Б1.В.ОД.12 Риск-менеджмент инвестиционных проектов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Б1.В.ОД.12 Риск-менеджмент инвестиционных проектов

направление подготовки

38.03.02 Менеджмент

Профиль: «Проектный менеджмент»

бакалавр

квалификация

заочная форма обучения

Год набора – 2016

Ростов-на-Дону, 2016 г.

Автор(ы)–составитель(и):

К.э.н., доцент кафедры менеджмента А.В. Тагаев

СОДЕРЖАНИЕ

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы.. 4

2. Объем и место дисциплины в структуре оп во. 4

3. Содержание и структура дисциплины.. 5

4. Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине. 8

5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.. 20

6. Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «интернет», включая перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине 23

6.1. Основная литература. 23

6.2. Дополнительная литература. 23

6.3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы.. 23

6.4. Нормативные правовые документы. 23

6.5. Интернет-ресурсы. 24

7. Материально-техническая база, информационные технологии, программное обеспечение и информационные справочные системы.. 24

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы

1.1 Дисциплина Б1.В.ОД.12 «Риск-менеджмент инвестиционных проектов» обеспечивает овладение следующими компетенциями:

Код компетенции Наименование компетенции Код этапа освоения компетенции Наименование этапа освоения компетенции
ПК-6 способностью участвовать в управлении проектом, программой внедрения технологических и продуктовых инноваций или программой организационных изменений ПК-6.3 способностью участвовать в управлении проектом, программой организационных изменений

1.2. В результате освоения дисциплины у студента должны быть сформированы следующие знания, умения и навыки:

ОТФ/ТФ (при наличии профстандарта) Код этапа освоения компетенции Результаты обучения
определение контекста, идентификация, анализ рисков и выработка мероприятий по воздействию на риск ПК-6.3 Знать: основные теории и подходы к осуществлению организационных изменений
Уметь: применять основные теории и подходы к осуществлению организационных изменений
Владеть: навыками разработки программы осуществления организационных изменений и оценивает их эффективность


2. Объем и место дисциплины в структуре ОП ВО

Объем дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины (модуля) - 3 зачетные единицы (144 часа на заочной форме обучения).

Для изучения дисциплины предусмотрено 144 часа на заочной форме обучения. На контактную работу с преподавателем отведено для студентов:

- заочной формы обучения – 16 академических часов (4 часа – лекции, 12 часов – практические занятия).

На самостоятельную работу выделено для студентов:

- заочной формы обучения – 119 академических часов.

Промежуточная аттестация проводится:

- для заочной формы обучения в 10 семестре – в форме экзамена.

Место дисциплины (модуля):

Дисциплина Б1.В.ОД.12 «Риск-менеджмент инвестиционных проектов» относится к базовой части Блока 1 учебного плана подготовки бакалавров по направлению 38.03.02 «Менеджмент» профиль «Проектный менеджмент».

Освоение дисциплины опирается на минимально необходимый объем теоретических знаний в области теории управления, а также на приобретенные ранее умения и навыки организационного проектирования.

Перечень дисциплин, которые должны быть изучены ранее: «Экономическая теория», «Теория статистики», «Социально-экономическая статистика», «Теория менеджмента» и др.

Дисциплина реализуется после изучения таких дисциплин как Б1.Б.9 «Экономическая теория», Б1.Б.6.1 «Теория статистики», Б1.Б.6.2 «Социально-экономическая статистика», Б1.Б.7 «Теория менеджмента».

