Риск-менеджмент в маркетинге.
Маркетинговые риски – сов-ть рисков, присущих маркетинговой сфере в деятельности компании, т. е. они характеризуются вероятностью возникновения определенных событий и их последствий, которые затрудняют или делают невозможным достижение целей на отдельных этапах маркетинговой деятельности или целиком в сфере маркетинга. Маркетинговые риски целесообразно называть по генерирующему фактору.
У каждого из этапов маркетинговой деятельности есть свои цели, достижение которых осложняется наличием тех или иных рисков. Целесообразно разделить риски на внешние и внутренние, а затем внутри каждой из них выявлять и оценивать риски по видам, т. е. по источнику (фактору) их генерирования. Например, для первого этапа маркетинговой деятельности (т. е. для разработки рыночной стратегии), куда входит и анализ рыночных возможностей. Рассмотрим проведение маркетинговых исследований. Их цель - установление мотиваций и уровня спроса на товар.
В рамках маркетинговых исслед можно выделить внешние и внутренние риски, объективные и субъективные. Из числа внешних укажем, н-р, на объективный риск высокой динамики факторов внешней среды. Он обусловлен тем, что к окончанию исследования факторы могут измениться и результаты исследования не будут отражать действительную ситуацию.
К числу внутренних факторов можно отнести следующие: риск низкой квалификации маркетологов-исследователей; риск недостаточности ресурсов для проведения исследования; временной риск, т. е. затягивание времени исследования; риск влияния заказчика.
Необходимо различать маркетинговые риски для внутренних подразделений компаний и для самостоятельных, специализированных маркетинговых компаний. Для последних (как и в случае с финансовыми институтами) все риски так или иначе связаны с их основной деятельностью, - с маркетингом. Поэтому все они сначала выступают как маркетинговые. Но, при этом, у этой маркетинговой компании есть свои, сугубо маркетинговые риски, связанные с маркетингом ее консалтинговой деятельности. Т. е. изучением их потребителей, конкурентов, выбором маркетинговой стратегии и т. п.
Таким образом, риск-менеджмент в сфере маркетинга можно определить как:отдельную функцию управления маркетингом, обусловленную неопределенностью факторов внутренней и внешней среды компании при принятии решений в области маркетинга, и предполагающую особую процедуру выявления, оценки, выбора и использования методов воздействия на риски, обмена информацией о рисках, и контроля результатов.
44. Хеджирование используется в банковской, биржевой и коммерческой практике для обозначения различных методов страхования валютных рисков. «Хеджирование - система заключения срочных контрактов и сделок, учитывающая вероятностные в будущем изменения обменных валютных курсов и преследующая цель избежать неблагоприятных последствий этих изменений». [4] В отечественной литературе термин «хеджирование» стал применяться в более широком смысле как страхование рисков от неблагоприятных изменений цен на любые товарно-материальные ценности по контрактам и коммерческим операциям, предусматривающим поставки (продажи) товаров в будущих периодах.
Контракт, который служит для страховки от рисков изменения курсов (цен), носит название «хедж». Хозяйствующий субъект, осуществляющий хеджирование, называется «хеджер». Существуют две операции хеджирования: хеджирование на повышение и на понижение.
Хеджирование на повышение, или хеджирование покупкой. Представляет собой биржевую операцию по покупке срочных контрактов или опционов. Применятся тогда, когда необходимо застраховаться от возможного повышения цен (курсов) в будущем. Он позволяет установить покупную цену намного раньше, чем был приобретен реальный товар.
Хеджирование на понижение, или хеджирование продажей - это биржевая операция с продажей срочного контракта. Хеджер, осуществляющий хеджирование на понижение, предполагает совершить в будущем продажу товара, и поэтому, продавая на бирже срочный контракт или опцион, он страхует себя от возможного снижения цен в будущем.
Хеджер стремится снизить риск, вызванный неопределенностью цен на рынке, с помощью покупки или продажи срочных контрактов. Это дает возможность зафиксировать цену и сделать доходы или расходы более предсказуемыми. При этом риск, связанный с хеджированием, не исчезает. Его берут на себя спекулянты, т.е. предприниматели, идущие на определенный, заранее рассчитанный риск.
Спекулянты на рынке срочных контрактов играют большую роль. Принимая на себя риск в надежде на получение прибыли при игре на разнице цен, они выполняют роль стабилизатора цен. При покупке срочных контрактов на бирже спекулянт вносит гарантийный взнос, которым и определяется величина риска спекулянта. Если цена товара (курс валюты, ценных бумаг) снизилась, то спекулянт, купивший ранее контракт, теряет сумму, равную гарантийному взносу. Если цена товара возросла, то спекулянт возвращает себе сумму, равную гарантийному взносу, и получает дополнительный доход от разницы в ценах товара и купленного контракта.
51 SWOT-анализ. SWOT-анализ — опред сильных и слабых сторон предпр-ия, а также возмож-ей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).
Сильные стороны — преимущества орг-ии. Слабые стороны — недостатки орг-ии. Возможности — факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке. Угрозы — факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке.
Проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы SWOT-анализа. В соответствующие ячейки матрицы необходимо занести сильные и слабые стороны предприятия, а также рыночные возможности и угрозы.
Рыночные угрозы — события, наступление кот может оказать неблагопр воздействие на предприятие (выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости и т.п).
Один и тот же фактор для разных предпр может быть как угрозой, так и возможностью. Н-р, для магазина, торгующего дорогими продуктами, рост доходов населения может быть возможностью, так как приведет к увеличению числа покупателей. В то же время, для магазина-дискаунтера тот же фактор может стать угрозой, так как его покупатели с ростом зарплат могут перейти к конкурентам, предлаг более высокий уровень сервиса.