XIII. «А возьмут ли они меня?»
Как гарантированно получить желаемое место...
Вы когда-нибудь мучались ночь напролет, составляя заявление о приеме на работу? А в результате... Поток стандартных ответов через три недели со словами:*... с сожалением должны сообщить вам, что на вакантное место выбран другой кандидат. Желаем вам успехов в вашей карьере и остаемся...»
Тогда я хочу сразу же дать вам один неплохой совет, следуя которому и я, и мои коллеги всегда попадали в первые ряды кандидатов. А это, согласитесь, уже кое-что.
И все же прежде я хотел бы продемонстрировать вам, как можно вдвое сократить тяжкий процесс написания заявления...
Телефонная памятка
Не позволяйте вводить себя в заблуждение, когда прочтете в объявлении: «Заявления в письменной форме направляйте по адресу...» Сначала позвоните туда и скажите примерно следующее: «Приветствую вас, господин Келлер. Говорит Клаус Майер. Господин Келлер, вы дали объявление о замещении должности руководителя монтажной группы. Вы не могли бы ответить мне на пару вопросов, прежде чем я направлю в ваги, адрес письменное заявление?»
Может случиться так, что господин Келлер в резкой форме укажет вам на то, что, как было четко сказано в объявлении, от вас требуется письменное заявление.
В этом случае я бы еще раз подумал, захочу ли я работать на этого грубияна. Однако вероятно и то, что этот Келлер всего-навсего замученный кадровик. Поэтому, может быть, стоит позвонить еще раз и спросить, может ли все же кто-нибудь из представителей фирмы сказать вам, что точно требуется.
Подобный случай произошел однажды и со мной, и кадровик ответил, что все написано в объявлении. После моих профессиональных возражений кадровик, который был явно не силен в технических деталях, передумал и соединил меня с компетентным представителем фирмы. Вопреки моим ожиданиям он оказался довольно любезным и предупредительным человеком и с готовностью ответил на все мои вопросы.
Если при телефонном разговоре у вас установилось взаимопонимание с собеседником, то вы можете даже спросить, нет ли у него каких-либо рекомендаций в отношении письменного заявления. Один из моих коллег узнал, например, при этом, что руководитель фирмы придает особое значение сопроводительному письму, написанному от руки. Другому было сказано, что владелец фирмы — бывший спортсмен и особенно расположен к спортивным людям. Таким образом он узнал, как нужно «причесать» биографию.
Разумеется, когда я говорю «причесать», то не имею в виду, что в биографии надо давать ложные сведения. Если вы не обладаете необходимыми качествами в действительности, то наказание не заставит себя ждать. И все же... У меня есть несколько знакомых в университете, которые однажды полгода провели в Париже. После этого из праздных шатаний и вечерних ежедневных возлияний в бистро на свет появилось «обучение в Берне и Сорбонне». Никому и в голову не придет интересоваться в Сорбонне, действительно ли этот человек посещал лекции. А французскому в бистро можно научиться быстрее и лучше, чем на «сухих» занятиях в университете. Вы понимаете, что я имею в виду?
Теперь можем перейти к письменной работе...
Неотразимое заявление
Если среди ваших знакомых есть кто-то, кому всегда «везет» с его заявлениями о приеме на работу, то вам следует как-нибудь ознакомиться с ними. Возможно, что-то ваш знакомый делает очень верно.
Кроме того, было бы намного практичнее составлять заявления с помощью компьютера или другого подобного аппарата с тем, чтобы оно и внешне отличалось от других заявлений.
Кстати, вот вам еще два совета.
Первое.Вы должны представить свое заявление в обложке красного цвета. Красный цвет свидетельствует, во-первых, об активности, а во-вторых, бросается в глаза в любой куче заявлений. Представьте, что ваш будущий шеф сидит перед стопкой из тридцати заявлений, представляющих собой обыкновенные листки писчей бумаги, скрепленные канцелярской скрепкой, и только ваш документ лежит в аккуратной папочке ярко-красного цвета. Как вы думаете, чье заявление он прочтет первым?
