Методика анализа конкурентоспособности маркетинговой деятельности.

Предлагается система показателей, которые группируются по отдельным элементам комплекса маркетинга:

По продукту:

Коэффициент рыночной доли (КРД):

КРД = ОП/ООПР, (43)

где ОП − объем продаж продукта фирмой;

ООПР − общий объем продаж продукта на рынке.

Коэффициент показывает долю, занимаемую фирмой на рынке.

Коэффициент предпродажной подготовки (КПП):

КПП = ЗПП/ЗПОП, (44)

где ЗПП − сумма затрат на предпродажную подготовку;

ЗПОП − сумма затрат на производство (приобретение) продукта и организацию его продаж.

Этот показатель характеризует усилие фирмы к росту конкурентоспособности за счет улучшения предпродажной подготовки. В случае если продукт не требовал предпродажной подготовки в отчетный период, то принимается, что КПП = 1.

Коэффициент изменения объема продаж (КИОП):

КИОП = ОПкп/ОПнп, (45)

где ОПкп, ОПнп − объем продаж соответственно на конец и на начало рассматриваемого периода.

Показывает рост или снижение конкурентоспособности фирмы за счет роста объема продаж.

По цене.

Коэффициент уровня цен (КУЦ):

КУЦ = (Цmax + Цmin )/2Ц уф , (46)

где Цmax, Цmin − соответственно максимальная и минимальная цена товара на рынке;

Ц уф − цена товара, установленная фирмой.

Показывает рост или снижение конкурентоспособности фирмы за счет динамики цен на продукт.

По доведению продукта до потребителя.

Коэффициент доведения продукта до потребителя (КСб)

КСб = КИОП • ЗСБкп/ЗСнп, (47)

где КИОП − коэффициент изменения объема продаж (см. формулу (45));

ЗСБкп, ЗСБнп − суммы затрат на функционирование системы сбыта соответственно на конец и на начало периода.

Показывает стремление фирмы к повышению конкурентоспособности за счет улучшения сбытовой деятельности.

По продвижению продукта (маркетинговые коммуникации).

Коэффициент рекламной деятельности (Kрек Д):

Kрек Д = КИОП∙• ЗРДкп / ЗРДнп , (48)

где ЗРД кп, ЗРДнп − затраты на рекламную деятельность соответственно на конец и на начало периода.

Характеризует стремление фирмы к росту конкурентоспособности за счет улучшения рекламной деятельности.

Коэффициент использования персональных продаж (КИПП):

КИПП = КИОП • ЗПТАКП /ЗПТАНП, (49)

где ЗПТАКП, ЗПТАНП, − суммы затрат на оплату труда торговых агентов соответственно на конец и на начало периода.

Показывает стремление фирмы к росту конкурентоспособности за счет роста персональных продаж с привлечением торговых агентов.

Коэффициент использования связей с общественностью (КИСО):

КИСО = КИОП• ЗРКП / ЗРНП, (50)

где ЗРКП, ЗРНП − затраты на связи с общественностью соответственно на конец и на начало периода.

Показывает стремление фирмы к росту конкурентоспособности за счет улучшения связей с общественностью.

Суммируя перечисленные коэффициенты и находя среднеарифметическую величину, определяют итоговый показатель конкурентоспособности маркетинговой деятельности для конкретного продукта (КМТК).

Коэффициент маркетингового тестирования конкурентоспособности (КМТК):

КМТК = (КРД + КПП + КИОП + КУЦ + КСб + КрекД +

+ КИПП + КИСО)/ L , (51)

где L − общее число показателей в числителе. В данном случае L = 8.

Для расчета конкурентоспособности маркетинговой деятельности фирмы нужно определить сумму коэффициентов (КМТК) для всех ее продуктов:

К= ∑КМТК /n. (52)

где п — количество продуктов (услуг) фирмы.

Для расчета полной конкурентоспособности фирмы также нужно учитывать финансовые коэффициенты: текущей ликвидности (КТЛ) и обеспеченности собственными средствами (КОСС).

Таким образом, полная формула расчета конкурентоспособности фирмы (КФ):

КФ = К • КТЛ • КОСС. (53)

Для каждой группы конкурентов характерны конкретные концепции поведения на рынке. На рисунке 1 приведена матрица ранжирования конкурирующих фирм. Каждый квадрант (сектор) матрицы соответствует определенному коэффициенту конкурентоспособности фирмы (КФ) от −10 до +10. Сама матрица делится на пять уровней, каждый из которых соответствует определенной группе фирм, различающихся между собой уровнем конкурентоспособности и относящихся к следующим группам участников рынка:

Претенденты от (+3,1) до (+7) Претенденты от (+7,1) до (+9) Лидеры от (+9,1) до (+10)
Занявшие рыночную нишу от (-2,9) до (-0,99) Последователи Последователи от (+1,1) до (+3)
Банкроты от (-10) до (-9,1) Банкроты от (-9) до (-7) Занявшие рыночную нишу от (-6,9) до (-3)


Рис. 7. Матрица групп фирм, конкурирующих на рынке

Лидеры от 9,1 до 10;

Претенденты на роль лидера от 7,1 до 9; от 3,1 до 7;

Последователи от 1,1 до 3,1;

Занявшие рыночную нишу от -0,99 до -2,9; от -3 до -6,9;

Банкроты от -7 до -9; от -9,1 до -10.

Рыночные лидеры − это фирмы, имеющие максимальный коэффициент конкурентоспособности (КФ). Как правило, они имеют максимальную рыночную долю при продажах, являются лидерами в ценовой политике, оптимизации затрат, использовании разнообразных распределительных систем и т.д. Для фирм-лидеров характерным поведением является оборона.

Рыночные последователи − фирмы, расчетный коэффициент конкурентоспособности которых лежит в диапазоне от 1 до 3. Эта группа фирм проводит политику следования за отраслевым лидером, не рискует, но и не проявляет пассивности. Фирмы этой группы особенно осторожно и взвешенно принимают решения, касающиеся их деятельности на рынке. Они копируют деятельность лидера, но действуют более осмотрительно и рассчитывают на меньшие ресурсы. Они, как правило, подвержены атакам со стороны рыночных претендентов.

Фирмы, действующие в рыночной нише − фирмы, расчетный коэффициент конкурентоспособности которых лежит в диапазоне от −0,99 до −6,9. Фирмы этой группы обслуживают маленькие рыночные сегменты, которые другие участники конкуренции не видят или не принимают в расчет. Для них характерен высокий уровень специализации. Круг клиентов ограничен, но характерен высокий уровень цен. В своей деятельности фирмы максимально зависят от клиентов и опираются на них.

Банкроты − фирмы с коэффициентом конкурентоспособности от −7 до −10. Эти фирмы принимают режим внешнего управления и проводят мероприятия по выходу из банкротства или рассчитываются с кредиторами и ликвидируются.

Составители: МАЛИКОВ Рустам Илькамович

ШАРИПОВА Ирина Миниахметовна

ПАШКИНА Тамара Ивановна

ИБРАГИМОВА Нурия Урстьямовна

МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ

Учебно-методическое пособие по выполнению

дипломного проекта для студентов

Наши рекомендации