3. Содержание и структура дисциплины

Таблица 1

№ п/п Наименование тем (разделов), Объем дисциплины (модуля), час. Форма текущего контроля успеваемости**, промежуточной аттестации
Всего Контактная работа обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий СР
Л/ЭО, ДОТ* ЛР/ ЭО, ДОТ* ПЗ/ ЭО, ДОТ* КСР
Заочная форма обучения 10 семестр
Тема 1 Теоретические и методологические основы риск-менеджмента инвестиционных проектов   Д
Тема 2 Основные методы оценки проектных рисков 31,5 0,5   Р
Тема 3 Управление рисками на предынвестиционной фазе   ПЗ
Тема 4 Управление рисками на инвестиционной и эксплуатационной фазе 30,5 0,5   Т
Тема 5 Мероприятия по снижению рисков инвестиционных проектов   ПЗ
Промежуточная аттестация         Экзамен
Всего:    
                           



Содержание дисциплины

Задание 1

Для директора по проектам компании Андрей подготовил докладную записку, в которой отмечал, что проект МХ может быть осуществлен за 13 недель, согласно предполагаемой последовательности действий (см. график) и ожидаемой продолжительности работ: А – 3 недели; В – 5 недель; С – 5 недель; D – 4 недели; E – 2 недели; F – 3 недели.

Б1.В.ОД.12 Риск-менеджмент инвестиционных проектов - student2.ru

Изучив эту записку, директор сообщил Андрею, что заказчик готов увеличить финансирование, если заказ будет выполнен в более сжатые сроки – за шесть недель. После тщательной проработки вопроса Андрей составил следующую таблицу:

Б1.В.ОД.12 Риск-менеджмент инвестиционных проектов - student2.ru

Определите какое минимальное дополнительное финансирование потребуется для уменьшения срока выполнения заказа до шести недель. В контракте предусмотрены штрафные выплаты в размере 5 тыс. дол. за каждую неделю просрочки.

Задание 2

Проект создания специализированной флотилии для ярусного промысла донных подводных рыб в прибрежной зоне А

Целями реализации проекта являются:

1) создание специализированной флотилии в рамках единого предприятия в целях развития прибрежного рыболовства в зоне А;

2) промышленный лов ежегодно недоиспользуемых объектов морского промысла;

3) изучение, экспериментальный и промышленный лов полностью неиспользуемых ранее объектов морского промысла;

4) выпуск высококачественной рыбной продукции на уровне международных стандартов;

5) развитие взаимовыгодного партнерства и торговли со странами ближнего зарубежья;

6) создание до 300 дополнительных рабочих мест. В ходе прединвестиционного анализа и проектирования были выявлены риски и определены меры их предупреждения (см. таблицу).

Б1.В.ОД.12 Риск-менеджмент инвестиционных проектов - student2.ru

Вопросы для анализа:

1. Какие, по Вашему мнению, недоработки в анализе и оценке рисков можно обнаружить в представленном выше материале?

2. Оцените мероприятия по снижению рисков.

Являются ли данные мероприятия адекватными выявленным факторам риска?

Методы локализации риска.

5. Методы управления рисками, относящиеся к упреждающим методам управления, носят название:

методы диссипации риска;

методы компенсации риска;

методы уклонения от риска;

Методы локализации риска.

6. Методы управления рисками, связанные с распределением риска между стратегическими партнерами, носят название:

методы диссипации риска;

методы компенсации риска;

методы уклонения от риска;

методы локализации риска.

7. Интеграция, предполагающая объединение с поставщиками, – это:

вертикальная регрессивная (обратная) интеграция;

вертикальная прогрессивная (прямая) интеграция;

горизонтальная интеграция;

круговая интеграция.

8. Финансирование под уступку денежного требования, подразумевающее передачу кредитного риска, это лежит в основе:

биржевых сделок;

строительных контрактов;

контракта – поручительства;

Договора факторинга.

9. Риск – это:

неблагоприятное событие, влекущее за собой убыток;

все предпосылки, могущие негативно повлиять на достижение стратегических целей в течение строго определенного временного промежутка;

вероятность наступления стихийных бедствий либо технических аварий;

вероятность провала программы продаж;

вероятность успеха в бизнесе.

10. Управление риском – это:

отказ от рискованного проекта;

комплекс мер, направленных на снижение вероятности реализации риска;

комплекс мер, направленных на компенсацию, снижение, перенесение, принятие риска или уход от него;

комплекс мероприятий, направленных на подготовку к реализации риска.