Второе.Наклейте на обложке свою фотографию (размером 9x13). Ради этого стоит сходить к профессиональному фотографу! Затем под фотографией напишите крупным жирным шрифтом ваши имя и фамилию, а более мелким — место, на которое вы претендуете, и название фирмы.
Мне часто задают вопрос, обязательно ли писать сопроводительное письмо от руки. Что я могу вам ответить? Фирмы с консервативным руководством настаивают на этом. Другое дело, сможете ли вы добиться успеха при таком руководстве. Сам я еще ни разу не писал заявление от руки. Мои каракули все равно никто не смог бы прочесть.
Более прогрессивные фирмы отдают предпочтение следующему композиционному построению письменного заявления:
1. Сопроводительное письмо печатается на машинке (нет ничего более трудного, чем написанный от руки документ, в котором едва что-то можно разобрать). Внизу, под своей подписью, напечатайте полностью свои имя и фамилию. Должен ли я напоминать, что такой документ пишется на стандартной белой бумаге? Правда, мне не раз приходилось получать заявления, написанные на «отрывных» разлинованных листках.
2. Биография излагается тезисно. Здесь особенно важно упомянуть действительно все. Если вам тридцать лет, то ваша биография должна занимать не менее страницы, если сорок — не менее двух. И не бойтесь преувеличений. Ваша скромность вряд ли будет соответствующим образом вознаграждена.
Вы дважды по месяцу проводили отпуск в Англии? Из этого может получиться «языковая практика (в том числе и в Англии)».
Вы обучались в гимназии, но не сдали экзаменов? Напишите просто: «С 1963 по 1970 гг. обучение в гимназии в...». Ну это же правда. Или нет?
Конечно, печально, но у вас практически нет шансов, если вы, претендуя на место руководителя монтажной группы, пишете в своей биографии только «учебный курс электромонтера на фирме... включая два года работы по профессии на фирме...». Подумайте, что еще можно добавить. Каждое упомянутое вами посещение лекции или курса лекций будет расценено новым работодателем как ваша заинтересованность в работе.
Позволю себе выдать еще один секрет. Если ваша биография достаточно длинна, то ваш будущий работодатель подумает: «Черт возьми, а у этого парня есть кое-какой жизненный опыт».
3. Свидетельство об окончании школы и рекомендации с прежнего места работы. Если вы закончили среднюю школу, то вам не следует прилагать к биографии еще и свидетельство об окончании начальной школы. Ничего, кроме смеха, это не вызовет.
Что касается рекомендаций с прежнего места работы, то этот вопрос мы уже рассматривали. И я надеюсь, что ваша рекомендация не похожа на ту, которую мне пришлось однажды держать в руках: «Господин Майер работал у нас с января по сентябрь 1991 года в качестве руководителя группы сбыта. Свои обязанности выполнял хорошо. Господин Майер уходит от нас по взаимному согласию в связи с внутрипроизводственными перестановками в нашей фирме».
Я не знаю, кто больше, шеф или сотрудник, виноват в том, что на свет появилась такая рекомендация, однако, имея подобную рекомендацию на руках, вам не следует и пытаться устраиваться на работу. Или вы просите у своего бывшего шефа новую, или вы ее попросту выбрасываете с риском, что вас все же об этом спросят.
4. Образец почерка. Рекомендую приложить отдельный листок с образцом почерка. На нем вы можете написать любой нейтральный текст. Выберите какую-нибудь тему в соответствии с вашей профессией. Если вы претендуете на место руководителя монтажной группы, то вы можете для этих целей использовать небольшой отрывок из справочника по монтажу. Возможно, у вас есть даже знакомый графолог, который может вам подсказать, как вы должны писать, чтобы произвести соответствующее впечатление.
