Не увидит меня око видевшего меня; очи Твои на меня, - и нет меня.

Отдых в могиле.

Вначале обратим внимание на то, как друзья Иова описывают смерть праведника и грешника (чтобы избежать разброса текста, не будем выходить за первый «круг речей», поскольку все они, так или иначе, отвечают на проклятие Иовом дня своего рождения). (Эту часть урока можно построить так: читается текст, например Иов 4:7, и задаётся вопрос, что здесь написано. Обычно людям трудно пересказать прочитанное в Писании, т.к. у них нет привычки выделять суть Библейских стихов. Они будут в общем рассуждать о теме, но не читать текст. Поэтому такое упражнение очень полезно.)

Елифаз.

Смерть – удел грешника, а не праведного:

«Вспомни же, погибал ли кто невинный, и где праведные бывали искореняемы?» Иов 4:7;

Б-г оттягивает смерть праведника:

«Во время голода избавит тебя от смерти, и на войне - от руки меча» Иов 5:20;

Б-г ждёт готовности праведника к смерти:

«Войдёшь во гроб в зрелости, как укладываются снопы пшеницы в своё время» Иов 5:26;

Б-г даёт продолжение жизни праведнику в потомках:

«И увидишь, что семя твоё многочисленно, и отрасли твои, как трава на земле» Иов 5:25;

у грешника – ранняя смерть:

«Как я видал, то оравшие нечестие и сеявшие зло пожинают его; от дуновения Б-жия погибают и от духа гнева Его исчезают»

Иов 4:8 9;

временное благополучие грешника скоротечно, а дети его рассеются –

«Видел я, как глупец укореняется, и тотчас проклял дом его. Дети его далеки от счастья, их будут бить у ворот, и не будет заступника. Жатву его съест голодный и из-за терна возьмет её, и жаждущие поглотят имущество его» Иов 5:3-5

Вилдад.

Грешник умирает рано –

«еще он в свежести своей и не срезан, а прежде всякой травы засыхает. Таковы пути всех забывающих Б-га, и надежда лицемера погибнет» Иов 8:12, 13;

нет продолжения его дома и дела –

«Обопрётся о дом свой и не устоит; ухватится за него и не удержится. Зеленеет он пред солнцем, за сад простираются ветви его; в кучу [камней] вплетаются корни его, между камнями врезываются. Но когда вырвут его с места его, оно откажется от него: "я не видало тебя!" Вот радость пути его! а из земли вырастают другие» Иов 8:15-19;

«шатра нечестивых не станет» Иов 8:22.

Софар.

Жизнь грешника всё более и более обретает очертания смерти:

«глаза беззаконных истают, и убежище пропадёт у них, и надежда их исчезнет» Иов 11:20.

Сопричастность к смерти, смертность человека воспринимается друзьями строго отрицательно: смерть (и боль) связанна с миром грешника. Знакомое нам мироощущение, не правда ли?

В отличие от друзей Иов не разделяет смерть праведника от смерти грешника:

«Не определено ли человеку время на земле, и дни его не то же ли, что дни наёмника?» Иов 7:1;

«Всё одно; поэтому я сказал, что Он губит и непорочного и виновного» Иов 9:22.

Он в целом размышляет о смертности человека, не связывая её с праведностью или неправедностью.

- Прав или не прав был Иов? Отличается ли смерть верующего человека от смерти неверующего?

= Не отличается ничем. Боль это боль. Необязательно смерть праведника связана с надеждой, – всё же более правильный вариант ухода праведника, когда мы только смиренно просим: «помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твоё!» (Лук.23:42), такой разворот событий более приближён к Голгофе и уходу Иисуса. Не обязательно обвинения Небу, которые посылает тяжело умирающий неверующий человек, это именно проклятие замыслов Неба, а не тот же крик Иова. Ведь до Неба доходят не наши слова, но потаённые желания нашего сердца:

«Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по [воле] Б-жией» Рим.8:26, 27.

Успокоенность в смерти связана, скорее, со смирением. А это своё качество Дух Святой даёт всякому без меры, без условий, - только по нашей нужде и согласию.

Да, смерть появилась на земле после грехопадения. Но ведь всё то, что оставил нам Б-г, Он неизменно выводит ко Благу. Так какой смысл имеет смертность человека, его немощь, его подверженность болям? (ведь, собственно, Б-г мог сделать нас «непробиваемыми», не болеющими, и восхищать как Еноха, едва мы обратились к Нему)

Иов говорит о смерти положительно (и мало кто из нас доходил до такой точки). Говорит в огорчении души. Но сквозь эту подавленность и неистовство он очень последовательно исследует проблему смертности человека.

Погибни день

Проклятие Иовом дня своего рождения звучит при всех его ответах в «первом круге» речей, поэтому мы последовательно прочитаем их.

- Задумаемся, против чего восстаёт Иов, проклиная день своего рождения?

= Не против злых дней, что пришли на него (всё же, в отличие от друзей, он не связывает участь праведника только с достатком и безопасностью:

«неужели доброе мы будем принимать от Б-га, а злого не будем принимать?», Иов 2:10).

Не против богоставленности (он не чувствует себя оставленным Б-гом, наоборот, он просит:

«Доколе же Ты не оставишь, доколе не отойдёшь от меня, доколе не дашь мне проглотить слюну мою?» Иов 7:19).

Чтобы ответить на это вопрос, подумаем, а за что Иов ценит жизнь? Что почитает главной её сутью?

В ответе Елифазу он замечает:

«Дни мои бегут скорее челнока и кончаются без надежды.

7 Вспомни, что жизнь моя дуновение, что око моё не возвратится видеть доброе.

Не увидит меня око видевшего меня; очи Твои на меня, - и нет меня.

Наши рекомендации