Экономическая сущность инвестиций и инвестиционной деятельности.

Экономическая сущность инвестиций и инвестиционной деятельности.

Развитие общества в целом и отдельных хозяйствующих субъектов базируется на расширенном воспроизводстве материальных благ, обеспечивающих рост национального богатства и национального дохода. Один из основных средств этого роста является инвестиционная деятельность.

Инвестиционная деятельность – действия инвестора по вложению инвестиций в производство продукции, работ, услуг, для получения прибыли, дохода и (или) получения иного значимого результата (ст. 2 ИК).

Инвестиции – любое имущество, включающее денежные средства, оборудование, результаты интеллектуальной деятельности, ценные бумаги, принадлежащие инвестору на праве собственности и имущественные права, вкладываемые инвестором в объекты инвестиционной деятельности в целях получения прибыли (дохода) и (или) получения иного значимого результата (ст.1 ИК).

Под инвестором понимается лицо (юридическое лицо, физическое лицо, государство в лице уполномоченных органов), осуществляющее инвестиционную деятельность в формах, определенных инвестиционным кодексом (ст. 3 ИК).

Инвестор имеет права, несет обязанности и риски, связанные с вложением инвестиций.

Инвесторы могут быть национальными или иностранными.

Особенности деятельности иностранных инвесторов на территории РБ Определяются ИК и иными законодательными актами РБ, межгосударственными, межправительственными договорами и соглашениями.

Инвестиционная деятельность осуществляется в РБ в следующих формах:

1. Создание юридического лица.

2. Приобретение доли в УФ юридического лица, в случае увеличения УФ юридического лица.

3. Приобретение ценных бумаг.

4. Приобретение недвижимости.

Самое выгодное вложение средств в недвижимость (жилая, коммерческая, производственного назначения).

5. Приобретение прав на объекты интеллектуальной собственности (НА) – изобретения, патенты, товарные знаки, лицензии промышленные образцы, франчайзинг.

6. Приобретение концессий (передача на возмездной основе на определенный срок права на осуществление на территории РБ деятельности в отношении недр, вод, земель, либо деятельности, на осуществление которой распространяется исключительное право государства).

Субъекты и объекты инвестиционной деятельности

Субъекты инвестиционной деятельности – инвесторы, подрядчики, пользователи объектов инвестиционной деятельности и другие участники инвестиционного проекта.

Субъектами могут быть физические и юридические лиц, в том числе иностранные государства, международные организации.

Основным субъектом инвестиционной деятельности является инвестор.

Субъекты инвестиционной деятельности вправе совмещать функции 2-х или более субъектов.

Объекты инвестиционной деятельности – недвижимое имущество (в т.ч промышленное предприятие, как имущественный комплекс), ценные бумаги, интеллектуальная собственность.

Особенности направлений инвестиций на территории иностранных государств

ЮЛ и ФЛ РБ имеют право осуществлять инвестиционную деятельность за пределами РБ в любой форме в соответствии с ИК РБ, а также в формах, не противоречащих законодательству иностранных государств.

ЮЛ РБ открывают счета в иностранной валюте за пределами РБ и совершают по ним операции в с разрешений Национального Банка РБ. Учет и контроль за инвесторами, направленными на тер иностранных государств осуществляет НБ РБ.

Деятельность иностранных инвесторов и коммерческих организаций с иностранными инвесторами.

Общие положения

Иностранные инвесторы могут осуществлять на тер РБ виды инвестиционную деятельность с любым объемом иностранных инвестиций и в любых орг-но-правовых ор-нах.

Лица в УФ организации кот иностранные инвестиции = не мене 20 тыс долл США и которые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности признаются на трр РБ коммерческими организациями с иностранными инвесторами (КОИИ).

Иностранные инвестиции на терр РБ запрещаются в сферах:

1. Обеспечения обороны и безопасности РБ без специального разрешения

2. Изготовления и реализация наркотических и других в-в по перечню, установленному МинЗдравом РБ.

В случае, если законодательные акты РЮ приняты после создания КОИИ, ухудшающих положение, условия деятельности для иностранного инвестора (возлагают дополнение или увеличивают имеющиеся обязательства или они ограничивают права либо лишают имеющихся прав) в течение 5 лет с даты приобретения юридического статуса проясн-ся действ-е на дату регистрации ЮИИ зак-ва.

