Оценка эффективности управленческого консультирования
Услуги разных консультантов могут существенно разниться в своем качестве, а качество зависит от профессионального опыта консультантов, их образования, мотивации. Преодолеть непостоянство качества можно двумя путями:
1) построением системы контроля качества услуг;
2) отслеживанием удовлетворенности клиентов качеством услуг.
Наиболее профессиональный метод маркетинговых исследований для сферы консультационных услуг называется методом критических событий (critical incidents method). Приоритетным в нем является получение от респондентов предельно конкретных описа-
ний проблем, связанных с процессами оказанной услуги. Соответственно, метод предпочитает качественные способы сбора информации: глубинные интервью, фокус-группы, а также прямое (скрытое) наблюдение за поведением клиента во время оказания услуги. Помимо внешних источников информации метод опирается на внутренние: сведения о восприятии клиентами качества, остающиеся в памяти контактного персонала.
Задачи метода состоят в том, чтобы обнаружить критические события, которые вызвали неудовлетворенность клиентов качеством услуг, выявить, не стали ли отдельные события критическими эпизодами, оценить их значимость. Значимость часто выявляется в контексте времени, прошедшего с момента события (ибо более неприятные из событий запоминаются дольше). Далее происходит систематизация полученных описаний, служащих толчком для конкретных действий по улучшению процессов оказания консультационных услуг. Например, можно использовать -вопросник, где консультанты отмечают нужные пункты.
Вопросник о качестве консультационных услуг [1]
1. В нашей фирме мы установили высокие стандарты качества своей работы.
2. Фирма дала мне возможность обучиться выполнять качественную работу.
3. Продвижение по службе в первую очередь базируется на качестве работы, а не на экономических факторах, таких как оплата или использование персонала.
4. Мы агрессивны в вопросах поиска новых и улучшенных методологий выполнения нашей работы.
5. Я получил необходимую мне помощь в вопросах взаимоотношений с клиентами.
6. Мои руководители проектов обычно более озабочены качеством моей работы, чем прибыльностью задания.
7. Когда я заканчиваю этап работы, я обычно получаю порцию конструктивной критики от руководителя проекта.
8. В нашей фирме мы используем опыт, полученный другими сотрудниками в их проектах, путем обмена идеями и подходами.
9. Во время выполнения задания мой руководитель обычно активно помогает мне освоить новые навыки.
10.Когда я получаю новые задания, я обычно получаю шанс расширить мои навыки, а не просто применить уже имеющиеся.
11.Мой руководитель проекта всегда проверяет, что я правильно понял те задачи, выполнять которые мне предстоит.
12.Я горжусь качеством работы нашей фирмы.
13. Мой руководитель проекта активно вдохновляет меня генерировать новые идеи и давать предложения по улучшению работы.
14. Мы активно ищем пути быть более ценными для наших клиентов, помимо технического качества нашей работы.
Некоторые специалисты в основу оценки эффективности УК закладывают принцип фиксации на этапе заключения договора, выбора направлений консультирования и их количественной оценки. После диагностики консультант и клиент выбирают конкретный показатель, по которому определяется эффект. По мнению новосибирских специалистов [47], все работы по УК должны приносить экономический эффект, однако он может проявляться не только в экономических, но и в социальных, психологических, экологических и прочих показателях. Исходя из того что УК направлено на преодоление неблагоприятных тенденций, в качестве интегрального показателя они предлагают брать снижение себестоимости выпускаемой продукции, т.е. единый методологический подход должен состоять в следующем:
1) результаты управленческого консультирования должны просчитываться;
2) затраты клиента должны окупаться многократно;
3) главная цель УК — изменить неблагоприятную тенденцию на обратную;
4) эффект УК состоит в разнице затрат.
Соглашаясь со специалистами в том, что в случае возможности оценить экономический эффект от УК с помощью соответствующих методик и формул, надо иметь в виду, что любая количественная оценка эффективности связана с построением образной, математической и других моделей клиентской организации. Консультант же по управлению, работая с конкретными, специфическими объектами, имеет дело с огромным количеством моделируемых систем, задачу оценки эффективности которых в данном случае нельзя считать экономически целесообразной. В такой ситуации надо или найти универсальную модель типовой социально-экономической системы и использовать ее как основу, корректируя ее различными поправочными коэффициентами, или адаптировать типовую модель к соответствующему образу клиентской организации. Кроме того, динамика развития предприятий в рыночной среде неизбежно приведет к необходимости корректировки моделей, коэффициентов и всего математического аппарата. Поэтому практически более реально работать с образными моделями, используя примитивный математический аппарат.
