Саморегулируемые организации арбитражных управляющих
В связи с отменой лицензирования деятельности физических лиц в качестве арбитражных управляющих Закон о банкротстве 2002 г. впервые предусмотрел создание саморегулируемых организаций (далее - СРО). Это некоммерческие организации, которые основаны на членстве, созданы гражданами РФ, включены в единый госреестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и целями деятельности которых являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих. Статус саморегулируемой организации приобретается некоммерческой организацией с даты ее включения в упомянутый реестр*(499).
Основанием для включения некоммерческой организации в единый госреестр СРО является выполнение ею следующих условий:
- соответствие не менее чем ста ее членов требованиям, предъявляемым к кандидатам в арбитражные управляющие, за исключением требования об обязательном членстве в СРО;
- участие членов не менее чем в ста (в совокупности) процедурах банкротства, в том числе не завершенных на дату включения в единый госреестр СРО, за исключением процедур банкротства по отношению к отсутствующим должникам;
- наличие компенсационного фонда или имущества у общества взаимного страхования, которые формируются исключительно в денежной форме за счет взносов членов в размере не менее чем 50 тыс. рублей на каждого члена.
На средства компенсационных фондов или имущество общества взаимного страхования не может быть обращено взыскание по обязательствам СРО, а также по обязательствам арбитражных управляющих, если возникновение таких обязательств не было связано с осуществлением деятельности, предусмотренной Законом о банкротстве.
Условия и порядок размещения средств компенсационных фондов и обществ взаимного страхования СРО, а также порядок расходования указанных средств в соответствии с целевым назначением, рекомендации о ликвидности включаемых в такие фонды активов, об их составе и о структуре устанавливаются Правительством РФ.
В настоящее время действует Временное положение о размещении и расходовании средств компенсационных фондов СРО, утвержденное постановлением Правительства РФ от 9 июля 2004 г. N 344*(500).
Средства компенсационного фонда формируются исключительно в денежной форме за счет взносов арбитражных управляющих - членов СРО и за счет доходов, полученных от размещения средств компенсационного фонда. Данные средства подлежат зачислению на отдельный расчетный счет, открываемый СРО в кредитной организации. Размещение средств фонда в иные активы (имущество) не допускается.
Если размер средств компенсационного фонда достигнет уровня ниже минимального значения, равного сумме взносов членов СРО, саморегулируемая организация обязана в течение одного дня с даты выявления такого уменьшения уведомить об этом Федеральную регистрационную службу (регулирующий орган, осуществляющий контроль за деятельностью СРО)*(501). Саморегулируемая организация в течение двух месяцев с даты указанного уменьшения средств компенсационного фонда обязана принять меры по восстановлению размера компенсационного фонда.
Возмещение убытков за счет средств компенсационного фонда осуществляется, в случае если средств финансового обеспечения ответственности арбитражного управляющего недостаточно либо если выплата не предусмотрена договором страхования ответственности арбитражного управляющего.
Порядок, условия и основания возврата средств, внесенных арбитражным управляющим в качестве взноса в компенсационный фонд, в случае его добровольного выхода из СРО или в иных случаях прекращения его членства определяются коллегиальным органом управления саморегулируемой организации. В случае ликвидации СРО возврат указанных средств ее членам производится после завершения ликвидационных процедур.
Саморегулируемая организация осуществляет следующие функции: обеспечение соблюдения своими членами законодательства РФ, правил профессиональной деятельности арбитражного управляющего; защита прав и законных интересов своих членов; обеспечение информационной открытости деятельности своих членов, процедур банкротства; содействие повышению уровня профессиональной подготовки своих членов и др.
В Законе о банкротстве закреплены права и обязанности СРО. В частности, она обязана:
- разрабатывать и устанавливать обязательные для выполнения всеми своими членами правила профессиональной деятельности арбитражного управляющего;
- контролировать профессиональную деятельность своих членов в части соблюдения требований Закона о банкротстве и вышеназванных правил*(502);
- рассматривать жалобы на действия своего члена, исполняющего обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве;
- осуществлять ведение реестра арбитражных управляющих, являющихся ее членами, и обеспечивать свободный доступ к включаемым в такой реестр сведениям заинтересованным в их получении лицам*(503);
- обеспечивать формирование компенсационного фонда или имущества общества взаимного страхования для финансового обеспечения ответственности по возмещению убытков, причиненных ее членами при исполнении обязанностей арбитражного управляющего.