11. Реализация риск-менеджмента на современных предприятиях включает в себя:

выявление последствий деятельности экономических субъектов в ситуации риска;

прогнозирование этой деятельности для снижения уровня риска;

умение реагировать на возможные отрицательные последствия этой деятельности;

умение ликвидировать такие последствия;

Коммерческий риск.

16. Коммерческий риск – это риск, возникающий:

на коммерческих предприятиях;

при заключении коммерческих сделок;

в процессе реализации товаров или услуг;

в процессе производства товаров или услуг.

17. Относятся ли риски, связанные с транспортировкой товаров, к группе коммерческих рисков?

да;

нет;

это зависит от характера транспортировки.

18. На какие виды подразделяются финансовые риски?

валютные;

денежные;

инвестиционные;

проектные;

риски распределения доходности.

19. Валютный риск связан с:

покупкой и продажей валют;

любыми потерями, обусловленными изменением курса иностранной валюты;

обменом одной иностранной валюты на другую;

ошибками при расчете кросс-курсов.

20. Инфляционный риск – это:

риск увеличения темпов инфляции;

риск опережения роста доходов темпом их обесценивания;

риск инфляционных ожиданий;

Задание 1

«Неусыпный контроль: благо или зло?» Банк «Бертакредит» рассматривает возможность финансирования проекта по производству двигателей мини-тракторов на местном машиностроительном заводе по немецкой технологии (раньше их импортировали). Потребность финансирования данного проекта составляет 556 тыс. дол. США. Документы, представленные в банк, говорят о перспективности и хорошей прибыльности проекта. Руководство банка склонно принять положительное решение по поводу финансирования данного проекта при условии разработки и осуществления плана по контролю за реализацией проекта. Какие мероприятия по снижению проектных рисков и контролю за реализацией проекта Вы можете предложить?

Задание 2.

Проект автоматизации документооборота Крупная московская фирма по производству и продаже ликероводочных изделий инициировала проект автоматизации документооборота, который подразумевал проектирование, разработку и внедрение Интернет-сети. В качестве заказчика проекта выступила сама фирма, а в качестве генерального подрядчика – консалтинговая фирма, специализирующаяся на предоставлении услуг в области современных информационных технологий. При этом консалтинговая фирма взяла на себя обязательства самостоятельно спроектировать всю систему документооборота и создать ее силами субподрядной софтверной фирмы. На стадии переговоров были определены объемы, сроки и стоимость проекта, которая являлась оплатой услуг консалтинговой фирмы. При этом оплата услуг консалтинговой фирмы зависела от конкретных результатов – создания системы документооборота в оговоренные сроки. Из общей стоимости проекта часть денежных средств шла на оплату работы софтверной фирмы, причем работа программистов оценивалась в зависимости от затраченного времени, т.е. используя повременную систему оплату труда. После окончания первых двух этапов проекта оказалось, что консалтинговая фирма выполнила работы только по первому этапу, получила оплату результатов только по первому этапу, но софтверной фирме заплатила уже за два этапа, т.е. за все время работы программистов. Руководитель проекта со стороны консалтинговой фирмы рассчитал показатели контроля стоимости и доложил результаты руководству. Руководство консалтинговой фирмы обнаружило, что данный проект с точки зрения их фирмы абсолютно нерентабелен. На совещании, по- священном обсуждению сложившейся ситуации, было принято решение обратиться к заказчику с предложением пересмотреть условия договора ввиду серьезного увеличения объемов работ и усложнения условий их реализации.

Вопросы для анализа:

1. На основе каких показателей руководитель проекта мог бы выявить ошибки в управлении стоимостью?

2. Какие ошибки были допущены в управлении стоимостью со стороны консалтинговой фирмы?

3. Как вы оцениваете решение, принятое на совещание?

4. Какое решение было бы более целесообразно, по Вашему мнению?

Задание 3.

