Компенсационный фонд саморегулируемой организации арбитражных управляющих и общества взаимного страхования: порядок формирования, расходования средств, размещение средств компенсационных фондов.

Основанием для включения некоммерческой организации в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих является выполнение следующего условий: Наличие компенсационного фонда или имущества у общества взаимного страхования, которые могут быть сформированы только в денежной форме. Размер этого фонда (имущества) зависит от количества участников организации и должен быть равен не менее чем 50 тыс. рублей на каждого члена (т.е. при установленном минимуме - 100 участников - только размер компенсационного фонда должен составлять не менее 5 млн рублей). На указанные средства не может быть обращено взыскание по обязательствам саморегулируемой организации, а также по тем обязательствам ее членов, которые не были связаны с исполнением функций арбитражного управляющего. Закон не отвечает на вопрос о порядке (и о возможности) обращения на указанные средства взыскания по обязательствам членов саморугелируемой организации, которые с деятельностью в качестве арбитражных управляющих связаны не были.

Компенсационный фонд образуется в целях финансового обеспечения ответственности СРО и ее членов по возмещению убытков, причиненных при исполнении обязанностей арбитражного управляющего, и представляет собой денежные средства, аккумулированные на специальном счете СРО в банке. Денежные средства Компенсационного фонда расходуются исключительно на возмещение убытков, причиненных членами СРО, исполняющими обязанности арбитражных управляющих.

Порядок формирования. Формирование Компенсационного фонда осуществляется за счет взносов членов СРО в размере не менее чем пятьдесят тысяч рублей на каждого члена.

Размещение средств Компенсационного фонда может осуществляться в соответствии с действующим законодательством, устанавливающим, в частности, рекомендации к составу, структуре и ликвидности активов, в которые размещаются средства компенсационных фондов. Указанные требования применимы до определения Правительством Российской Федерации условий и порядка размещения средств компенсационных фондов и обществ взаимного страхования саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, а также порядка расходования указанных средств в соответствии с целевым назначением, рекомендации о ликвидности включаемых в такие фонды активов, их состав и структуру.

Критерий восстановления платежеспособности должника, установленный Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)». Обоснование возможности восстановления платежеспособности должника в установленный срок.

Внешний управляющий обязан составить план в течение месяца (хотя на самом деле у него для этого будет несколько больший срок) с момента своего утверждения (а не с момента введения внешнего управления) представить его собранию кредиторов.

План внешнего управления должен быть разработан таким образом, чтобы в течение определенного (ограниченного) периода времени финансовое состояние должника восстанавливалось, т.е. реализация плана должна приводить к отсутствию признаков банкротства. Речь идет о признаках, достаточных для принятия решения о банкротстве должника, а не о признаках, достаточных для возбуждения производства по делу о банкротстве. План внешнего управления должен быть разработан таким образом, что в соответствии с его мероприятиями должник - юридическое лицо к моменту окончания внешнего управления не будет иметь ни одного рубля задолженности (для должника-гражданина это не актуально, так как в отношении него внешнее управление не вводится; о статусе крестьянского (фермерского) хозяйства будет сказано позже).

Устанавливаемый уровень правового регулирования представляется совершенно недостаточным. Говорить о восстановлении платежеспособности можно, если не только отсутствуют признаки банкротства, но и должник имеет (в результате реализации плана) минимальное количество средств для продолжения функционирования. Вариантом решения проблемы может быть толкование, в соответствии с которым отсутствием признаков банкротства является возможность удовлетворения всех требований, включая те, срок исполнения которых наступит после окончания срока внешнего управления.

План внешнего управления должен содержать следующие параметры:

- конкретные мероприятия по восстановлению платежеспособности должника (их примерный перечень дан в ст.109);

- условия, порядок реализации и финансирования мероприятий;

- возможные расходы должника - как связанные, так и не связанные с реализацией предусмотренных в плане мероприятий;

- срок восстановления платежеспособности (он должен соответствовать сроку плана внешнего управления и в любом случае не превышать максимальные сроки, установленные ст.93);

- обоснование возможности восстановления платежеспособности в течение срока, установленного в плане (очевидно, этого можно достичь путем приведения расчета расходов и поступлений имущества должника в течение срока внешнего управления);

- разграничение компетенции между собранием и комитетом кредиторов по поводу утверждения сделок должника.

Закон перечисляет конкретные меры по восстановлению платежеспособности должника, которые могут быть предусмотрены планом внешнего управления. Перечень этих мер не является исчерпывающим; иные мероприятия могут быть внесены в план в соответствии с целесообразностью, определяемой внешним управляющим. План внешнего управления может содержать указания на экономические мероприятия - перепрофилирование производства, закрытие нерентабельных производств (в качестве иных экономических мероприятий можно назвать открытие новых производств, модернизацию оборудования переквалификацию работников, определенные способы и этапы освоения новых производств и новых технологий и т.п.).

Наши рекомендации