Процедуры банкротства
Процедуры, применяемые в отношении должника, представляют собой предусмотренную законодательством совокупность юридических и фактических действий, направленных на восстановление платежеспособности должника или его ликвидацию*(504).
Процедуры банкротства можно классифицировать по различным основаниям.
Во-первых, они могут быть судебные и внесудебные. Примером последних является только досудебная санация. Это меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, его кредиторами и иными лицами в целях предупреждения банкротства. К числу судебных процедур относятся наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение, а также упрощенные процедуры банкротства, применяемые в отношении ликвидируемого и отсутствующего должников.
Во-вторых, названные процедуры можно подразделить в зависимости от того, кто является должником - юридическое лицо или гражданин. Если в качестве должника выступает гражданин, то в отношении него не вводятся процедуры финансового оздоровления и внешнего управления. Вместе с тем с целью урегулирования расчетов с кредиторами применяется план погашения долгов. Однако в случае банкротства крестьянского (фермерского) хозяйства применяются обе упомянутые реорганизационные процедуры.
В-третьих, критерием классификации может служить цель проведения, назначение той или иной процедуры. Если процедура вводится и осуществляется ради восстановления платежеспособности должника, значит, она реорганизационная (финансовое оздоровление, внешнее управление). Если же нацелена на соразмерное удовлетворение требований кредиторов - ликвидационная (конкурсное производство, упрощенные процедуры). Кроме того, на любом этапе производства по делу может быть заключено мировое соглашение.
Наблюдение
Наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.
Порядок введения данной процедуры зависит от того, кто является заявителем. При возбуждении дела о банкротстве на основании заявления должника по общему правилу наблюдение вводится с даты принятия арбитражным судом заявления должника к производству. Когда заявление подается конкурсным кредитором и уполномоченным госорганом, наблюдение вводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя в порядке, предусмотренном ст. 48 Закона. Информация о введении наблюдения подлежит обязательному опубликованию в "Российской газете"*(505).
Наблюдение должно быть завершено с учетом сроков рассмотрения дела о банкротстве, т.е. в течение не более 7 месяцев с даты поступления заявления о банкротстве в арбитражный суд (ст. 51).
С даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения наступают, в частности, следующие последствия:
- требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного Законом о банкротстве порядка предъявления требований к должнику;
- по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным со взысканием с должника денежных средств. Кредитор вправе предъявить свои требования к должнику в рамках процесса по банкротству;
- приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, за исключением случаев, названных в п. 1 ст. 63 Закона;
- запрещаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников);
- запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам и др.
В целях обеспечения наступления перечисленных последствий определение арбитражного суда о введении наблюдения направляется судом в кредитные организации, с которыми у должника заключен договор банковского счета, а также в суд общей юрисдикции, главному судебному приставу по месту нахождения должника и его филиалов и представительств, в уполномоченные органы.
В период проведения наблюдения ограничивается правосубъектность должника. Введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов управления. Однако они осуществляют свои полномочия с определенными ограничениями. Так, органы управления должника могут совершать только с согласия временного управляющего, выраженного в письменной форме, за исключением случаев, прямо предусмотренных Законом о банкротстве, сделки, связанные с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более пяти процентов балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения; связанных с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника.
Органы управления должника не вправе принимать решения: о реорганизации и ликвидации, о создании филиалов и представительств, о выплате дивидендов, о выходе из состава учредителей (участников) должника, об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и др.
Процедуру наблюдения осуществляет временный управляющий. В числе его основных обязанностей: принятие мер по обеспечению сохранности имущества должника, проведение анализа финансового состояния должника, выявление кредиторов должника; ведение реестра требований кредиторов, уведомление кредиторов о введении наблюдения, созыв и проведение первого собрания кредиторов.
По ходатайству временного управляющего арбитражный суд может отстранить руководителя должника от должности в случае нарушения им требований Закона о банкротстве. В этом случае исполнение обязанностей руководителя возлагается на лицо, предложенное представителем учредителей (участников) должника или иным коллегиальным органом либо на одного из заместителей руководителя должника, а в случае их отсутствия - на одного из работников должника.