Социально-экономические системы, с которыми работает консультант, называют «неопределенными» по той причине, что в них
присутствует активный элемент — человек, действия которого зачастую непредсказуемы. Для таких систем характерно наличие случайных событий, управлять которыми по заранее составленному алгоритму невозможно. Оценить эффективность такой системе можно лишь с определенной вероятностью и, следовательно, в ее основе должна лежать экспертная оценка, базирующаяся на опыте, знаниях, квалификации, интуиции специалистов в конкретной области знаний.
Занимая промежуточное положение между наукой и производством, управленческое консультирование носит двойственный характер, определяемый различием в оценках производимого продукта. Наука неформализуема, и результаты ее деятельности могут оцениваться только экспертно. Производство, наоборот, жестко детерминировано — результаты определены, продукт известен, а такие экономические категории, как прибыль, рентабельность и пр., достаточно точно отражают эффективность работы предприятия. Консультирование научно-технических проектов в этом случае позволяет оценить эффект категориями производства, в то время как консультирование процесса освоения управленческих нововведений больше относится к области научного знания. Таким образом, учитывая двойственный характер управленческого консультирования, предполагается использование как экспертных, так и счетно-экономических оценок, в зависимости от объекта консультирования.
Предлагаемый метод оценки эффективности управленческого консультирования основывается на соотношении первоначального и последующего состояния системы управления предприятия. В качестве параметров, подлежащих оценке, и изменение которых предполагается отслеживать, выбраны:
1) функции управления;
2) персонал предприятия;
3) методы управления;
4) квалификация первого руководителя.
Минимальное число экспертов — три человека. Количество и качество оцениваемых параметров может меняться в зависимости от условий договора и этапа УК. Для удобства экспертные оценки заносятся в таблицу (табл. 7.1).
В табл. 7.1 в графе «Показатели СУ» представлены десять показателей, характеризующих систему управления любого предприятия. Количество показателей может быть больше или меньше десяти, что зависит от замысла консультанта, но главное, чтобы соблюдался принцип оптимального отображения реального образа объекта консультирования. Максимальная цена каждого из показателей 1 балл (это означает, что его уровень соответствует эталону). Сумма пока-
зателей, равная 10 баллам, представляет нам идеальный образ объ/-екта консультирования. / Таблица 7.1 Оценка эффективности управленческого консультирования [47] | ||||||
Показатели СУ | Оценка-эталон | Оценка объекта | Оценка -прогноз | Оценка результатов | Динамика УК | |
Планирование Организация Координация Мотивация Контроль | 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 | + 1,0 0 -1,0 0 -1,0 | + 1,0 + 1,0 0 + 1,0 | + 1,0 0 + 1,0 | 0 + 1,0 + 1,0 + 1,0 | |
Персонал | 1,0 | + 1,0 | + 1,0 | + 1,0 | ||
АМУ ЭМУ С/псих. МУ | 1,0 1,0 1,0 | + 1,0 0 -1,0 | 0 + 1,0 + 1,0 | -1,0 + 1,0 | +2,0 + 1,0 + 1,0 | |
Первый ' руководитель | 1,0 | + 1,0 | + 1,0 | + 1,0 | ||
Итого | 10,0 | 7,0 | 4,0 | 8,0 | ||
Примечание. АМУ — административные методы управления; ЭМУ — экономические методы управления; С/псих. МУ — социально-психологические методы управления. Оценки экспертов исходят из предполагаемого значения показателей в трех взаимоисключающих состояниях: + 1,0 — эталонное (эффективное); —1,0 — неэффективное; 0 — нейтральное. Графически это изображается в виде шкалы, задающей на плоскости области эффективного и неэффективного консультирования (рис. 7.1). Пример. Предположим, что средние арифметические оценки группы экспертов дали следующую картину предприятия: 1) планирование +1,0 — достаточно эффективно; 2) организация 0 — посредственно (нейтрально); 3) координация —1,0 — неэффективно (фактически отсутствует); 4) мотивация 0 — посредственно (нейтрально); |
5) контроль —1,0 — неэффективно (фактически отсутствует);
6) персонал 0 — нейтрально;
7) АМУ +1,0 — используются административные методы управления;
8) ЭМУ 0 — экономические методы управления декларируются;
9) С/псих. МУ —1,0 — социально-психологических методов управления нет;
10) первый руководитель +1,0 — инициатор обращения к УК (оценки для первого руководителя, имеющие значения 0 и —1,0, как правило, исключаются, так как в случае его незаинтересованности нет смысла заключать договор на консалтинг).
