Газета «Экономика и жизнь» №04 январь 1994 г.

Когда волгоградская фирма «Мороз, Бирюков и К°» объявила конкурс среди желающих попробовать свои силы в бизнесе, откликнулось 350 человек. Среди соискателей на замещение вакантных должностей во вновь создаваемом торговом доме оказались учителя, врачи, преподаватели вузов, студенты. Компьютер и оригинальная программа, разработанная специально для такого случая специалистами научно-исследовательского центра Волгоградского института управления, деловые игры с психологом позволили в считанные часы определить «кто есть кто» среди претендентов. И вот 12 счастливчиков, прошедшие все круги тестирования и отсева, приступили к работе. Одной командой в одной фирме. Правда, с самого первого дня рождения торгового дома плотную опеку над ним взял отдел развития фирмы «Мороз, Бирюков и К°». Его сотрудники помогли новорожденной фирме найти помещение под офис, зарегистрироваться должным образом, определить тактику и стратегию ведения дел, предоставили кредиты по рыночным ставкам. Подобная опека длилась 2-3 месяца, после чего новоявленные бизнесмены отправились в самостоятельное плавание под флагом материнской фирмы. Тем временем подобным же образом были сформированы еще пять команд, и на этом работа своеобразного бизнеса-инкубатора... прекратилась. Финансовая сторона организации фирм — «цыплят» оказалась слишком накладной для организаторов необычной бизнес-школы.

Ведь создание каждой новой команды бизнесменов обходилось материнской фирме «Мороз, Бирюков и Ко» приблизительно в 500 тысяч рублей, а компенсацию затрат за счет коммерческой деятельности новичков, как показала практика, можно ожидать только через 8-12 месяцев.

— Я не считаю, что эксперимент по созданию бизнес-инкубатора провалился, — говорит директор фирмы «Мороз, Бирюков и Ко» Юрий Мороз. — Наоборот: лишь одна из выращенных нами фирм развалилась, не просуществовав и месяца, зато устойчиво держатся на плаву, постепенно набирая обороты, другие пять. Просто, чтобы заниматься всерьез этим делом, надо тратить несколько миллионов рублей в месяц в надежде получить ощутимую отдачу лишь через несколько лет. Фактически это очень долгосрочное инвестирование, чего моя фирма позволить себе просто не может. Думаю, что здесь нужен или государственный, или какой-то солидный акционерный капитал...

К сказанному моим собеседником я бы добавил следующее.

Технология выявления бизнесменов, разработанная специалистами Волгоградского института управления в соавторстве с Юрием Морозом, успевшего за свою жизнь открыть около 30 предприятий разных форм собственности, довольно скоротечна и весьма экономна по финансовым тратам. Достаточно сказать, что, не считая времени на предварительную рекламу в печати, сам процесс тестирования с помощью ЭВМ и деловой игры длится всего два дня. После этого вы имеете дело с уже скомплектованной и вполне готовой к «бою» командой. Затраты на тестирование, аренду компьютерного класса, оплату труда двух-трех высокопрофессиональных социологов и психологов не превышают 50-70 тысяч рублей. А теперь самое время поговорить о важности дела, начатого Юрием Морозом и Ко. В странах с развитой рыночной экономикой фирма, открывшая бизнес-инкубатор, уже на первых порах получила бы поддержку государства.

Не сомневаюсь, что в будущем такая поддержка будет воплощена в плоть и явь российской экономики. Но, судя по ее состоянию сегодня, это наступит именно в будущем. А что делать организаторам бизнес-инкубатора сейчас? Думается, центры занятости Волгограда могли бы часть своих средств инвестировать в его реанимацию. Ведь создание фирм-»цыплят» равносильно созданию новых сотен рабочих мест, что в условиях надвигающейся безработицы было бы более чем актуальным мероприятием. Соответствующую поддержку мог бы оказать предпринимателям — «учителям» и областной фонд по развитию и поддержке малого и среднего бизнеса. И, конечно же, львиную часть затрат по содержанию бизнес-инкубатора могли бы взять солидные фирмы. Причем не на благотворительной, а, как предложил Юрий Мороз, на акционерной основе. Пишу об этом потому, что сам Мороз по этому поводу ни к кому не обращался. Принципиально не хочет быть просителем.

— Придут — поможем, — говорит он. — А не придут, значит, и не надо... Но ведь сотням, если не тысячам людей, оказавшихся не у дел в жестких условиях околорыночной экономики, бизнес-инкубатор просто необходим. И этот, и многие другие.

В. Журавлев

Наши рекомендации