Общие сведения об ИП

Существуют несколько определений понятия «проекта».

Проект – это некоторая задача с определенными исходными данными и требуемыми результатами (целями), обуславливающими способ ее решения.

Проект – это сфера деятельности, направленная на изменение какой-либо стороны в соответствии с поставленными целями.

ИП – совокупность документов, характеризирующих замысел вложений инвестиций, его практическую реализацию до достижения заданного результата за определенный период времени (ИК РБ),

В широком смысле проект – что-либо задумывавшееся и планируемое с целью чего-либо изменить в жизни, в мире.

Основные этапы ИП:

1. замысел, проблема

2. средства реализации, методы разрешения

3. результаты (цели реализаци

Проект – понятие комплексное, которое охватывает различные дисциплины, отрасли техники и экономики, различные стороны жизнедеятельности, кроме этого можно отметить, что проект развивается в определенном окружении, т е взаимодействует с окружающей средой.

Состав проекта не остается неизменным в ходе его реализации, т е в нем могут появляться новые элементы, а другие могут быть исключены. Проект может быть разделен на отдельные составляющие (элементы), которые нахдятся во взаимосвязи.

Участники ИП

Участники обеспечивают реализацию замысла, идей, заложенных в ИП

У каждого из участников есть свои функции и задачи, степень участия в проекте и своя мера ответственности за его результат

1. заказчик проекта

2. инвестор

3. генеральный подрядчик

4. подрядчик

5. поставщик

6. консультатнт

7. менеджер, проект-менеджер

8. гип

9. лицензиат

10. администратор проекта

11. и другие

Цели инв-го проекта

Главное в реализации ИП является правильное определение инв-х целей, их иерархия (приоритетность). Иерархия целей ИП (в порядке убывания приоритетов) модет быть определена след образом:

1.Прибыль ИП, определяемая нормой прибыли на вложенные инв-и.

2.Рост фирмы (п/п) путем ежегодного увеличения объемов работ, доли контролируемого рынка, что обеспечивает получение большей прибыли в долгосрочной перспективе.

3.Поддержание высокой репутации среди потребителей и сохранение контролируемой доли рынка.

4.Достижение высокой производительности труда как основного фактора обеспечения конкурентноспособности п/п.

5.Организация производства новой ПРУ

Рассматриваемые цели являются наиболее важными для любого инвестиционного проекта, в тоже время все цели взаимосвязаны друг с другом. Цели должны иметь ясный смысл, а результаты измеренными.

Классификация ИП:

ИП классифицируется по разным признакам, которыми могут быть:

1.Сфера деятельности, в которой осуществляется ИМ, что определяет типа проекта

-организационные

-экономические

-технические

-социальный

-смешанный

2. Состав и структура ИМ, что определяет класс ИП

-монопроект (отдельный проект)

-мультипроект (несколько ИП)

-мегапроект (целевые программы развития тер., отраслей…)

3. Размеры ИП, что определяют масштабы ИП

- малые ИП (невелики по объему инвестиций, числу участников, но могут быть эффективными из-за быстрого получения результатов)

- мегапроекты (очень большие бюджеты, сроки реализации, количество участников, неопределенносит многих показателей

4. Продолжительность реализации

- краткосрочные (до1 года)

- среднесрочные (1-3)

- догосрочные

Основные виды работ по ИП

Все работы по ИП могут быть сгруппированы в 2 вида:

1. Основные работы по реализации ИП:

· Анализ проблемы, с осуществлением которых свящан ИП

· Формирование цели ИП

· Базовое проектирование

· Выполнение СМР и пуско-наладочных работ

· Сдача объекта в эксплуатацию

· Эксплуатация проекта (выпуск и реализация ПРУ)

· Реконструкция, модернизация и развитие производства

2. Обеспечение основной деятельности (основных работ)

· Организационное обеспечение

· Правовое обеспечение

· Материально-техническое обеспечение

· Кадровое обеспечение

· Информационное обеспечение

· Финансовое обеспечение

Все перечисленные виды работ взаимосвязаны во времени и пространстве. В тоже время есть работы, имеющие обязательную последовательность их выполнения.