Как уже было сказано, одна из целей наблюдения - анализ финансового состояния должника*(506). Он проводится для того, чтобы определить стоимость принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также возможность или невозможность восстановления платежеспособности должника. Временный управляющий на основе анализа финансового состояния должника, в том числе результатов инвентаризации имущества должника при их наличии, анализа документов, удостоверяющих государственную регистрацию прав собственности, подготавливает предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, обоснование целесообразности введения последующих процедур банкротства.
Для целей участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение 30 дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения. В названный срок включаются нерабочие дни, возможность его восстановления Законом о банкротстве не предусмотрена*(507). Требования кредиторов направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих их обоснованность. Требования включаются в реестр на основании определения арбитражного суда, которое может быть обжаловано.
Временный управляющий определяет дату проведения первого собрания кредиторов и уведомляет об этом всех выявленных конкурсных кредиторов, уполномоченные органы, представителя работников должника и иных лиц, имеющих право на участие в первом собрании кредиторов. Первое собрание должно состояться не позднее чем за десять дней до даты окончания наблюдения.
К компетенции первого собрания кредиторов относятся, в частности, принятие решения о введении финансового оздоровления, внешнего управления; об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; образование комитета кредиторов, определение его количественного состава и полномочий, избрание членов комитета кредиторов; определение требований к кандидатурам административного, внешнего и конкурсного управляющих; определение саморегулируемой организации, которая должна представить кандидатуры управляющих.
По общему правилу арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве. С момента принятия судом какого-либо из указанных решений процедура наблюдения прекращается.
Финансовое оздоровление
В Законе 2002 г. наряду с привычным внешним управлением предусмотрена еще одна новая процедура, направленная на восстановление платежеспособности должника, а также на погашение его задолженности в соответствии со специальным графиком, - финансовое оздоровление. Инициатива по его проведению может исходить от участников (учредителей), собственника имущества должника - унитарного предприятия, третьего лица (третьих лиц). Названные субъекты на стадии наблюдения вправе обратиться к первому собранию кредиторов с соответствующим ходатайством.
Таким образом, финансовое оздоровление согласно ст. 75 может быть введено арбитражным судом по итогам наблюдения:
1) на основании решения первого собрания кредиторов (п. 1);
2) в отсутствие какого бы то ни было решения первого собрания кредиторов, если имеется ходатайство вышеназванных субъектов при условии предоставления обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности (п. 2);
3) вопреки решению первого собрания кредиторов о введении внешнего управления либо открытии конкурсного производства при условии предоставления аналогичного ходатайства и банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств должника по графику погашения задолженности (п. 3).
В последних двух случаях размер обеспечения должен превышать размер обязательств должника, включенных в реестр требований кредиторов на дату судебного заседания (первого собрания кредиторов), не менее чем на 20 процентов. Способами обеспечения исполнения должником обязательств, в частности, являются залог (ипотека), банковская гарантия, государственная или муниципальная гарантия, поручительство. Не могут выступать в этом качестве удержание, задаток или неустойка.
Финансовое оздоровление вводится на срок не более двух лет.
К ходатайству участников (учредителей), собственника, с одной стороны, и третьих лиц - с другой Закон предъявляет различные требования (см. соответственно ст. 77 и 78). В первом случае перечень требований обширнее и они носят более детальный характер. Ходатайство о введении финансового оздоровления может быть подано третьими лицами только по согласованию с должником.
Введение финансового оздоровления влечет определенные правовые последствия:
- требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил на дату введения финансового оздоровления, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением порядка предъявления требований к должнику, установленного Законом о банкротстве;
- отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;
- аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;
- запрещается удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников);
- запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам и др.
Процедуру финансового оздоровления проводит назначаемый арбитражным судом административный управляющий, права и обязанности которого закреплены в ст. 83 Закона о банкротстве. Вместе с тем органы управления должника по-прежнему осуществляют свои полномочия, правда, с некоторыми ограничениями.
Так, должник не вправе без согласия собрания (комитета) кредиторов заключать сделки, в совершении которых у него имеется заинтересованность или которые связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника балансовой стоимостью более 5 процентов балансовой стоимости активов должника на последнюю отчетную дату; сделки, которые влекут за собой выдачу займов (кредитов), выдачу поручительств и гарантий, а также учреждение доверительного управления имуществом должника.
