Методы анализа конкурентоспособности
Проблема оценки конкурентоспособности предприятия является сложной и комплексной, поскольку конкурентоспособность складывается из множества самых разных факторов. Однако эта оценка необходима предприятию для осуществления ряда мероприятий, таких как выработка основных направлений по созданию и изготовлению продукции, пользующейся спросом; оценка перспективы продажи конкретных видов изделий и формирование номенклатуры; установление цен на продукцию и т. д. В настоящее время методология и методика проведения оценки не являются достаточно разработанными. Сложность категории конкурентоспособности обусловливается многообразием подходов к ее оценке.
Среди основных методов анализа в экономической литературе выделяются следующие:
1) горизонтальный анализ, или анализ тенденций, при котором показатели сравниваются с такими же за другие периоды;
2) вертикальный анализ, при котором исследуется структура показателей путем постепенного спуска на более низкий уровень детализации;
3) факторный анализ – анализ влияния отдельных элементов конкурентоспособности предприятия на общие экономические показатели;
4) сравнительный анализ – сравнение исследуемых показателей с аналогичными среднеотраслевыми или с аналогичными показателями конкурентов.
Как правило, в экономической литературе выделяются следующие методы оценки конкурентоспособности предприятия:
1) оценка с позиции сравнительных преимуществ;
2) оценка с позиции теории равновесия;
3) оценка исходя из теории эффективности конкуренции;
4) оценка на базе качества продукции;
5) профиль требований;
6) профиль полярностей;
7) матричный метод;
8) Swot-анализ;
9) построение «гипотетического многоугольника конкурентоспособности».
Необходимо отметить, что вышеперечисленные методы оценки конкурентоспособности предприятия однонаправлены: один метод учитывает резервы в использовании факторов произвоства, другой – стоимость этих факторов, следующий – качество продукции. На наш взгляд, конкурентоспособность предприятия надо оценивать комплексно по всем критериям и направлениям деятельности.
Метод экспертных оценок основан на обобщении мнений специалистов-экспертов о вероятностях риска. Интуитивные характеристики, основанные на знаниях и опыте эксперта, дают в ряде случаев достаточно точные оценки. Экспертные методы позволяют быстро и без больших временных и трудовых затрат получить информацию, необходимую для выработки управленческого решения.
Суть экспертных методов заключается в организованном сборе суждений и предположений экспертов с последующей обработкой полученных ответов и формированием результатов.
Существует масса методов получения экспертных оценок. В одних с каждым экспертом работают отдельно, он даже не знает, кто еще является экспертом, а потому высказывает свое мнение независимо от авторитетов. В других – экспертов собирают вместе, при этом эксперты обсуждают проблему друг с другом, учатся друг у друга, и неверные мнения отбрасываются. В одних методах число экспертов фиксировано, в других – число экспертов растет в процессе проведения экспертизы.
Оценка конкурентной позиции предприятия на отраслевом рынке позволяет:
– разработать меры по повышению конкурентоспособности;
– выбрать партнеров для организации совместного выпуска продукции;
– привлечь инвестиции в перспективное производство;
– составить программы выхода предприятия на новые рынки сбыта.
Достижение поставленной цели возможно при наличии оперативной и объективной методики оценки конкурентоспособности.
В качестве методов может быть использован матричный, разработанный «Бостонской консалтинговой группой».
Заслуживает внимания метод, основу которого составляет оценка продукции предприятия – конкурентоспособность производителя тем выше, чем выше конкурентоспособность его продукции. За критерий оценки конкурентоспособности товара принимается соотношение цены и качества. Показатели качества при этом могут измеряться различными способами, например по гарантийному сроку наработки технически сложного изделия.
Метод, основанный на теории эффективной конкуренции, дает представление о конкурентоспособности предприятия, охватывает наиболее важные аспекты его хозяйственной деятельности. Согласно этому методу наиболее конкурентоспособны те предприятия, где наилучшим образом организована работа всех подразделений и служб.
Метод построен на анализе групп показателей конкурентоспособности предприятия.
1. Показатели, характеризующие эффективность производственной деятельности предприятия:
– издержки производства на единицу продукции в рублях;
– фондоотдача в стоимостном выражении;
– рентабельность товара;
– производительность труда в стоимостном выражении на человека.
2. Показатели финансового положения предприятия:
– коэффициент автономии, который характеризует независимость предприятия от заемных источников;
– коэффициент платежеспособности;
– коэффициент ликвидности;
– коэффициент оборачиваемости оборотных средств.
3. Показатели эффективности организации сбыта и продвижения товара:
– рентабельность продаж;
– коэффициент затоваренности готовой продукцией;
– коэффициент загрузки производственных мощностей.
4. Показатели конкурентоспособности товаров:
– качество товара;
– цена товара.
Каждая группа показателей оценивает определенное направление деятельности предприятия. В комплексе они дают возможность получить представление об эффективности управления производственным процессом.