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ИП

Предварительное ТЭО

Мировая практика выработала определенную схему экономических расчетов на прединвестиционной стадии ЖЦ проекта. Все расчеты проводятся на основе детальной всесторонней проработки, обоснованной оценкой альтернативных (нескольких) вариантов.

Предварительное ТЭО должно содержать ответы на следующее:

1. Все ли возможные альтернативные варианты ИП рассмотрены;

2. Какие исследования должны быть проведены для признания возможности осуществления ИП.

3. Является ли проект привлекательным для инвесторов;

4. Предварительное ТЭО эффективности проекта подтверждает целесообразность дальнейшего инвестирования в разработку полного ТЭО (Б-П) ИП.

Рекомендуемая структура предварительного ТЭО:

1. Резюме (краткий обзор всех основных решений по каждому из разделов ИП);

2. Предпосылки и история инвестиционного проекта (спонсоры, история осуществления, перечень уже проведенных исследований);

3. Анализ рынка и концепция маркетинга (спрос и рынок, прогноз продаж, бюджет, производственная программа);

4. Материальные ресурсы

5. Размещение объекта (оценка стоимости земли, воздействие на окружающую среду, альтернативные варианты размещения (участков);

6. Производственные ресурсы (технология, оборудование и источники их приобретения), строительство и оценка затрат на строительство;

7. Организационная схема и НР;

8. Трудовые ресурсы (потребность, расходы , стоимость на ТР);

9. Календарный план осуществления ИП и план освоения инвестиций;

10. Финансовый анализ инвестиций (оценка полных инвестиционных затрат в основной и оборотный капитал, нематериальные активы, предполагаемое финансирование, источники и участники, издержки финансирования, показатели эффективности, в т.ч. срок окупаемости, норма прибыли, анализ затрат и выгод).

При необходимости СМР по утвержденной ПСД предварительное ТЭО выполняется на основании СНБ 1.02.03-97.

СНБ устанавливает порядок разработки, согласование и состав обоснований инвестиций строительства п/п, зданий и сооружений. Он является обязательным для всех субъектов архитектурной градостроительной деятельности независимо от форм собственности, финансирования.

Обосновывающие материалы разрабатываются в полном составе или сокращенном (для объектов жилищно-гражданского назначения).

Обоснование в полном составе обязательно для объектов производственного назначения – Обязательно:

1. при осуществлении ИП за счет или с участием бюджета;

2. в случаях оказания межгосударственной поддержки;

3. при реализации ИП с привлечением кредитов под гарантии правительства РБ;

4. по требованию государственных или местных органов исполнительной власти для оценки возможного влияния ИП на социально-экономическую обстановку в масштабах города, региона, отрасли, республики.

Требования к созданию раздела «Рзюме».

Резюме отражает основную идею проекта и обобщает основные выводы и результаты по разделам бизнес-плана. Его содержание должно в сжатой и доступной форме изложить суть бизнес-плана. Целесообразно привести информацию о технологической новизне проекта (при наличии), его социальной значимости.

Раздел «Резюме» составляется на завершающем этапе разработки бизнес-плана, когда имеется полная ясность по всем остальным разделам. Обычный объем резюме (кроме таблицы) - 2-3 страницы.

0бщие требования к подготовке БП.

1 .БП составляется с учетом специфики операционной, инвестиционной, финансовой

деятельности организации;

2.в случае реализации ИП на действующем предприятии, расчеты осуществляются в 2-хвариантах: с учетом реализации и без;

3.каждый раздел оформляется на основании достоверных расчетных данных и

подтвержденных исследованиях и оформляется в соответствующих документах.

При разработке БП рекомендуется соблюдать следующие принципы и подходы:

1. при выполнении финансово-экономических расчетов использованы методы имитационного моделирования и дисконтирования, позволяющие оценивать влияние изменения исходных параметров ИП на его эффективность и реализуемость;

2. при решении вопроса о новом строительстве, учитывать проведение в рамках обоснований инвестиций (по СНБ 1.02.03.-97) альтернативные расчеты и обоснования возможного размещения производства;

3. для ИП, реализуемых за счет государства, учитывать расчеты налогов, сборов или платежей в бюджет или бюджетные фонды без представления и с предоставлением льгот, а так же выпадающих доходов государства и сроков окупаемости господдержки;

4. составить БП на весь срок реализации ИП (горизонт расчета), как пример - горизонт расчета должен охватывать срок возврата заемных средств + 1 год. В случае, если для реализации ИП не предусматривается привлечение заемных средств, допускается др. установление горизонта расчета (срок службы оборудования, активной части);

5. шаг отображения инфляции принимать равным 1 году;

6. расчеты БП, для реализации которых требуется СКВ, привидятся ву.е. (за у.е. принимается, как пример, доллар или др. СКВ). В остальных случаях в у.е. или бел. рублях (текущих ценах без учета инфляции).