Рис. 7.1. Шкала эффективности управленческого консультирования [47]
Прогнозная оценка в 4-м столбце табл. 7.1 фиксирует цели УК, определенные в договоре. Заключительные экспертные оценки подводят итоги консультативной деятельности. Так, показатели 6-го столбца, демонстрирующие динамику управленческого консультирования, свидетельствуют о следующем:
1) изменений в планировании не произошло (0);
2) изменений в организации не произошло (0);
3) функция координации значительно улучшилась (+1,0);
4) значительно улучшилась мотивация персонала (+1,0);
5) эффективно заработала функция контроля (+1,0);
6) административные методы перестали работать (+2,0);
7) заработали экономические методы управления (+1,0);
8) прявились элементы социально-психологических методов управления (+1,0).
Эфффективность консалтинга определяется (по табл. 7.1) как разница между оценкой-результатом (Ор) и оценкой первоначального состояния предприятия (Опс), т.е. столбец 5 — столбец 3,
с отнесением полученной разницы к оценке-эталону <Оэт), т столбец 2: |
Умение конкретного консультанта в составе группы предвидеть результаты предстоящей работы (Эраб к) можно определить по этой же методике, только вычитание производится из прогнозной оценки (0Пр)» те. столбец 4, которую каждый из них выставляет самостоятельно:
Если соотнести полученные оценки (0,4 и 0,7) со шкалой на рис. 7.1, то видно, обе оценки находятся в зоне эффективного консультирования.
Экспертные оценки, конечно же, не учитывают множество качественных характеристик интеллектуального плана, однако наглядность и простота использования дают возможность практического применения экспертного метода, тем более что его можно увязать с оплатой труда консультантов. В этом случае в договоре, как правило, обозначаются минимальный и максимальный размер оплаты. Оплату этапа диагностики предполагается выполнять посредством отдельного договора. Нижний предел суммы по основному договору выплачивается независимо от конечного результата, на основе прописанных критериев оплаты. При оплате учитывается количество параметров, перемещенных в зону эффективного консультирования, но цена каждого из них предварительно оговаривается.
Таким образом, после предварительной договоренности о проведении консалтинга с клиентом технология УК должна быть представлена в виде детально прописанной оргтехнологии. Наличие тако-! го документа позволяет консультанту смоделировать работу, а клиенту — еще раз оценить качество предстоящей работы и убедиться в получении ожидаемого результата. Оргтехнология должна корректироваться в процессе консультирования, т.е. быть рабочим документом-путеводителем как для консультантов, так и для клиентов.
Для оценки потребительского восприятия была разработана осо бая техника опроса клиентов, при которой каждый вопрос задаете дважды: в позитивной и в негативной форме. Сведя затем вмес ответы на оба вопроса, можно установить тип данной характеристики товара.
В разделе 7.1. мы писали о том, что Н. Кано выделил три осно ные группы характеристик товаров и услуг, которые так или инг
воспринимаются потребителями. К ним ондобавляет два возможных сочетания реакций потребителей:
1) равнодушие как к присутствию, так и к отсутствию определенных свойств у продукта — это верный признак второстепенности, маловажности соответствующей характеристики, т.е. клиенту совершенно все равно, есть она или ее нет;
2) присутствие и отсутствие определенного свойства одинаково вызывает удовлетворение либо (опять-таки одновременно) неудовлетворение покупателей — такой (называемый проблемным) тип ответов возникает, когда опрашиваемая группа клиентов неоднородна.
Итак, с помощью модели Кано фирма может оценивать влияние своих действий на потребительскую ценность, а также выяснить: какими свойствами продукт должен непременно обладать (обязательные характеристики); какие качества могут служить «изюминкой», привлекающей клиента к новинке (сюрпризные характеристики); какие показатели надо точно дозировать, сопоставляя издержки на их достижение и обусловленный улучшением соответствующих качеств рост числа покупателей (количественные характеристики). Наконец, можно обнаружить, что некоторые качества продукта вообще никого не волнуют (маловажные характеристики) и, следовательно, на их создание зря тратятся средства.