Проект выхода из кризисной ситуации ОАО «Ирбитский мотоциклетный завод» (ИМЗ) – предприятие специализирующееся на производстве тяжелых (объем двигателя от 650 куб.см) мотоциклов с коляской. Максимальный объем производства ИМЗ десять лет назад составил 130 тыс. мотоциклов. Основными потребителями продукции ИМЗ были жители сельской местности и малых городов, покупавшие мотоциклы для перевозки пасса- жиров и небольших грузов по плохим дорогам и бездорожью, а также для охоты, рыбалки, сбора грибов, ягод и др.

Однако, пять лет назад, спрос со стороны данной категории потребителей значительно снизился, в результате чего, пред- приятие произвело только 2 тыс. мотоциклов. Рассчитанное на гораздо больший объем производства предприятие оказалось далеко за «точкой безубыточности» и быстро подошло к предбанкротному состоянию. Несмотря на трудности и недостаток финансовых ресурсов, руководству предприятия удалось организовать разработку и начало единичного и мелкосерийного производства новых видов продукции – мотоциклов «Вояж» и «Кобра», а также вездеходов «Тайга», «Медведь» и «Егор».

Из-за неоправданной спешки завод вышел на рынок с техникой, имеющей конструктивные недоработки и не прошедшей необходимый цикл испытаний. В результате имиджу предприятия был нанесен существенный ущерб. Сопоставляя развитие российского рынка с развитыми рынками западных стран, на предприятии пришли к выводу, что традиционный рынок тяжелых мотоциклов как транспортных средств для населения сельской местности и малых городов является неперспективным.

Наиболее же привлекательным сегментом для рынка тяжелых мотоциклов в России должен стать рынок мотоциклов для развлечения. Во многих странах мира на мотоциклетном рынке были отмечены следующие тенденции:

1) чем теплее климат, тем больше совокупный мотопарк;

2) чем суровее и холоднее климат, тем выше доля тяжелых мотоциклов;

3) чем меньше плотность населения, тем выше доля тяжелых мотоциклов;

4) чем более склонно население той или иной страны к «быстрой езде», «размаху» и «основательности», тем выше доля тяжелых мотоциклов;

5) чем больше национальных производителей и чем старее мотоциклетные традиции, тем выше спрос на мотоциклы.

В связи с этим руководство компании приняло следующие решения:

1) изменить приоритеты развития компании: ставка – на мотоциклы-одиночки;

2) быстро разработать новую модель мотоцикла-одиночки, ориентированного на «богатого» покупателя и байкеров;

3) остановить разработки вездеходов;

4) постепенно отказаться от ряда производств и сократить площадь завода.

Было собрано деловое совещание на котором были поставлены требующие решения вопросы:

1) освоить выпуск новых мотоциклов-одиночек – «Мустанг»;

2) сократить долю бартера в выручке за мотоциклы с 50 до 10 %.

3) разработать новый стиль и начать создание бреда «Урал+»;

4) провести ряд успешных PR-акций по раскрутке новых моделей;

5) начать разработку системы качества на соответствие международным стандартам; 6) за счет вывода неиспользуемых площадей сократить территорию завода с 68 до 42 га. Примите наиболее эффективные решения по поставленным вопросам (возможны дополнения), организовав дискуссию в виде делового совещания.

В общем виде сформулируйте проект по выходу из кризисной ситуации, охватывающий поставленные вопросы. Наметьте план его реализации. Разработайте систему управления реализацией проекта. Как будет осуществляться контроль реализации проекта? Предложите эффективную систему контроля.

Шкалы оценивания

Методические материалы

Экзамен проводится в устной форме (направлен на оценку уровня освоения компетенции).

Билет состоит из теоретических вопросов.

Устные экзамены могут проводиться в различных формах: в одном случае можно задать вопрос студенту и дать ему время на подготовку ответа, в другом - может быть проведена беседа без предоставления времени на обдумывание вопросов, т.е. собеседование по предложенному студенту вопросу производится без подготовки к ответу. Но в обоих случаях должна состояться непринужденная беседа по изученным разделам курса или его частям (в зависимости от того, как предусмотрено программой изучение курса — в целом или по частям). Студент также обязан знать, что в некоторых случаях может быть проведено собеседование с двумя и более студентами одновременно. При этом на поставленный преподавателем вопрос отвечает один студент, а другие его слушают, а потом, если в этом есть необходимость, дополняют и исправляют ошибки отвечающего. При такой форме экзамена студенты должны продемонстрировать и знания, и умение вести полемику и отстаивать свою точку зрения, а также находить недостатки в ответах своих сокурсников и уметь их исправлять. Экзамены принимаются преподавателями, руководящими практическими занятиями группы или читающими лекции по данному курсу.