Без согласия собрания (комитета) кредиторов и лиц, предоставивших обеспечение, должник не может принимать решение о своей реорганизации.
Согласие административного управляющего требуется на совершение сделок, которые, например, влекут за собой: увеличение кредиторской задолженности должника более чем на 5 процентов суммы требований кредиторов, включенных в реестр на дату введения финансового оздоровления; уступку прав требований, перевод долга; получение займов (кредитов).
Арбитражный суд может отстранить руководителя должника от занимаемой должности в случае ненадлежащего исполнения плана финансового оздоровления, совершения действий, нарушающих права и законные интересы кредиторов и (или) предоставивших обеспечение лиц в порядке, предусмотренном для процедуры наблюдения.
Для реализации финансового оздоровления необходимо разработать два документа: план финансового оздоровления и график погашения задолженности.
План финансового оздоровления, подготовленный учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия, утверждается собранием кредиторов и должен предусматривать способы получения должником средств, необходимых для удовлетворения требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности, в ходе финансового оздоровления.
График погашения задолженности подписывается лицом, уполномоченным на это учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия. С даты его утверждения арбитражным судом возникает одностороннее обязательство должника погасить задолженность перед кредиторами в установленные графиком сроки. В график могут быть внесены изменения.
Если о введении финансового оздоровления ходатайствует первое собрание кредиторов, график должен предусматривать погашение всех требований кредиторов, включенных в реестр, не позднее чем за месяц до даты окончания срока указанной процедуры, а также погашение требований кредиторов первой и второй очереди не позднее чем через 6 месяцев с даты введения финансового оздоровления. График погашения задолженности по обязательным платежам устанавливается в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
При введении данной процедуры в порядке, установленном пп. 2 и 3 ст. 75 Закона о банкротстве, график должен предусматривать начало погашения задолженности не позднее чем через месяц после вынесения определения о введении финансового оздоровления и погашение требований кредиторов ежемесячно, пропорционально, равными долями в течение года с даты начала удовлетворения требований кредиторов.
Если должник не исполняет график погашения задолженности, административный управляющий обязан обратиться к лицам, предоставившим обеспечение исполнения должником обязательств. В случае удовлетворения данными лицами требований кредиторов их требования погашаются должником после прекращения производства по делу о банкротстве или в ходе конкурсного производства в составе требований кредиторов третьей очереди. Указанные требования подлежат включению в реестр как требования конкурсных кредиторов.
По итогам финансового оздоровления арбитражный суд принимает:
- определение о прекращении производства по делу о банкротстве, если непогашенная задолженность отсутствует;
- определение о введении внешнего управления при наличии возможности восстановить платежеспособность должника;
- решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, если нет основания для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства.
Внешнее управление
Внешнее управление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности (ст. 2 Закона о банкротстве).
В новом Законе предусмотрены три ситуации, когда может быть назначена процедура внешнего управления.
Во-первых, на стадии завершения наблюдения на основании решения первого собрания кредиторов; когда первым собранием кредиторов не принято решение о применении одной из процедур банкротства и нет возможности отложить рассмотрение дела в пределах семимесячного срока, установленного ст. 51 Закона, а также при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления, предусмотренных ст. 75, если у арбитражного суда есть достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена.
Во-вторых, по итогам рассмотрения результатов проведения финансового оздоровления арбитражный суд вправе вынести определение о введении внешнего управления. Если же с момента введения финансового оздоровления до даты рассмотрения вопроса о введении внешнего управления прошло более чем 18 месяцев, внешнее управление не вводится.
В-третьих, если в отношении должника не вводились финансовое оздоровление и (или) внешнее управление, а в ходе конкурсного производства появились достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена, конкурсный управляющий обязан созвать собрание кредиторов в целях рассмотрения вопроса об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению. Соответствующее определение может быть вынесено только при наличии у должника имущества, необходимого для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности.
Внешнее управление вводится на срок не более 18 месяцев, который может быть продлен не более чем на 6 месяцев.
