Типология управленческого консультирования

№ п/п Признаки УК Типы УК
По результатам на выходе 1. Продуктовое УК (консультирование проекта) 2. Обеспечивающее УК (консультирование процесса)
По радикальности 1. “Революционное” УК (принципиально новые технологии, методы управления) 2. ”Косметическое” УК (улучшения, дополнения) 3. “Обыденное” УК (элементы “революционного” и “косметического” УК)
По целям 1. Целевое УК 2. Многоцелевое УК
По видам решаемых задач 1. Оперативное УК 2. Стратегическое УК
По механизму реализации 1. Объектное УК (на одном объекте) 2. Полиобъектное УК (множество объектов) 3. Уникальное УК 4. Стандартное УК
По результативности 1. Завершенное УК 2. Этапное УК
По месту применения 1. Внутрифирменное УК 2. Внешнее УК
По длительности воздействия на объект 1.КраткосрочноеУК 2.СреднесрочноеУК 3. Долгосрочное УК
По прикладным функциям 1. Научно-исследовательское УК 2. Практическое УК
По степени воздействия 1. Шоковое УК 2. Ползучее УК
По уровням и сферам управления 1. Фирменное УК 2. Отраслевое УК 3. Муниципальное УК 4. Государственное УК
По масштабам организации 1. Микроконсультирование (бригада, участок, цех, завод) 2. Макроконсультирование (ПО, концерн, консорциум, ассоциация, территория, регион, республика)
По методам обучения 1. Активное УК 2. Рутинное УК 3. Взаимообучающее УК
По видам управленческой деятельности 1. Научно-техническое УК 2. Социально-экономическое УК 3. Правовое УК
По методу самооценки руководителем 1. Рефлексивное УК 2. Критическое УК

Определение метода и методики консультирования.

Под методом консультирования понимается общая схема (план действий), сформированная на основе обобщенного опыта результативных консультаций данного вида, позволяющая выработать соответствующую программу действий. Целесообразно ввести понятия методики, методического инструментария (методической базы) консультирования и методологии консультирования. Методика представляет собой совокупность корректных в методическом отношении директив, указывающих способ действий и методы достижения поставленных целей. Методический инструментарий (методическая база) консультирования представляет собой совокупность методик, которыми располагает консультационная фирма (консультант)

Методология консультирования воплощается в двух частях:

1. Методы взаимодействия с сотрудниками компании-клиента с целью внедрения знаний и разработок в клиентную организацию.

2. Методы интеллектуальной деятельности, необходимые для анализа проблем и разработки решений. В консультировании широко применяются методы, разработанные в социологии, психологии, статистике, математике и других науках. Эта группа методов (интервью, опросы, тестирования, синтез, прогнозирование, наблюдения, групповая работа, деловые игры, экспертные оценки, мозговая атака, дерево целей, граф проблем и др.) наиболее полно освещена в специальной литературе.

Классификация методов консультирования.

Классификация дает возможность осуществить быстрый поиск, выбор и эффективное использование тех методов, которые в наибольшей мере соответствуют характеру проблем организации клиента, модели консультирования и складывающейся ситуации. Один из самых распространенных подходов к классификации – выделение групп методов по этапам консультационного процесса (методы диагностики; методы выработки решений; методы внедрения разработок и рекомендаций). С развитием процессного консультирования стали разрабатываться методы вовлечения клиента в работу над проектом. В связи с этим ниже создалась группировка методов по другим критериям: технические (методы решения содержательной части проблемы) и человеческие (методы создания взаимоотношений, благоприятных для проведения изменений).

См. вопрос 5

Управленческое консультирование в России. Становление рынка консультирования в России. Современное состояние рынка консалтинговых услуг в России и за рубежом (большие и маленькие консалтинговые фирмы).

В России профессиональная деятельность по УК возникла примерно 10 лет назад. Активно развивающийся в последние годы менеджмент-консалтинг, формирующий рынок консалтинговых услуг, по темпам роста уступает сегодня только рынку информационных технологий (Интернет-технологий и телекоммуникаций), однако его качественное состояние характеризуется неоднозначно. По нашим оценкам, не менее 70% этого рынка занимают западные фирмы, оставшаяся часть приходится на российские организации. Численность косультантов по управлению составляет около 10 тыс. человек, при этом по профессиональной принадлежности их состав разнообразен (экономисты, психологи, юристы, технические специалисты).

На российском рынке сложилось несколько направлений УК: в области совершенствования организационных структур, создания мотивационных систем управления персоналом, эффективного управления продажами, кадрового потенциала и формирования организационной культуры, стратегического и операционного планирования, финансового менеджмента и бюджетирования. Помимо УК, сосредоточенного на системе управления организацией, развиваются и другие виды консалтинга – кадровый, юридический, налоговый, информационный. На практике большинство крупных российских консалтинговых компаний работает в нескольких направлениях – аудит, корпоративные финансы, управление, инвестирование, информационные технологии.

Анализ структуры рынка консалтинговых услуг в России указывает на наличие следующих элементов: индивидуальных частно практикующих консультантов; отделов в кадровых или маркетинговых агентствах; мелких консалтинговых фирм (от 3 до 7 сотрудников); крупных российских консалтинговых компаний (30 и более человек); западных консалтинговых компаний с большим числом сотрудников (их представительства в России различаются по величине).

Эти структурные элементы имеют разное организационное оформление, однако специалисты отмечают тенденцию к их укрупнению вследствие вытеснения с рынка мелких и средних фирм более сильными конкурентами либо слияния их в более крупные компании. В стране действует несколько ассоциаций консалтинга, начиная от Ассоциации консультантов по экономике и кончая Ассоциацией консультантов по управлению и организационному развитию.

В зависимости от места на рынке различают три типа консалтинговых компаний. К первому относятся фирмы, которые с момента их создания активно лоббируются и приставляются к определенным платежеспособным клиентам. Они специализируются на решении проблем нескольких крупных клиентов (как правило, естественных монополистов), работают по расценкам зарубежных компаний и практически не развиваются за пределы этого сегмента. Консалтинговые компании второго типа создаются крупными структурами для решения своих внутренних проблем и работают на нескольких корпоративных клиентов. Третий тип – независимые частные фирмы, действующие на конкурентном рынке и взаимодействующие с многочисленными предприятиями среднего и малого бизнеса, как правило, на разовой основе.

Перечень предлагаемых услуг достаточно широк: анализ эффективности организационной структуры предприятия; диагностика системы управления; кадровый аудит, выявление и формирование кадрового резерва; анализ эффективности управленческих технологий; диагностика мотивации персонала и организационной структуры; услуги в области маркетинга; проведение тренингов; разработка бизнес-планов и инвестиционных проектов; оценка стоимости имущества и бизнеса; разработка стратегии и концепции организационного развития и т.д.

Большинство консалтинговых компаний не позиционируют себя на рынке, т.е. не имеют своего лица, развиваясь одновременно в нескольких направлениях. Такая универсальность нередко вызывает сомнения в профессионализме и качестве услуг. Между тем в зарубежной практике прослеживается приверженность фирм определенной сфере деятельности, позволяющая выделить функционально ориентированные компании (по планированию, оценке и стимулированию труда и т.д.); фирмы действующие в пределах какой-либо отрасли; компании, работающие по контракту с правительственными и общественными организациями; “фабрики мысли”, предлагающие новые креативные подходы к решению проблем, и др.

В целом в развитии УК в России существуют как положительные моменты, так и серьезные проблемы.

Наши рекомендации