Характеристика внешней и внутренней среды предприятия

Анализ состояния факторов внешней среды организации:

В данном разделе рассматривается:

- среда прямого воздействия и ее компоненты, такие как поставщики и покупатели, продукты аналогичного ряда и их производители – конкуренты предприятия, а также продукты, которые могут заместить продукт, производимый предприятием;

- среда косвенного воздействия и ее составляющие – законодательная база, социальная и культурная среда общества, технологическое развитие и международные отношения.

Студент должен выявить все факторы внешней среды и определить степень воздействия каждого фактора на деятельность предприятия.

Анализ состояния факторов внутренней среды организации

В данном разделе необходимо изучить:

- внутреннюю среду предприятия и ее составляющие элементы: культуру и методы управления, традиции и ритуалы;

- система взаимодействия различных групп сотрудников предприятия, как формальных, так и неформальных;

- принципы формирования отношений с внешней средой.

3.2.3.3 Анализ финансово-экономической деятельности предприятия (фирмы, организации)должен быть проведен по следующим направлениям:

Экономические цели предприятия. Функции предприятия, его роль и место в системе конкурентных отношений. Экономическая устойчивость предприятия.

Показатели масштабов деятельности предприятия (объем продаж, объем услуг, объем работ и пр.). Количественные показатели деятельности предприятия (численность персонала, обслуживаемый контингент и пр.) и их оценка, информационное обеспечение.

Экономическая характеристика прибыли и принципы ее формирования в деятельности предприятия. Схема формирования прибыли предприятия. Показатели рентабельности предприятия. Факторы, влияющие на прибыль. Распределение и использование прибыли в деятельности предприятия. Анализ доходности предприятия.

Финансы и финансовые ресурсы предприятия. Оценка финансового состояния предприятия. Коэффициенты платежеспособности, финансовой устойчивости, ликвидности, рентабельности и др.

Анализ финансово-экономической деятельности предприятия следует проводить по годам (период 2-3 года) и представлять в виде развернутых, удобных для чтения таблиц, используемых для составления планов развития предприятия, а также выявления недостатков, возможностей и перспектив.

Оценка функций менеджмента исследуемого предприятия

Охарактеризовать имеющуюся на предприятии (в организации) систему планирования. Изучить принципы, используемые при планировании на предприятии (в организации). Определить, какие виды планов разрабатываются на предприятии (в организации). Выявить должностные лица, занимающиеся планированием на предприятии (в организации). Изучить документы, на основании которых на предприятии (в организации) распределяются функции и устанавливаются взаимосвязи между структурными подразделениями, делегируются полномочия и устанавливается ответственность между работниками аппарата управления. Проанализировать систему экономического стимулирования труда на предприятии (формы и системы заработной платы, надбавки, премирование). Изучить содержание компенсационного пакета работников предприятия (организации) и оценить, обеспечивает ли компенсационный пакет необходимый уровень трудовой мотивации персонала. Изучить организацию контроля на предприятии (в организации). Изучить формы, виды, этапы контроля, частоту его проведения. Проанализировать решения, принимаемые по итогам контроля.

Выявить и охарактеризовать имеющие место на предприятии (в организации) специфические функции менеджмента (производственную, коммерческую, маркетинговую, инновационную и др.).

Организационная структура предприятия, характеристика звеньев и уровней управления.

Для анализа организационной структуры необходимо изучить:

- тип организационной структуры управления;

- принципы построения организационной структуры управления, такие как разделение труда, делегирование полномочий, подходы к формированию определенного типа организационной структуры;

- количество иерархических уровней;

- соответствие структуры целям и задачам организации.

Описать деятельность органов управления.

Наши рекомендации