Требования к созданию раздела «Характеристика организации и стратегия ее развития»

В данном разделе даются описание отрасли и характеристика организации, ее роль и место в отраслевой иерархии и народном хозяйстве в целом.

При описании организации отражаются следующие вопросы:

история создания;

основные достижения и неудачи в деятельности организации;

слабые и сильные места в производственно-хозяйственной деятельности, ее особенности (сезонный характер сбыта продукции, серийный или мелкосерийный характер производства, прочие особенности);

характеристика имеющихся технологий, основных производственных фондов с выделением их активной части;

объекты социальной сферы в инфраструктуре организации, их доля в стоимости основных средств;

сведения о правах на имеющиеся основные фонды (права собственности, аренда, лизинг) и о наличии земельного участка и правах на него;

информация о внедрении международной системы качества, об аттестации производств в соответствии с международными требованиями;

располагаемые мощности по выпуску продукции и их загрузка;

характеристика выпускаемой продукции;

реализуемые (реализованные) организацией инвестиционные проекты, источники их финансирования;

анализ финансово-хозяйственной деятельности организации за три года, предшествующих планируемому, а также за текущий период;

факторы, негативно влияющие на результаты финансово-хозяйственной деятельности организации.

При описании стратегии развития организации раскрываются следующие вопросы:

главные цели и задачи перспективного развития (выпуск новой продукции, повышение качества выпускаемой продукции, увеличение объемов производства, улучшение условий труда, экономия ресурсов, замена основных производственных фондов, внедрение новых и высоких технологий, импортозамещение и иные цели);

актуальность и новизна предлагаемого проекта;

производственной программы производственных мощностях на перспективу, способ их создания (строительство, покупка, аренда);

необходимость остановки действующего производства (отдельных участков) на период реконструкции;

перечень и обоснование требуемого оборудования и технологий с учетом достигнутого научного и технического уровня, требований международных стандартов качества и надежности, а также планируемых к выпуску объемов производства продукции и ее потребительских характеристик;

обоснование объема инвестиционных затрат, необходимых для подготовки и организации производства;

оценка обеспеченности имеющихся и создаваемых производственных площадей инженерными коммуникациями;

обоснование выбора поставщиков оборудования, основанное на сравнительных технических характеристиках оборудования ведущих производителей и условиях его поставки, условия послепродажного обслуживания, гарантий и цены;

информация о наличии контрактных и предконтрактных договоров на поставку оборудования и проведении (намерении проведения) тендера, обусловиях и о сроках поставки, монтажа и наладки оборудования;

экологическая оценка проекта - анализ воздействия будущего производства на окружающую среду, объемы отходов, предполагаемые места их утилизации, переработки;

стадии проработки основных этапов проекта (проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, разработка рабочей документации, внедрение международной системы качества, аттестация производств в соответствии с международными требованиями, сертификация продукции);

конкретные мероприятия по достижению заданных целей;

обоснование собственных источников финансирования проекта (амортизация, чистая прибыль, продажа основных фондов, акций, прочие источники), которые могут быть использованы на начальном этапе его реализации;

потребность в долгосрочных кредитах, займах и других привлекаемых финансовых средствах на капитальные вложения по проекту.

В случае нового строительства приводится описание конкретного места реализации проекта с учетом географического положения, существующей социальной и инженерно-коммуникационной инфраструктуры (наличие трудовых ресурсов, дорог, инженерных коммуникаций, связи, энергоносителей и другой инфраструктуры). Для целей подтверждения обоснованности принятых решений на предынвестиционной стадии разрабатывается обоснование инвестиций в строительство соответствующего объекта, являющееся одним из базовых документов, на основании которого осуществляется разработка бизнес-плана инвестиционного проекта.

