Система налогов и сборов в Российской Федерации
Налоговая система – это основанное на определенных принципах целостное единство взаимосвязанных и взаимозависимых ее элементов, а именно законодательства о налогах и сборах, совокупности налогов и сборов, плательщиков налогов и сборов, налоговых администраций.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Современную систему налогов и сборов составляют федеральные, региональные и местные налоги и сборы (ст. 13-15 НК РФ).
Классификация налогов способствует их систематизации: во-первых, разумное построение налоговой системы требует упорядочения налогов и налоговое бремя распределяется оптимально, во- вторых, при налогообложении разных объектов применяются разные приемы юридической техники, в-третьих, необходима группировка налогов, которые имеют одинаковую природу, в-четвертых, систематизация налогов способствует правильному толкованию налогового законодательства.
В зависимости от того, какой субъект является налогоплательщиком, налоги и сборы подразделяются на три вида: уплачиваемые организациями, уплачиваемые только физическими лицами, смешанные налоги, уплачиваемые как организациями, так и физическими лицами.
По способу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков, для которых размер налога точно известен. Косвенные налоги взимаются через цену товара, т.е. включаются в цену товаров и услуг и уплачиваются потребителем.
По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, налоги подразделяются на закрепленные и регулирующие. Закрепленные налоги непосредственно и целиком на длительный период поступают в конкретный бюджет. Регулирующие налоги поступают одновременно в бюджеты разных уровней бюджетной системы в определенной пропорции.
В зависимости от характера использования налоги подразделяются на общие и целевые. Общие налоги идут на общие цели государства без конкретизации затрат, на которые они расходуются. Целевые налоги предназначены для финансирования направлений затрат государства.
В зависимости от периодичности взимания налоги подразделяются на регулярные и разовые. Регулярные налоги взимаются систематически, через определенные промежутки времени, в течение всего периода владения и деятельности налогоплательщика. Разовые налоги уплачиваются обычно один раз в течение определенного периода при совершении конкретных действий.
Принципы налоговой системы по своему составу и целевой направленности не тождественны общим принципам налогообложения. Выделяют пять принципов налогообложения, желательных для любой налоговой системы: экономическую эффективность, административную простоту, гибкость, политическую ответственность, справедливость.
Принципы налоговой системы носят организационный характер и позволяют успешно сочетать разные виды налогов. В основе организации налоговой системы лежат такие принципы, как принцип законности, единства, множественности налогов, разделения налогов по уровням государственного управления, однократности обложения, эластичности, стабильности.
Таким образом, налоговая система – это основанное на определенных принципах целостное единство взаимосвязанных и взаимозависимых ее элементов, а именно законодательства о налогах и сборах, совокупности налогов и сборов, плательщиков налогов и сборов, налоговых администраций. Принципы налоговой системы носят организационный характер и позволяют успешно сочетать разные виды налогов. В основе организации налоговой системы лежат такие принципы, как принцип законности, единства, множественности налогов, разделения налогов по уровням государственного управления, однократности обложения, эластичности, стабильности.