Сущность инвестиций и инвестиционной деятельности
Инвестиции как экономическая категория - это расходы на создание, расширение, реконструкцию основного капитала и на связанные с этим изменения оборотного капитала. Инвестиции как финансовая категория - это все виды имущественных, финансовых и интеллектуальных ценностей, которые вкладываются в объекты предпринимательской и других видов деятельности, социальной инфраструктуры с целью получения прибыли или социального эффект.
Процесс осуществления инвестиций, т.е. вложения вышеуказанных ценностей в объекты предпринимательства и социальной инфраструктуры, осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта называется инвестиционной деятельностью.
Инвестиционная деятельность подразумевает вложение инвестиций (финансовых, материальных, трудовых ресурсов), при этом её целью является увеличение капитала, расширение и модернизация производства. Обычно инвестиционная деятельность становиться долгосрочным вложением капитала. Эти вложения начинают приносить прибыль только через определенный срок, после того как была начата инвестиционная деятельность. При этом инвестор может вкладывать в инвестиционные проекты как собственные, так и заемные, привлеченные средства.
Сущность инвестиционной деятельности и содержание инвестиций с позиции законодателя достаточно близкие. Если в понятии инвестиций акцент ставится на предмет, объект и цель, то инвестиционная деятельность предприятия понимается как непосредственная деятельность по их реализации. Перед детализацией содержания деятельности по вложению средств разберем классификацию инвестиций. Самые главные признаки деления основываются на источниках (субъектах) инвестиций и их объектах. От данных двух факторов зависят основные направления инвестиционной деятельности.
Классификация инноваций
Инновациюможно понимать как особую культурную ценность – материальную или нематериальную, – которая в данное время и в данном месте воспринимается людьми как новая.
«Инновация» – это трансформация идей в новую или усовершенствованную продукцию, востребованную на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс или в новый подход к предоставлению услуг.
Классификация инноваций является результатом систематизации знаний о видах инноваций, их проявлениях и позициях в системе предприятия. Классификация инноваций важна, так как позволяет идентифицировать особенности и характер конкретного нововведения, его место и значение в решении задач модернизации производства и управления.
Существует несколько подходов к классификации инноваций: классификация по объектам инновации, по их месту в производственной системе предприятия, по степени новизны.
В зависимости от вида объекта инновации подразделяются:
- на предметные инновации - это новые материальные ресурсы, сырье, полуфабрикаты, комплектующие, продукты. Инновации в виде новых продуктов являются определяющими и носят название продуктовых инноваций. Такие инновации направлены на удовлетворение новых потребностей или существующих потребностей, но новым способом;
- процессные инновации- это новые услуги, производственные процессы, методы организации производства, организационные структуры, системы управления. В этом классе инноваций определяющими являются инновации в области производственных процессов, их также называют технологическими инновациями. Такие инновации направлены на улучшение качества продукта, повышение производительности труда и увеличение объемов производства.
По месту в производственной системе предприятия выделяют следующие инновации:
- "на входе" предприятия- новые материальные ресурсы, сырье, информация;
- используемые внутри производственной системы предприятия - новые полуфабрикаты, технологические процессы, информационные технологии, организационная структура;
- "на выходе" производственной системы предприятия - новые продукты, услуги, технологии и информация, предназначенные для продажи (ноу-хау).
В зависимости от степени новизны различают инновации:
- первичные (радикальные, революционные, базовые) - например, новый продукт на основе новых технологий, материалов, методов обработки и т.п.;
- вторичные (улучшающие и модификационные) - например, новый продукт на основе частичного улучшения технологий, методов производства, новой комбинации материалов и т.п.