Требования к созданию раздела «Описание продукции»

В данном разделе представляется информация о продукции, которая будет производиться организацией:

- область применения;

-основные характеристики (потребительские, функциональные, прочие характеристики продукции);

- контроль качества;

- соответствие международным и национальным стандартам качества;

- обеспечение гарантийного и послегарантийного обслуживания;

- наличие патентов, лицензий, сертификатов;

- новизна технических и технологических решений, потребительских свойств.

Приводится план мероприятий по усовершенствованию продукции с целью повышения ее конкурентоспособности, в котором необходимо отразить следующие вопросы:

крупные предполагаемые проблемы в освоении продукции и подходы к их решению;

обоснование предложений по разработке новых видов (модификаций) продукции, совершенствованию упаковки;

обоснование предложений по разработке (приобретению) прогрессивных технологических процессов, оборудования;

намерения и предложения по доведению качества продукции до международных требований и ее сертификации.

Требования к созданию раздела «Организационный план»

В данном разделе в соответствии с основными этапами реализации проекта дается комплексное обоснование организационных мероприятий.

Отдельно приводится обоснование штатной численности организации, выбор рациональной системы управления производством, персоналом, снабжением, сбытом и организацией в целом. При этом указываются возможности инициаторов проекта по подбору и подготовке персонала, способности команды менеджеров реализовать данный проект, определяются необходимая квалификация и численность специалистов, обосновывается введение многосменности в работе.

Требования к созданию раздела «Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга»

Вданном разделе излагаются ключевые моменты обоснования объемов продаж продукции, основанные на анализе рынков сбыта и выработке стратегии маркетинга.

Анализ рынков должен включать:

общую характеристику рынков, на которых планируется сбыт продукции организации, оценку их емкости, в том числе свободной;

долю организации на разных рынках;

динамику развития рынков за последние 3-5 лет и прогноз тенденций их изменения;

основные факторы, влияющие на изменение рынков;

основные требования потребителей к продукции;

оценка возможностей конкурентов и основные данные о выпускаемой ими продукции - технический уровень, цена, уровень качества;

технологическое и финансовое состояние конкурирующих организаций и степень их влияния на рынок данной продукции;

преимущества организации перед конкурентами.

Обоснование стратегии маркетинга приводится в отдельном подразделе, в котором отражаются:

стратегия сбыта (нацеленная на увеличение доли рынка, расширение существующего рынка, продвижение на новые рынки и иное);

расчет и обоснование цены с учетом действующего законодательства, в том числе предоставляемых налоговых льгот, дотаций и иных преференций, политики регулирования цен на государственном уровне, а также сегменте рынка;

для продукции, которую планируется реализовывать на внешних рынках, при обосновании цены учитываются льготы, ограничения (квоты) и требования, устанавливаемые страной-импортером;

обоснование стратегии ценообразования (сравнение с ценой конкурентов, а также свойств продукции - новизны, качества и иных);

тактика по реализации продукции на конкретном сегменте рынка (собственная торговая сеть, торговые представительства, посредники, дистрибьюторы, иные способы реализации продукции);

политика по сервисному обслуживанию (организацией на месте, ремонтными мастерскими, сервисными центрами и другими видами сервисного обслуживания) с указанием затрат на организацию обслуживания и доходов (убытков) от такого вида деятельности;

оценка изменения объемов реализации продукции в перспективе;

затраты на маркетинг и рекламу.

Требования к созданию раздела «Производственный план»

Производственный план разрабатывается на срок реализации проекта (горизонт расчета). Данный раздел должен состоять из следующих подразделов: •у программы производства и реализации продукции; — материально-технического обеспечения; м затрат на производство и реализацию продукции.

Программа производства и реализации продукции составляется на основании проведенных маркетинговых исследований, прогнозируемых цен на продукцию с учетом имеющихся и создаваемых производственных мощностей.

В подразделе «Материально-техническое обеспечение» производства излагаются перспективы обеспечения проекта требуемым сырьем, материалами, комплектующими изделиями, запасными частями, теплоэнергетическими и другими ресурсами.