С даты введения внешнего управления:
- прекращаются полномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего;
- прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия, полномочия руководителя должника и иных органов управления должника переходят к внешнему управляющему за рядом исключений (например, принятие решений об увеличении уставного капитала АО путем размещения дополнительных обыкновенных акций, о замещении активов должника). Бухгалтерская и иная документация должника, печати и штампы, материальные и иные ценности передаются внешнему управляющему;
- отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;
- аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;
- вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей.
Это одно из важнейших последствий введения внешнего управления. Сущность данной меры состоит в том, что в течение всего срока внешнего управления у должника нет необходимости направлять имеющиеся у него денежные средства на расчеты с кредиторами. Закон 2002 г. подробно разъясняет положения моратория на удовлетворение требований кредиторов, которые вытекают из денежных обязательств и обязательных платежей, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления.
В течение срока действия моратория не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением денежных обязательств и обязательных платежей, возникших после принятия заявления о признании должника банкротом, а также подлежащие уплате по ним неустойки (штрафы, пени).
На сумму "замороженных" требований начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ на дату введения внешнего управления.
Мораторий распространяется также на требования кредиторов о возмещении убытков, связанных с отказом внешнего управляющего от исполнения договоров должника.
Мораторий не распространяется на требования о взыскании задолженности по зарплате, выплате вознаграждений по авторским договорам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, морального вреда.
Процедурой внешнего управления руководит внешний управляющий. Статьи 96-105 Закона о банкротстве регламентируют порядок его назначения и освобождения от исполнения обязанностей управляющего, закрепляют права и обязанности.
В частности, внешний управляющий в течение трех месяцев с даты введения внешнего управления вправе отказаться от исполнения договоров и иных сделок должника. Отказ может быть заявлен только в отношении сделок, не исполненных сторонами полностью или частично, если такие сделки препятствуют восстановлению платежеспособности должника или если исполнение должником таких сделок повлечет за собой убытки для должника по сравнению с аналогичными сделками, заключаемыми при сравнимых обстоятельствах. Сторона по договору, в отношении которого заявлен отказ от исполнения, вправе потребовать от должника возмещения убытков. В порядке ст. 103 Закона о банкротстве внешний управляющий вправе заявлять иски о признании недействительными совершенных должником сделок.
Деятельность внешнего управляющего по восстановлению платежеспособности должника должна соответствовать плану внешнего управления, который разрабатывается им не позднее одного месяца с даты его назначения и утверждается собранием кредиторов. При необходимости план может быть изменен. План внешнего управления должен обязательно предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок их реализации, расходы должника. Платежеспособность должника признается восстановленной при отсутствии признаков банкротства, установленных ст. 3 Закона.
Перечень мер по восстановлению платежеспособности должника, закрепленный в ст. 109 Закона, не является исчерпывающим. Планом внешнего управления могут быть предусмотрены такие уже привычные меры, как перепрофилирование производства, закрытие нерентабельных производств, взыскание дебиторской задолженности, продажа части имущества должника, уступка прав требования должника, исполнение обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами, продажа предприятия-должника, а также новые - размещение дополнительных обыкновенных акций должника, замещение активов должника и т.д.
Довольно распространенной мерой, направленной на восстановление платежеспособности должника, является продажа предприятия-должника (ст. 110 Закона). Для целей Закона о банкротстве под предприятием понимается имущественный комплекс, предназначенный для осуществления предпринимательской деятельности. Объектом продажи могут также служить филиалы и иные структурные подразделения должника - юридического лица.
Продажа предприятия может быть включена в план внешнего управления на основании решения органа управления должника, уполномоченного в соответствии с учредительными документами принимать решение о заключении крупных сделок. В решении о продаже предприятия должно содержаться указание на минимальную цену продажи.
При продаже предприятия отчуждаются все виды имущества, предназначенного для осуществления предпринимательской деятельности, в том числе земельные участки, здания, строения, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, права требования, а также права на обозначения, индивидуализирующие должника, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), другие принадлежащие должнику исключительные права, за исключением прав и обязанностей, которые не могут быть переданы другим лицам.
Денежные обязательства и обязательные платежи должника не включаются в состав предприятия, за исключением обязательств должника, которые возникли после принятия заявления о признании должника банкротом и могут быть переданы покупателю предприятия в порядке и на условиях, установленных Законом о банкротстве.
При продаже предприятия все трудовые договоры, действующие на дату продажи предприятия, сохраняют силу, при этом права и обязанности работодателя переходят к покупателю.