Результаты сдачи экзамена оцениваются отметкой «отлично», «хорошо» или «удовлетворительно».

5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В рамках освоения дисциплины Б1.В.ОД.12 «Риск-менеджмент инвестиционных проектов» предусмотрены следующие формы работы студента: посещение лекций, семинарских занятий, подготовка рефератов, выполнение контрольных работ, участие в дискуссии, деловых играх, ситуациях (мини-кейсах), выполнение практических заданий.

Дисциплина Б1.В.ОД.12 «Риск-менеджмент инвестиционных проектов» разбита на темы, которые представляют собой логически завершенные блоки и являются комплексом знаний, умений и навыков, которые подлежат контролю.

В рамках освоения дисциплины предусмотрены следующие формы работы студентов: посещение лекций, семинарских занятий, устный опрос, тестирование, написание эссе, рефератов, подготовка докладов, выполнение домашних заданий, контрольных работ.

Дисциплина состоит из тем, которые разбиты на отдельные вопросы, представляющие собой логически завершенные блоки и являющиеся комплексом знаний, умений и навыков, которые подлежат контролю.

Контроль освоения тем включает в себя прохождение тестирования, проведение дискуссии , что предусмотрено рабочей программой дисциплины.

В курсе используются классические аудиторные методы проведения занятий, в том числе освоение темы на лекции, при выполнении внеаудиторной (самостоятельной) работы и завершается на семинарском занятии.

Проведение занятий в форме лекций имеет своей целью обеспечение студентов теоретическими знаниями, развитие интереса к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, формирование ориентиров для самостоятельной работы над курсом. В ходе обучения применяются лекции следующих типов: вводная, информационная и обзорная, проблемная, визуализация материала.

На семинарских занятиях предполагается рассмотреть наиболее важные, существенные, сложные вопросы, которые представляют определенные затруднения при самостоятельном изучении студентами дисциплины.

Семинарские занятия включают в себя специально подготовленные рефераты (доклады), выступления по одной из актуальных проблем согласно темам, включенным в круг вопросов для изучения дисциплины. Тема для такого выступления выбирается студентом из предложенного перечня тем. На семинаре студент проявляет свои знания предмета, корректирует информацию, полученную в процессе лекционных и внеаудиторных занятий, формирует определенный имидж в глазах преподавателя, приобретает навыки устного выступления и культуры дискуссии. Практические занятия направлены на то, чтобы с помощью преподавателя студенты закрепили лекционный материал и получили практический навык решения учебных ситуаций.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов над курсом организована в форме домашней работы, логически продолжающей аудиторные занятия по заданию преподавателя с установленными сроками исполнения. Дидактические цели: закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний; формирование умений; самостоятельное овладение новым программным материалом; развитие самостоятельности мышления. Предусмотрены домашние работы текущего и опережающего характера; самоконтроль.

Итоговый контроль осуществляется в форме экзамена.

Вопросы для самостоятельной подготовки к занятиям лекционного типа

Интернет-ресурсы.

1. www.elibrary.ru - научная электронная библиотека.

2. www.edu.ru - федеральный портал «Российское образование»

3. www.ecsocman.edu.ru - федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент».

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Б1.В.ОД.12 Риск-менеджмент инвестиционных проектов

направление подготовки

38.03.02 Менеджмент

Профиль: «Проектный менеджмент»

бакалавр

квалификация

заочная форма обучения

Год набора – 2016

Ростов-на-Дону, 2016 г.