В этом подразделе приводятся:

перечень наиболее значимых для организации видов сырьевых ресурсов, а также их поставщиков;

периодичность приобретения основных видов сырья и материалов (ежемесячно, сезонно, хаотично либо с иной периодичностью, соответствие качественным характеристикам);

требования поставщиков по форме оплаты;

обоснование и расчет потребности в сырьевых ресурсах, их экономии по сравнению с действующей технологией;

обоснование схемы материально-технического обеспечения (виды транспорта, средства погрузки, разгрузки и складирования, оптимизация затрат на транспортировку ресурсов);

обоснование и расчет потребности в топливно-энергетических ресурсах, их экономии по сравнению с действующей технологией;

риски ресурсного обеспечения.

В подразделе «Затраты на производство и реализацию продукции» даются обоснования по каждому элементу затрат на производство и реализацию продукции, прогнозируются их изменения в перспективе.

Требования к созданию раздела «Инвестиционный план»

Общие инвестиционные затраты определяются как сумма инвестиций в основной капитал (капитальные затраты) с учетом налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и затрат под прирост чистого оборотного капитала. Инвестиции в основной капитал представляют собой ресурсы, требуемые для строительства, реконструкции, приобретения и монтажа оборудования, осуществления иных предпроизводственных мероприятий, а прирост чистого оборотного капитала соответствует дополнительным ресурсам, необходимым для их эксплуатации.

Сумма инвестиций в основной капитал по проекту без учета НДС определяет стоимость инвестиционного проекта

В данном разделе приводится расчет потребности в инвестициях по каждому виду затрат, при этом первый год реализации проекта необходимо отражать поквартально.

При планировании инвестиционных затрат отдельно рассчитывается потребность в чистом оборотном капитале в первый период (год) реализации проекта и (или) его последующем приросте, учитываются структурные изменения в производстве, которые могут возникнуть на эксплуатационной стадии проекта.

Размер оборотных активов определяется исходя из сложившегося уровня обеспеченности организации оборотными активами, планируемых изменений производственной программы, а также возможностей обеспечения их оптимальной величины.

По источникам собственных средств даются обоснования, подкрепленные расчетами. Представляется подтверждение о намерениях (решениях) коммерческих банков, потенциальных инвесторов и иных заинтересованных по вложению средств в реализацию проекта при наличии таких решений или намерений.

При отсутствии решения банка о предоставлении кредита в бизнес-плане указываются планируемые условия пользования долгосрочными кредитами, определенные исходя из общих условий кредитования, сложившихся на момент разработки бизнес-плана.

По видам государственного участия в проекте указывается основание предоставления мер государственной поддержки (нормативный правовой акт, решение, распоряжение и иной распорядительный документ).

Отдельно приводятся финансовые издержки по проекту (плата за кредиты (займы), связанные с осуществлением капитальных затрат, - проценты по кредитам (займам), плата за гарантию правительства, комиссии банков и другие платежи) и источники их финансирования.

Требования к созданию раздела «Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности»

Прогнозирование потока денежных средств производится путем расчета притоков и оттоков денежных средств от текущей (операционной), инвестиционной и финансовой деятельности организации по годам реализации проекта. Распределение во времени притока средств должно быть синхронизировано с его оттоком. При этом не допускается дефицит денежных средств.

Проектно-балансовая ведомость содержит основные статьи, такие как стоимость внеоборотных и оборотных активов, источники собственных средств, доходы и расходы, долгосрочные и краткосрочные обязательства. В случае проведения расчетов по проекту с учетом результатов финансово-хозяйственной деятельности организации в целом базовый период (год) проектно-балансовой ведомости формируется на основании данных бухгалтерского баланса организации за соответствующий период (год), по периодам (годам) реализации проекта - с учетом изменений стоимости внеоборотных и оборотных

По мере реализации проекта финансово-экономическая часть бизнес-плана должна пересчитываться при изменении экономической ситуации, инфляции, рынков сбыта готовой продукции, налогового окружения и иных факторов с целью всестороннего анализа экономических и финансовых показателей, а также выработки и принятия мер, направленных на обеспечение эффективности реализуемого проекта.

Требования к созданию раздела «Юридический план»

В юридическом плане описывается организационно-правовая форма будущей организации, уточняются основные юридические аспекты будущей деятельности. В случае создания коммерческой организации с иностранными инвестициями отдельно указываются форма участия иностранного инвестора, доля иностранного инвестора в уставном фонде организации, порядок распределения прибыли, остающейся в распоряжении организации, иные условия привлечения инвестиций.