По общему правилу продажа предприятия осуществляется путем проведения открытых торгов в форме аукциона. Если в состав имущества предприятия входит имущество, ограниченное в обороте, продажа осуществляется только путем проведения закрытых торгов.
Условия проведения торгов должны предусматривать получение денежных средств от продажи предприятия не позднее чем за месяц до истечения срока внешнего управления. Внешний управляющий выступает в качестве организатора торгов либо на основании решения собрания или комитета кредиторов привлекает специализированную организацию с оплатой ее услуг за счет имущества должника. Указанная организация не должна являться заинтересованным лицом в отношении должника и внешнего управляющего.
Внешний управляющий (организатор торгов) обязан опубликовать сообщение о продаже предприятия на торгах не позднее чем за 30 дней до даты проведения торгов. При подготовке к проведению торгов внешний управляющий (организатор торгов) организует прием заявок (предложений) участников торгов, а также задатков.
Внешний управляющий (организатор торгов) проводит торги, осуществляет подведение итогов торгов и определяет победителя, а также подписывает протокол об итогах торгов. В случае проведения торгов организатором торгов он передает протокол об итогах торгов внешнему управляющему для заключения договора купли-продажи с победителем торгов.
Если в указанные в сообщении о продаже предприятия сроки не получено ни одной заявки (предложения) или получена одна заявка (предложение), внешний управляющий (организатор торгов) признает первые торги по продаже предприятия несостоявшимися и проводит повторные торги. Они проводятся также, в случае если предприятие не было продано на первых торгах.
Когда и повторные торги были признаны несостоявшимися или предприятие не было продано, внешний управляющий в течение 14 дней с даты подведения итогов повторных торгов публикует новое сообщение о продаже предприятия. Начальная цена продажи может быть снижена на 10 процентов начальной цены, но не может быть ниже минимальной цены продажи предприятия, определенной органами управления должника. Далее порядок продажи предприятия на торгах устанавливается собранием или комитетом кредиторов, в том числе посредством публичного предложения. При этом предприятие не может быть продано по цене ниже минимальной цены продажи.
Победитель торгов и внешний управляющий не позднее чем через 10 дней с даты подведения итогов торгов подписывают договор купли-продажи предприятия. При продаже предприятия посредством публичного предложения договор заключается внешним управляющим с лицом, предложившим в течение месяца с даты опубликования сообщения о продаже предприятия максимальную цену. Покупатель обязан уплатить цену продажи предприятия, определенную на торгах, в срок, указанный в сообщении о проведении торгов, но не позднее чем через месяц с даты подведения итогов торгов. Вырученные денежные средства включаются в состав имущества должника. В случае уклонения победителя торгов от подписания протокола или договора купли-продажи утраченная им сумма задатка включается в состав имущества должника за вычетом издержек организатора торгов на их проведение.
Еще одной распространенной мерой по восстановлению платежеспособности является размещение дополнительных обыкновенных акций должника (ст. 114). Оно может быть включено в план внешнего управления исключительно по ходатайству органа управления должника. Для его рассмотрения внешний управляющий обязан провести собрание кредиторов.
Размещение дополнительных обыкновенных акций должника может проводиться только по закрытой подписке. Срок их размещения не может превышать три месяца. Государственная регистрация отчета об итогах размещения названных акций должна быть осуществлена не позднее чем за месяц до даты окончания внешнего управления. Акционеры должника имеют преимущественное право на приобретение таких акций. Для этого им предоставляется срок не более 45 дней с даты начала размещения акций. Проспектом эмиссии (решением о выпуске) должна предусматриваться оплата акций только денежными средствами.
В случае признания выпуска дополнительных обыкновенных акций должника несостоявшимся или недействительным полученные должником средства возвращаются приобретателям акций вне очередности удовлетворения требований кредиторов.
На внешнего управляющего Законом возлагается обязанность подготовить отчет, где должно содержаться одно из предложений:
- о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;
- о продлении установленного срока внешнего управления;
- о прекращении производства по делу в связи с удовлетворением всех требований кредиторов в соответствии с реестром;
- о прекращении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Отчет внешнего управляющего подлежит обязательному рассмотрению арбитражным судом. К отчету прилагаются протокол со<