Саморегулируемые организации арбитражных управляющих

В связи с отменой лицензирования деятельности физических лиц в качестве арбитражных управляющих Закон о банкротстве 2002 г. впервые предусмотрел создание саморегулируемых организаций (далее - СРО). Это некоммерческие организации, которые основаны на членстве, созданы гражданами РФ, включены в единый госреестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и целями деятельности которых являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих. Статус саморегулируемой организации приобретается некоммерческой организацией с даты ее включения в упомянутый реестр*(499).

Основанием для включения некоммерческой организации в единый госреестр СРО является выполнение ею следующих условий:

- соответствие не менее чем ста ее членов требованиям, предъявляемым к кандидатам в арбитражные управляющие, за исключением требования об обязательном членстве в СРО;

- участие членов не менее чем в ста (в совокупности) процедурах банкротства, в том числе не завершенных на дату включения в единый госреестр СРО, за исключением процедур банкротства по отношению к отсутствующим должникам;

- наличие компенсационного фонда или имущества у общества взаимного страхования, которые формируются исключительно в денежной форме за счет взносов членов в размере не менее чем 50 тыс. рублей на каждого члена.

На средства компенсационных фондов или имущество общества взаимного страхования не может быть обращено взыскание по обязательствам СРО, а также по обязательствам арбитражных управляющих, если возникновение таких обязательств не было связано с осуществлением деятельности, предусмотренной Законом о банкротстве.

Условия и порядок размещения средств компенсационных фондов и обществ взаимного страхования СРО, а также порядок расходования указанных средств в соответствии с целевым назначением, рекомендации о ликвидности включаемых в такие фонды активов, об их составе и о структуре устанавливаются Правительством РФ.

В настоящее время действует Временное положение о размещении и расходовании средств компенсационных фондов СРО, утвержденное постановлением Правительства РФ от 9 июля 2004 г. N 344*(500).

Средства компенсационного фонда формируются исключительно в денежной форме за счет взносов арбитражных управляющих - членов СРО и за счет доходов, полученных от размещения средств компенсационного фонда. Данные средства подлежат зачислению на отдельный расчетный счет, открываемый СРО в кредитной организации. Размещение средств фонда в иные активы (имущество) не допускается.

Если размер средств компенсационного фонда достигнет уровня ниже минимального значения, равного сумме взносов членов СРО, саморегулируемая организация обязана в течение одного дня с даты выявления такого уменьшения уведомить об этом Федеральную регистрационную службу (регулирующий орган, осуществляющий контроль за деятельностью СРО)*(501). Саморегулируемая организация в течение двух месяцев с даты указанного уменьшения средств компенсационного фонда обязана принять меры по восстановлению размера компенсационного фонда.

Возмещение убытков за счет средств компенсационного фонда осуществляется, в случае если средств финансового обеспечения ответственности арбитражного управляющего недостаточно либо если выплата не предусмотрена договором страхования ответственности арбитражного управляющего.

Порядок, условия и основания возврата средств, внесенных арбитражным управляющим в качестве взноса в компенсационный фонд, в случае его добровольного выхода из СРО или в иных случаях прекращения его членства определяются коллегиальным органом управления саморегулируемой организации. В случае ликвидации СРО возврат указанных средств ее членам производится после завершения ликвидационных процедур.

Саморегулируемая организация осуществляет следующие функции: обеспечение соблюдения своими членами законодательства РФ, правил профессиональной деятельности арбитражного управляющего; защита прав и законных интересов своих членов; обеспечение информационной открытости деятельности своих членов, процедур банкротства; содействие повышению уровня профессиональной подготовки своих членов и др.

В Законе о банкротстве закреплены права и обязанности СРО. В частности, она обязана:

- разрабатывать и устанавливать обязательные для выполнения всеми своими членами правила профессиональной деятельности арбитражного управляющего;

- контролировать профессиональную деятельность своих членов в части соблюдения требований Закона о банкротстве и вышеназванных правил*(502);

- рассматривать жалобы на действия своего члена, исполняющего обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве;

- осуществлять ведение реестра арбитражных управляющих, являющихся ее членами, и обеспечивать свободный доступ к включаемым в такой реестр сведениям заинтересованным в их получении лицам*(503);

- обеспечивать формирование компенсационного фонда или имущества общества взаимного страхования для финансового обеспечения ответственности по возмещению убытков, причиненных ее членами при исполнении обязанностей арбитражного управляющего.

Процедуры банкротства

Процедуры, применяемые в отношении должника, представляют собой предусмотренную законодательством совокупность юридических и фактических действий, направленных на восстановление платежеспособности должника или его ликвидацию*(504).

Процедуры банкротства можно классифицировать по различным основаниям.

Во-первых, они могут быть судебные и внесудебные. Примером последних является только досудебная санация. Это меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, его кредиторами и иными лицами в целях предупреждения банкротства. К числу судебных процедур относятся наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение, а также упрощенные процедуры банкротства, применяемые в отношении ликвидируемого и отсутствующего должников.