Требования к созданию раздела «Показатели эффективности проекта»

Оценка эффективности инвестиций базируется на сопоставлении ожидаемого чистого дохода от реализации проекта с инвестированным в проект капиталом. В основе метода лежит вычисление чистого потока наличности, определяемого как разность между чистым доходом по проекту и суммой общих инвестиционных затрат и платы за кредиты (займы), связанной с осуществлением капитальных затрат по проекту.

На основании чистого потока наличности рассчитываются основные показатели оценки эффективности инвестиций: чистый дисконтированный доход, индекс рентабельности (доходности), внутренняя норма доходности, динамический срок окупаемости.

Для расчета этих показателей применяется коэффициент дисконтирования, который используется для приведения будущих потоков и оттоков денежных средств за каждый расчетный период (год) реализации проекта к начальному периоду времени. При этом дисконтирование денежных потоков осуществляется с момента начала финансирования инвестиций.

Коэффициент дисконтирования в расчетном периоде (году) (Kt):

Kt = 1/ (1+ Д) t, где

Д - ставка дисконтирования (норма дисконта);

t - период (год) реализации проекта.

Как правило, коэффициент дисконтирования рассчитывается исходя из средневзвешенной нормы дисконта с учетом структуры капитала.

Например, выбор средневзвешенной нормы дисконта (Дер) для собственного и заемного капитала может определяться по формуле:

Дср = (Рск х СК + Ззк х ЗК)/100, где

Рек - процентная ставка на собственные средства;

СК - доля собственных средств в общем объеме инвестиционных затрат;

Рзк - процентная ставка по кредиту;

ЗК - доля кредита в общем объеме инвестиционных затрат.

Процентная ставка для собственных средств принимается на уровне не ниже средней стоимости финансовых ресурсов на рынке капитала.

Допускается принятие ставки дисконтирования на уровне ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь при проведении расчетов в национальной валюте или фактической ставки процента по долгосрочным валютным кредитам банка при проведении расчетов в условных единицах. В необходимых случаях может учитываться надбавка за риск, которая добавляется к ставке дисконтирования для безрисковых вложений.

Чистый дисконтированный доход (далее - ЧДД) характеризует интегральный эффею от реализации проекта и определяется как величина, полученная дисконтированием (прг постоянной ставке процента отдельно для каждого года) разницы между годовымг оттоками и притоками реальных денег, накапливаемых в течение горизонта расчете проекта:

ЧДД = ∑Пt-1 / (1+Д) t-1 , где

Пt - чистый поток наличности за период (год) t = 1,2, 3,..., Т;

Т - горизонт расчета;

Д - ставка дисконтирования.

Формулу по расчету ЧДД можно представить в следующем виде: ЧДД = П(0) + П(1)х К, + П(2) х К2 + ... + П(Т) х Кт, где

ЧДД показывает абсолютную величину чистого дохода, приведенную к началу реализации проекта, и должен иметь положительное значение, иначе инвестиционный проект нельзя рассматривать как эффективный.

Внутренняя норма доходности (далее - ВНД) - интегральный показатель, рассчитываемый нахождением ставки дисконтирования, при которой стоимость будущих поступлений равна стоимости инвестиций (ЧДД = 0). ВНД определяется исходя из следующего соотношения:

∑Пt / (1+ВНД) t-1 -Ип = 0, где

Ип - стоимость общих инвестиционных затрат и платы за кредиты (займы), связанной с осуществлением капитальных затрат по проекту, за расчетный период (горизонт расчета).

При заданной инвестором норме дохода на вложенные средства инвестиции оправданы, если ВНД равна или превышает установленный показатель. Этот показатель также характеризует «запас прочности» проекта, выражающийся в разнице между ВНД и ставкой дисконтирования (в процентном исчислении).

Индекс рентабельности (доходности) (далее - ИР)

ИР = (ЧДД+ДИ)/ДИ, где

ДИ - дисконтированная стоимость общих инвестиционных затрат и платы за кредиты (займы), связанной с осуществлением капитальных затрат по проекту, за расчетный период (горизонт расчета).

Инвестиционные проекты эффективны при ИР более 1.

Срок окупаемости служит для определения степени рисков реализации проекта и ликвидности инвестиций. Различают простой срок окупаемости и динамически

Наши рекомендации