Автор(ы)–составитель(и):

К.э.н., доцент кафедры менеджмента А.В. Тагаев

СОДЕРЖАНИЕ

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы.. 4

2. Объем и место дисциплины в структуре оп во. 4

3. Содержание и структура дисциплины.. 5

4. Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине. 8

5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.. 20

6. Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «интернет», включая перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине 23

6.1. Основная литература. 23

6.2. Дополнительная литература. 23

6.3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы.. 23

6.4. Нормативные правовые документы. 23

6.5. Интернет-ресурсы. 24

7. Материально-техническая база, информационные технологии, программное обеспечение и информационные справочные системы.. 24

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы

1.1 Дисциплина Б1.В.ОД.12 «Риск-менеджмент инвестиционных проектов» обеспечивает овладение следующими компетенциями:

Код компетенции Наименование компетенции Код этапа освоения компетенции Наименование этапа освоения компетенции
ПК-6 способностью участвовать в управлении проектом, программой внедрения технологических и продуктовых инноваций или программой организационных изменений ПК-6.3 способностью участвовать в управлении проектом, программой организационных изменений

1.2. В результате освоения дисциплины у студента должны быть сформированы следующие знания, умения и навыки:

ОТФ/ТФ (при наличии профстандарта) Код этапа освоения компетенции Результаты обучения
определение контекста, идентификация, анализ рисков и выработка мероприятий по воздействию на риск ПК-6.3 Знать: основные теории и подходы к осуществлению организационных изменений
Уметь: применять основные теории и подходы к осуществлению организационных изменений
Владеть: навыками разработки программы осуществления организационных изменений и оценивает их эффективность

2. Объем и место дисциплины в структуре ОП ВО

Объем дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины (модуля) - 3 зачетные единицы (144 часа на заочной форме обучения).

Для изучения дисциплины предусмотрено 144 часа на заочной форме обучения. На контактную работу с преподавателем отведено для студентов:

- заочной формы обучения – 16 академических часов (4 часа – лекции, 12 часов – практические занятия).

На самостоятельную работу выделено для студентов:

- заочной формы обучения – 119 академических часов.

Промежуточная аттестация проводится:

- для заочной формы обучения в 10 семестре – в форме экзамена.

Место дисциплины (модуля):

Дисциплина Б1.В.ОД.12 «Риск-менеджмент инвестиционных проектов» относится к базовой части Блока 1 учебного плана подготовки бакалавров по направлению 38.03.02 «Менеджмент» профиль «Проектный менеджмент».

Освоение дисциплины опирается на минимально необходимый объем теоретических знаний в области теории управления, а также на приобретенные ранее умения и навыки организационного проектирования.

Перечень дисциплин, которые должны быть изучены ранее: «Экономическая теория», «Теория статистики», «Социально-экономическая статистика», «Теория менеджмента» и др.

Дисциплина реализуется после изучения таких дисциплин как Б1.Б.9 «Экономическая теория», Б1.Б.6.1 «Теория статистики», Б1.Б.6.2 «Социально-экономическая статистика», Б1.Б.7 «Теория менеджмента».

3. Содержание и структура дисциплины

Таблица 1

№ п/п Наименование тем (разделов), Объем дисциплины (модуля), час. Форма текущего контроля успеваемости**, промежуточной аттестации
Всего Контактная работа обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий СР
Л/ЭО, ДОТ* ЛР/ ЭО, ДОТ* ПЗ/ ЭО, ДОТ* КСР
Заочная форма обучения 10 семестр
Тема 1 Теоретические и методологические основы риск-менеджмента инвестиционных проектов   Д
Тема 2 Основные методы оценки проектных рисков 31,5 0,5   Р
Тема 3 Управление рисками на предынвестиционной фазе   ПЗ
Тема 4 Управление рисками на инвестиционной и эксплуатационной фазе 30,5 0,5   Т
Тема 5 Мероприятия по снижению рисков инвестиционных проектов   ПЗ
Промежуточная аттестация         Экзамен
Всего:    
                           

Содержание дисциплины

Наши рекомендации