Во-вторых, названные процедуры можно подразделить в зависимости от того, кто является должником - юридическое лицо или гражданин. Если в качестве должника выступает гражданин, то в отношении него не вводятся процедуры финансового оздоровления и внешнего управления. Вместе с тем с целью урегулирования расчетов с кредиторами применяется план погашения долгов. Однако в случае банкротства крестьянского (фермерского) хозяйства применяются обе упомянутые реорганизационные процедуры.

В-третьих, критерием классификации может служить цель проведения, назначение той или иной процедуры. Если процедура вводится и осуществляется ради восстановления платежеспособности должника, значит, она реорганизационная (финансовое оздоровление, внешнее управление). Если же нацелена на соразмерное удовлетворение требований кредиторов - ликвидационная (конкурсное производство, упрощенные процедуры). Кроме того, на любом этапе производства по делу может быть заключено мировое соглашение.

Наблюдение

Наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Порядок введения данной процедуры зависит от того, кто является заявителем. При возбуждении дела о банкротстве на основании заявления должника по общему правилу наблюдение вводится с даты принятия арбитражным судом заявления должника к производству. Когда заявление подается конкурсным кредитором и уполномоченным госорганом, наблюдение вводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя в порядке, предусмотренном ст. 48 Закона. Информация о введении наблюдения подлежит обязательному опубликованию в "Российской газете"*(505).

Наблюдение должно быть завершено с учетом сроков рассмотрения дела о банкротстве, т.е. в течение не более 7 месяцев с даты поступления заявления о банкротстве в арбитражный суд (ст. 51).

С даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения наступают, в частности, следующие последствия:

- требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного Законом о банкротстве порядка предъявления требований к должнику;

- по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным со взысканием с должника денежных средств. Кредитор вправе предъявить свои требования к должнику в рамках процесса по банкротству;

- приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, за исключением случаев, названных в п. 1 ст. 63 Закона;

- запрещаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников);

- запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам и др.

В целях обеспечения наступления перечисленных последствий определение арбитражного суда о введении наблюдения направляется судом в кредитные организации, с которыми у должника заключен договор банковского счета, а также в суд общей юрисдикции, главному судебному приставу по месту нахождения должника и его филиалов и представительств, в уполномоченные органы.

В период проведения наблюдения ограничивается правосубъектность должника. Введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов управления. Однако они осуществляют свои полномочия с определенными ограничениями. Так, органы управления должника могут совершать только с согласия временного управляющего, выраженного в письменной форме, за исключением случаев, прямо предусмотренных Законом о банкротстве, сделки, связанные с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более пяти процентов балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения; связанных с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника.

Органы управления должника не вправе принимать решения: о реорганизации и ликвидации, о создании филиалов и представительств, о выплате дивидендов, о выходе из состава учредителей (участников) должника, об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и др.

Процедуру наблюдения осуществляет временный управляющий. В числе его основных обязанностей: принятие мер по обеспечению сохранности имущества должника, проведение анализа финансового состояния должника, выявление кредиторов должника; ведение реестра требований кредиторов, уведомление кредиторов о введении наблюдения, созыв и проведение первого собрания кредиторов.

По ходатайству временного управляющего арбитражный суд может отстранить руководителя должника от должности в случае нарушения им требований Закона о банкротстве. В этом случае исполнение обязанностей руководителя возлагается на лицо, предложенное представителем учредителей (участников) должника или иным коллегиальным органом либо на одного из заместителей руководителя должника, а в случае их отсутствия - на одного из работников должника.

Как уже было сказано, одна из целей наблюдения - анализ финансового состояния должника*(506). Он проводится для того, чтобы определить стоимость принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также возможность или невозможность восстановления платежеспособности должника. Временный управляющий на основе анализа финансового состояния должника, в том числе результатов инвентаризации имущества должника при их наличии, анализа документов, удостоверяющих государственную регистрацию прав собственности, подготавливает предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, обоснование целесообразности введения последующих процедур банкротства.

Для целей участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение 30 дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения. В названный срок включаются нерабочие дни, возможность его восстановления Законом о банкротстве не предусмотрена*(507). Требования кредиторов направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих их обоснованность. Требования включаются в реестр на основании определения арбитражного суда, которое может быть обжаловано.

Временный управляющий определяет дату проведения первого собрания кредиторов и уведомляет об этом всех выявленных конкурсных кредиторов, уполномоченные органы, представителя работников должника и иных лиц, имеющих право на участие в первом собрании кредиторов. Первое собрание должно состояться не позднее чем за десять дней до даты окончания наблюдения.

К компетенции первого собрания кредиторов относятся, в частности, принятие решения о введении финансового оздоровления, внешнего управления; об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; образование комитета кредиторов, определение его количественного состава и полномочий, избрание членов комитета кредиторов; определение требований к кандидатурам административного, внешнего и конкурсного управляющих; определение саморегулируемой организации, которая должна представить кандидатуры управляющих.

По общему правилу арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве. С момента принятия судом какого-либо из указанных решений процедура наблюдения прекращается.

Наши рекомендации