Государственного регулирования
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Государственное регулирование - это комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов власти, а также контрольных функций, осуществляемых на основе нормативных правовых актов государственными учреждениями и 'общественными организациями в целях стабилизации существующей социально-экономической системы.
Государственное регулирование в предпринимательской сфере подразделяется на:
1) косвенное, представляющее собой систему льгот и налогов; ценовую политику, регулирование занятости населения, профессиональной подготовки;
влияние на развитие инфраструктуры, информационное обеспечение и т. д;
2) прямое. Сюда относят регулирование финансовый деятельности, экологической, санитарной, пожарной безопасности, меры весов и денежной единицы, качества продукции, а также ее сертификации.
Вмешательство государства в сферу предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов обусловлено определенными обстоятельствами:
1) предупреждением экологических катастроф и решением экологических проблем, порождаемых свободой выбора субъектами сферы экономической деятельности;
2) борьбой с криминализацией предпринимательских отношений;
3) предотвращением экономических кризисов, социальных потрясений;
4) контролем за использованием общенациональных ресурсов;
5)социальной защитой наименее обеспеченных слоев населения.
К основным направлениям в государственном регулировании рыночных отношений относят:
1)установление целей развития рынка. В государственном законодательстве указываются только общие ориентиры развития, а граждане вольны поступать в соответствии с принципом: все, что не запрещено, дозволено. Запреты устанавливаются на те цели, которые по своей природе антигуманны и противоестественны;
2) закрепление и гарантирование всех форм собственности и их равенства государственным законодательством. В обществе существуют две формы управления, государственное управление и общественное управление (через партии, профсоюзы и т. д.).
Государственное управление в широком смысле – это управление делами общества через законодательные, исполнительные и судебные органы власти; и в узком
смысле - это деятельность исполнительных органов власти.
Методы государственного регулирования делятся на:
1) административные (запрет, юридическая ответственность, принуждение к действиям), т. е. прямое регулирование;
2) экономические (цены, тарифы, квоты, налоги, лицензии), т. е. косвенное регулирование;
3) морально-политические (убеждение, массовая информация).
Функции государственного управления:
1)прогнозирование. Прогноз бывает ежегодным, краткосрочным и долгосрочным, носит подзаконный характер, не обеспечивается финансированием;
2)планирование (план-закон принимается законодательным органом и имеет высшую юридическую силу, обязательное исполнение, ответственность
за неисполнение);
3)подбор и расстановка кадров;
4) материально-техническое обеспечение;
5) финансирование;
6) информационное обеспечение;
7) оперативное управление собственностью;
8) нормативное регулирование;
Учет и контроль.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАПРЕТА
МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННОЙ
НА ОГРАНИЧЕНИЕ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ
КОНКУРЕНЦИИ
Монополистическая деятельность – действие (бездействие) хозяйствующих субъектов, которое противоречит антимонопольному законодательству и направлено на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.
Конкуренция- состязательность участников рынка, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Конкуренция разрешена законом, а монополистическая деятельность запрещена. На поддержание конкуренции и ограничение монополистической деятельности и направлено антимонопольное законодательство.
Видами монополистической деятельности являются:
1) злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке. Господство на товарном рынке аналогичных товаров возникает, если доля
товара хозяйствующего субъекта составляет 65 % и более. Антимонопольное законодательство запрещает совершать следующие действия: изъятие товаров из обращения для создания дефицита на рынке; навязывание контрагенту невыгодных для него условий договора; включение в договор дискриминирующих условий, ставящих контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами; согласие заключить договор лишь при условии включения таких товаров, в которых контрагент не заинтересован;
2) согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию. Запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме
соглашения конкурирующих хозяйствующих субъектов, имеющих в совокупности долю на рынке определенного товара более 35 %, если такие соглашения имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции.
Подобные соглашения бывают направлены на:
а) установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок (долей), наценок;
б) повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах;
в)раздел рынка по территориальному признаку, объему продаж или закупок, по кругу продавцов или покупателей;
3)акты и действия органов власти и управления, направленные на ограничение конкуренции.
Формы недобросовестной конкуренции:
1) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убыток другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб
его деловой репутации, введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления потребительских свойств, качества товара;
2) некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
3) продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;
4) получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия их владельца.
НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