Впрочем, это касается заявлений о приеме на работу в крупные фирмы. Для мелких фирмграфологическая экспертиза — чаще всего слишком дорогое удовольствие.
Между нами говоря, большинство средних и мелких предпринимателей, которых я знаю, немного невежды в том, что касается оценки заявлений. Как правило, решение принимается, как говорят, «на пустом месте». И если вы знаете, что делать, то для вас это крупный шанс.
3. Черви козыри!
В соответствии с результатами опроса, проведенного одним из специальных журналов, среднестатистический начальник предпочитает иметь «сотрудников с сердцем». Как представляется, руководители более спокойно относятся к недостаточной профессиональной квалификации, так как знают, что это можно относительно быстро исправить. А вот такие качества, как дружелюбие и человеческое тепло, нельзя воспитать за один день. Среди других важных качеств были названы коллективизм, гибкость и незашоренность в поступках, а также стремление к дальнейшему образованию и повышению квалификации.
Можете вы себе представить, что это означает для вашего письменного заявления о приеме на работу и последующей беседы?
Об этом я сейчас вам скажу...
4. Как избавиться от волнения
И вот вы на пороге вершины! Ваша дружеская улыбка на фотографии, солидная биография и выразительная рекомендация убедили вашего будущего босса в том, что следует пригласить вас на беседу.
И что же теперь? Прежде всего не мешало бы подобрать соответствующую одежду. Не делайте ошибки и не вытаскивайте на свет по этому случаю свой костюм пятнадцатилетней давности. Сразу будет чувствоваться, что вы хотите выступить в какой-то несвойственной вам роли. Наденьте лучше что-нибудь новое, но не слишком вызывающее. Будьте максимально естественным.
Теперь самое главное. Не источайте всем своим видом покорность. Ничего не изменится, если вы не получите места. В данный момент вы и так его не занимаете. Не идите на встречу с пассивной мыслью: «Посмотрим, может быть, я им подойду». В предстоящей беседе вы должны быть активной стороной. Вы хотите как можно больше узнать об этой фирме, чтобы выяснить, готовы ли вы предложить им свои услуги.
Составьте перед беседой список вопросов, на которые вы хотели бы получить ответы от своего партнеpa. Начните с вопросов о самой работе, производственных процессах, о других сотрудниках фирмы, о философии фирмы и возможностях повышения квалификации, прежде чем спрашивать о зарплате, продолжительности рабочего дня и перерывах в работе.
Не стесняйтесь перехватывать инициативу. После необходимых взаимных приветствий сразу же переходите к вопросам. Нет ничего более гнетущего для руководителя, как видеть перед собой претендента на занятие вакантного места, который лишь молчит и ждет, как сложатся дела. Возьмите инициативу в беседе в свои руки. Это может выглядеть примерно так:
— У вас прекрасный офис, господин Майер (если это соответствует действительности). Вы давно работаете в этой фирме? А сколько у вас всего сотрудников? Какова основная продукция вашей фирмы?
Возможно, вам следует проявить инициативу и самому предложить осмотреть фирму, что будет свидетельствовать о вашем активном интересе. Если что-то во время этой экскурсии произведет на вас особое впечатление, не забудьте сказать об этом. Безразличное отношение к рассказу сопровождающего лица о фирме может стоить вам места.
Несколько лет назад у меня появилась великолепная вакансия в филиале. После опубликования объявления мне позвонило не менее ста человек, а 36 из них прислали по моей просьбе письменные заявления. Из этих 36 я пригласил на беседу шестерых. Когда я демонстрировал продукцию фирмы, лишь один из них высказал настоящий восторг. Как вы думаете, кто получил работу? Этот человек еще кое-что предпринял, что окончательно убедило меня в правильном выборе. Но об этом я вам расскажу в следующей главе. А пока я хотел бы дать вам еще несколько советов к устной беседе с работодателем:
Попытайтесь понять вашего будущего шефа. Что он хочет от вас? Почему он тратит на вас свое драгоценное время? Какие преимущества он получает, если возьмет вас на работу? Как можете вы ему помочь в достижении его целей?
