельности бизнес-инкубатора является количество фирм, выпущенных за время существования и количество новых рабочих мест, созданных его фирмами-арендаторами, а также «процент выживаемости» малых компаний, вышедших из бизнес-инкубатора (таблица 20).
Таблица 20– Оценка результатов деятельности бизнес-инкубатора
Наименование показателя | Значение показателя по годам | ||
2011 год | 2012 год | 2013 год | |
Численность работников БИ,чел. | |||
Количество резидентов БИ | |||
Количество новых рабочих мест, созданных фирмами-арендаторами | |||
Стоимость аренды офисного помещения площадью 23 м2, с учетом коммунальных и других хозяйственных услуг на 1 субъект малого предпринимательства месяц, руб. | |||
Стоимость аренды производственного помещения площадью 60 м2, с учетом коммунальных и других хозяйственных услуг на 1 субъект малого предпринимательства месяц, руб. | |||
Количество предоставляемых консультационных услуг в БИ | |||
«процент выживаемости» резидентов, % |
Из данных приведенной таблицы 20, по оценке деятельности БИ можно сделать вывод о том, что количество рабочих мест созданных фирмами арендаторами за три года деятельности БИ составит 175 мест. Из 100 % предприятий, которые находятся в бизнес-инкубаторе, 85 % продолжат работать после первого года существования. Вне стен инкубаторов по данным минэкономразвития РФ таких компаний гораздо меньше – всего около 15 % – 20 %.
Средства на создания бизнес-инкубатора будут профинансированы из бюджета города в виде субсидий на безвозмездной основе, поэтому целью БИ является погашение ежемесячных затрат за счет собственных доходов, а не окупаемость инвестиций.
Для оценки экономической эффективности проекта рассматриваются показатели прироста выручки от оказания услуг и сдачи помещений в аренду, прироста затрат по различным направлениям.
Расчет экономической эффективности реализации проекта представлен в таблице 21.
Таблица 21 – Оценка экономической эффективности проекта бизнес-инкубатора
Показатель | Начальное состояние | Значение показателя по годам, руб. | Итого | ||
Инвестиционная деятельность | |||||
Затраты на реконструкцию и ремонт здания под бизнес-инкубатор | |||||
Затраты на приобретение основного оборудования | |||||
Затраты на открытия компании (документация, ККМ, пожарная инспекция,) | |||||
Всего инвестиций | |||||
Всего инвестиций к окупаемости | |||||
Операционная деятельность | |||||
Валовая выручка, тыс.руб. | |||||
Затраты на реализацию проекта: | |||||
Расходы на оплату труда | 3087842,4 | 3427505,1 | 9297187,5 | ||
Коммунальные расходы | 898207,6 | 997010,4 | |||
Прочие издержки | 1961199,1 | ||||
Амортизация | |||||
Всего затрат | 6833249,0 | 7487446,4 | |||
Прибыль | -20982 | 1057870,9 | 2530048,6 | 3566937,6 | |
Налоги | 211574,2 | 506009,7 | 717583,9 | ||
Чистая прибыль | -20982 | 846296,8 | 2024038,9 | 2849353,7 | |
Амортизация | |||||
Чистый приток от операций | 1732296,8 | 5507353,7 | |||
Сальдо реальных денег | 1732296,8 | 2910038,9 | 5507353,7 | ||
Сальдо накопленных реальных денег | 2597314,8 | 5507353,7 | 8969686,4 |
В приведенной выше таблице 21, по оценке эффективности предложенных проектных мероприятий можно сделать вывод о том, что проект по созданию бизнес-инкубатора являются эффективными и устойчивыми.
Анализируя полученные значения показателей можно сделать вывод, что ежемесячные расходы окупаются за счет собственных доходов, начиная со второго года деятельности БИ.
Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о достаточно высокой эффективности предлагаемых к реализации проектных мероприятий по открытию бизнес-инкубатора.
При реализации проекта будет создано 194 рабочих места, из них 175 будет создано резидентами БИ, что является положительным аспектом в повышении качества жизни населения. Увеличатся налоговые отчисления в бюджет города субъектами малого предпринимательства и их работниками, также налоги от бизнес-инкубатора. Планируется рост сбыта и приток инвестиций в регион, рост стоимости новых и существующих малых предприятий, повышение уровня коммерциализации научных исследований, снижение социальной напряженности, безработицы.
Бизнес-инкубатор призван работать для блага общества и быть полезным как можно большему числу его членов.
Задача бизнес-инкубатора – привлечь как можно больше предпринимателей, стать центром малого бизнеса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении следует отметить, что разработка бизнес-плана является важным моментов в работе любого предприятия. Наличие бизнес-плана позволяет убедиться, что работа предприятия осуществляется на плановой основе, что предприятие имеет четкую логику и целесообразность в поведении на рынке.
В качестве примера в настоящей работе была осуществлена разработка проекта открытия бизнес-инкубатора в городе Новокузнецке.
Анализ общей ситуации дел в данной отрасли показал востребованность услуг данного учреждения и целесообразность создания бизнес-инкубатора.
Средства на создание БИ в размере 75771230 руб. будут профинансированы из бюджета города в виде субсидий на безвозмездной основе. Ежемесячные расходы будут окупаться за счет собственных доходов, начиная со второго года деятельности БИ. Основными источниками доходов БИ являются оказание услуг, предоставление площадей в аренду, а также возможные проценты от вкладов в уставные капиталы.
За первые три года деятельности БИ будет выпущено 35 предприятий, создано 194 рабочих мест, выживаемость малых и средних предприятий вырастет с 20 % до 80 %. Планируется оживление экономической активности региона в целом; развитие малого и среднего предпринимательства, увеличение количества новых малых предприятий; более эффективное производство традиционных товаров и открытие качественно новых видов предпринимательской деятельности; целевое развитие отдельных отраслей промышленности и диверсификация местной экономики; решение проблем занятости в среде молодежи, безработных, инвалидов и других социальных групп населения, нуждающихся в определенной поддержке; обучение и повышение квалификации предпринимателей, общее повышение уровня экономического образования в клиентурной среде, предпринимательской способности населения региона; повышение конкурентоспособности местной продукции на отечественном рынке, возрастание возможностей выхода на зарубежные рынки.
Кроме того, БИ сотрудничает с государственными плановыми органами, отслеживая динамику роста предпринимательства в регионе, отлаживая механизм создания успешных предприятий, оценивая эффективность инструментов содействия и воздействия на развитие малого предпринимательства.
Важнейшая польза заключается в имидже, который создает себе администрация путем инициирования такой структуры, как бизнес-инкубатор. В противоположность многим другим мероприятиям бизнес-инкубатор видим, осязаем и одновременно ощутим. Постоянно возникают возможности для активной работы с прессой в связи с бизнес-инкубатором, что способствует улучшению репутации муниципалитета. А в этом заключается важнейшая предпосылка для победы в соревновании между регионами за привлечение инвесторов.
Подводя итог, следует отметить, что бизнес-инкубаторы представляют собой очень эффективный и практический инструмент содействия развитию муниципальной экономики с достаточно простой системой функционирования, которая и в России уже неоднократно доказала свои преимущества.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Уткин Э. А. Бизнес-план. Организация и планирование предпринимательской деятельности [Текст] / Э. А. Уткин. – М.: АКАЛИС, 2005. – 96 с.
2 Бизнес-планирование [Текст] / Под ред. В. М. попова и С. И. Ляпунова. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 672 с.
3 Грибалёв Н. П. Бизнес-план [Текст] / Н. П. Грибалёв, И. Г. Игнатьева. – СПб.: Белл, 2000. – 160 с.
4 Барышев А.Ф. Маркетинг: Учебник для вузов [Текст] / А.Ф. Барышев. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 208 с.
5 Шепеленко Г. И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии. Учебное пособие для студентов экономических вузов [Текст] / Г.И. Шепеленко. – Ростов-на-Дону: Изд. «МарТ», 2002. – с 380.
6 Горемыкин В.А., Богомолов А.Ю. Бизнес-план: Методика разработки. 45 реальных образцов бизнес-планов [Текст] / В.А. Горемыкин.– М.: «Ось-89», 2002. – 864 с.
7 Бэнгз Д. руководство по составлению бизнес-плана [Текст] / Д. Бэнгз. – М.: Финпресс, 2006. – 256 с.
8 Буров В. П. Бизнес-план инновационного проекта. Методика составления [Текст] / В. П. Буров. – М.: ЦИПКК АП, 2002. – 160 с.
9 Основы постороения бизнес-инкубаторов [Текст] / Под ред. О.В. Айгистова, В.Л. Горбунова. – М.: Логос, 1999. – 128 с.
10 Развитие предпринимательства в системе местного самоуправлении [Текст] / Под ред. Н.Б.Багровой. - М.: Муниципальная власть, 2000. С.385.
11 Совершенствование управления в регионах России на основе создания бизнес-инкубаторов [Электронный ресурс]: Корпоративный менеджмент– М.: OIM/RU, 2001. – Режим доступа: http://www.cfin.ru
12 Бизнес инкубаторы [Электронный ресурс]: Центр предпринимательского творчества и системных инноваций:. – М.: OIM/RU, 2008. – Режим доступа: http://www.cecsi.ru/
13
Дворник |
14 Деловое планирование [Текст] / Под ред. В. М. попова. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 368 с.
15 Дибб С. Практическое руководство по сегментации рынка [Текст] / С. Дибб, Л. Симкин. – СПб.: Питер. – 2002. – 240 с.
16 Поляков В. Г. Бизнес-планирование [Текст] / В. Г. Поляков, В. Д. Маркова. – Новосибирск: Экор, 2002. – 80 с.
17 Реклама: принципы и практика: Пер. с англ. [Текст] / Под ред. С.Г. Божук. — СПб: Питер, 2001. – 800 с.
18 Сборник бизнес-планов [Текст] / Под ред. В. М. попова. – М.: Кнорус, Гном и Д, 2001. – 360 с.
19 Сухова Л. Ф. Практикум по разработке бизнес-плана и финансовому анализу предприятия [Текст] / Л. Ф. Сухова, Н. А. Чернова – М.: Финансы и статистика, 2000. – 160 с.
20 Циферблат Л. Ф. Бизнес-план. Работа над ошибками [Текст] / Л. Ф. Циферблат. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 144 с.
21 Токарев В. Применение SWOT-анализа при разработке стратегии фирмы. // Управление компанией. – №12, 2002. – С.267
22 Приложение № 5 к приказу Минэкономразвития России от 2007 г. № 75