Продавайте профессионально свои способности и никогда не говорите плохо о своем прежнем месте работы. А то ваш будущий шеф может подумать, что вы когда-нибудь станете говорить и о нем такие вещи.
Теперь самый важный совет...
5. Проявляете сами активность!
В упомянутом случае, когда у меня появилась прекрасная вакансия, я решил побеседовать со всеми кандидатами дважды. Я приготовил, на мой взгляд, прекрасные устные и письменные тесты, которые должны были мне помочь сделать выбор. Однако тот кандидат, который в конечном итоге и получил работу, вытеснил всех оставшихся конкурентов с первого же раза. Как ему это удалось?
Он сам задавал вопросы, как я и советовал вам. С самого начала он создавал впечатление человека, который не стремился во чтобы то ни стало занять это место. Он хотел узнать мои цели. Он был в полном восторге от продукции, которую ему предстояло продавать. Однако решающий удар он приберег напоследок.
Он позвонил мне вечером после нашей первой беседы и сказал: «Господин Циммерманн, наги разговор не дает мне покоя. Мне так нравится ваша продукция, что я хочу предложить вам следующее: я возьму три дня отгула и попробую продать эти аппараты. Дайте мне несколько адресов заинтересованных лиц, и я посмотрю, смогу ли я убедить их приобрести эти великолепные аппараты. Это вам ничего не будет стоить. Мы тогда оба будем знать, работать ли нам вместе или нет».
Хотите знать, что я сказал своей жене после этого разговора? «Это мой человек. И мне не нужно больше встречаться с остальными претендентами. Если кто-то хочет поработать на меня в свое свободное время, то мне это о многом говорит».
Конечно, не каждый может позволить себе взять пару свободных дней и пойти продавать. Важно одно: покажите, что вам не безразлично это место! Один из бывших участников моего семинара недавно сообщил мне по телефону, что он подал заявление в одну фирму.
Он попал в узкий круг претендентов, а предстоящая работа ему очень нравится. Начальник отдела кадров обещал позвонить ему в среду. Сегодня уже пятница, и он не знает, что произошло. Я посоветовал ему немедленно позвонить в фирму, подтвердить свою заинтересованность в работе у них и предложить бесплатно поработать на фирму один-два дня.
Все прекрасно получилось. Он получил работу. И вы получите работу, о которой мечтаете, если последуете моим советам, изложенным в этой книге.
Впрочем, вы этого уже почти добились! Вы знаете, что 95 % всех книг прочитывается только до второй главы? А вы же являетесь редким исключением. И тем самым имеете все шансы превратиться из служащего со средней зарплатой в высокооплачиваемого специалиста.
Пожалуйста, не откладывайте сейчас книгу в сторону!
Откройте ее!
Начните с начала и выполните все упражнения! В качестве следующего шага изучайте каждый месяц по одному разделу книги, составляйте для себя план, на что вам в этом месяце особенно следует обратить внимание, и постоянно носите этот план при себе. Таким образом, почти через год вы будете готовы подняться до уровня высокооплачиваемого сотрудника.
Если бы вы знали, как я этому рад!
Резюме для нетерпеливого читателя:
1. Первоначальную информацию о вакантном месте получите по телефону. Но подготовьтесь основательно к беседе. Как известно, первое впечатление может быть решающим.
2. Выделите достаточно времени для составления досье по занятию вакантного места. Не забудьте, что ваше заявление о приеме на работу должно отличаться и внешне.
3. Направляйтесь на беседу с работодателем с чувством уверенности в себе (но без высокомерия!). В конце концов и от вас хотят что-нибудь получить. Убедитесь еще раз в том, что эта фирма как раз то, что вам нужно.
4. Если место вам действительно нравится, проявите активность! Не ждите, пока вам соблаговолят дать ответ.
Первый вопрос высокооплачиваемого сотрудника: