В результате прохождения практики

Процесс прохождения практики обучаемых направлен на формирование следующих компетенций:

Учебная практика:

· способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3);

· способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-4);

· владением навыками поиска, анализа и использования нормативных и правовых документов в своей профессиональной деятельности (ОПК-1);

Производственная практика:

· способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);

· способностью осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации (ОПК-4);

· умением определять приоритеты профессиональной деятельности, разрабатывать и эффективно исполнять управленческие решения, в том числе в условиях неопределенности и рисков, применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения (ПК-1);

Преддипломная практика:

· способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8);

· способностью проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия (ОПК-3);

· способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-6).

В результате прохождения учебной практики обучаемый должен:

Знать:

- законодательство, регулирующее общественные отношения в сфере государственного и муниципального управления;

- содержание и особенности будущей профессии;

- сущность и содержание кадрового планирования

Уметь:

- осуществлять сбор информации, характеризующий объект учебной практики;

- анализировать нормативно-правовую базу;

- изучать организацию документооборота и формирования дел; процесс подготовки и принятия управленческих решений, организацию контроля за их выполнением;

- ориентироваться в системе управления объекта практики;

- составлять и анализировать схему управления и давать ей мотивированную оценку;

- определять порядок подчиненности и взаимодействия отдельных звеньев управления, цели и задачи системы управления персоналом, состав, структуру функциональных подсистем системы управления персоналом объекта и их основные функции, принципы и методы формирования, обоснования и внедрения системы управления персоналом; стиль работы руководителей различного уровня, конфликтные ситуации;

- оценивать рациональность управленческой структуры относительно ее основной деятельности, характер взаимосвязей с другими органами управления, отдельных управленческих нововведений;

- осуществлять подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров в организации.

Владеть:

- навыками поиска нормативных и других правовых актов, регулирующих государственное и муниципальное управление;

- навыками использования законодательства на этапах подготовки, принятия, реализации и контроля исполнения решений в аппаратах органов государственной власти, органов управления организации, предприятий и учреждений.

В результате прохождения производственных и преддипломной практик обучаемый должен:

Знать:

· основные тенденции развития государственного и муниципального управления;

· принципы развития и закономерности функционирования государственной организации и ее отличия от частной организации;

· роли, функции и задачи современного государственного и муниципального служащего;

· основные административные процессы и принципы их регламентации;

· принципы целеполагания, виды и методы планирования;

· основные виды и процедуры внутриорганизационного контроля;

· виды государственных решений и методы их принятия;

· основные теории и концепции взаимодействия людей в организации, включая вопросы мотивации, групповой динамики, командообразования, коммуникаций, лидерства и управления конфликтами

· типы организационной культуры и методы ее формирования;

· правовые и нравственно-этические нормы в сфере профессиональной деятельности;

· основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

· принципы формирования системы государственных и муниципальных финансов, бюджетов различных уровней, основные составляющие бюджетного процесса;

· совокупность экономических отношений в процессе формирования, распределения и использования публичных финансов основные принципы функционирования местной власти;

· особенности конституционного строя, правового положения граждан, форм организации и функционирования системы органов государства и местного самоуправления в России;

· сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов, правоотношений в административном, гражданском, трудовом, муниципальном праве;

· основные принципы организации делопроизводства и документооборота в органах государственной и муниципальной власти;

· типы организационных структур, их основные параметры и принципы их проектирования;

· систему мер государственного и муниципального воздействия, направленных на улучшение качества и уровня жизни социальных групп;

· основное содержание стратегии государства, целенаправленной деятельности по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе.

Уметь

· ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций;

· интегрировать в деятельность подразделения положения федерального и регионального законодательства, инструкции и нормативы;

· анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организацию;

· организовывать командное взаимодействие для решения управленческих задач; анализировать коммуникационные процессы в организации и разрабатывать предложения по повышению их эффективности;

· диагностировать организационную культуру, выявлять ее сильные и слабые стороны, разрабатывать предложения по ее совершенствованию;

· разрабатывать программы осуществления организационных изменений и оценивать их эффективность

· проводить аудит кадрового потенциала организации, прогнозировать и определять потребность организации в персонале, определять эффективные пути ее удовлетворения;

· разрабатывать мероприятия по привлечению и отбору новых сотрудников и программы их адаптации;

· использовать различные методы оценки эффективности профессиональной деятельности государственных служащих и муниципальных служащих;

· разрабатывать мероприятия по мотивированию и стимулированию персонала организации;

· диагностировать этические проблемы и применять основные модели принятия этичных управленческих решений;

· оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения,

· анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы, принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом, использовать и составлять нормативные и правовые документы, относящиеся к будущей профессиональной деятельности;

· логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.

Владеть

· методами реализации основных управленческих функций (принятие решений, организация, мотивирование и контроль)

· современными технологиями эффективного влияния на индивидуальное и групповое поведение в организации;

· современными методами управления человеческими ресурсами;

· инструментами развития сотрудников через оценку результатов их деятельности и планирование карьеры, обеспечение возможности для повышения образования и роста;

· юридической терминологией;

· навыками работы с правовыми актами;

· навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности;

· современным инструментарием управления человеческими ресурсами

· навыками деловых коммуникаций

· методами планирования служебной карьеры

· навыками разработки планов развития территорий с учетом географических особенностей регионов

· навыками оценки экономические и социальные условия осуществления государственных программ навыками разрешения конфликт интересов с позиций социальной ответственности

· навыком практического анализа уровня и особенностей развития региона и страны в целом

· способностью оперировать методами историко-демографического, социально-экономического исследования действительности

· приемами выявления и распознавания организационных, экономических и финансовых проблем управления муниципальным хозяйством

· инструментами анализа уровня развития экономической основы функционирования муниципального хозяйства

· методологией анализа сущности и содержания процесса муниципального управления

· системной характеристикой муниципального образования как социально -экономической системой

· технологией анализа опыта и результатов современной практики муниципального управления.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

Общая трудоемкость:

· учебной практики во 2-м семестре - 108 час. (3 зачетных единицы),

· производственной практики в 4-м семестре - 108 час. (3 зачетных единицы);

· производственной практики в 6-м семестре - 108 час. (3 зачетных единицы)

· преддипломной практика в 8 –м семестре -108 час. (3 зачетных единицы) (табл. 2).

Таблица 2

Структура и содержание практики по видам

№ п/п Разделы (этапы) практики Виды работы на практике, включая самостоятельную работу студента и трудоемкость в часах Формы текущего контроля и промежуточной аттестации
Подготовительные работы (ознакомит. лекции) Выполнение учебных (произв.) заданий Обработка и обобщение полученных результатов Формирование текстовых и графич. документов
1. Учебная практика (2-й семестр)
1.1. Подготовительный этап (в т.ч. инструктаж по технике безопасности; ознакомительная лекция; составление плана работы)       Роспись в журнале по ТБ. Собеседование
1.2. Производственный этап, в.т.ч. изучение вопросов: 1) краткая организационно-экономическая и технико-технологическая характеристика предприятия; 2) характеристика предприятия, как операционной системы 3) изучение цели, функции, организационной структуры предприятия, а также, структура управления   Собеседование
1.3. Научно-исследовательская работа студента (Изучение особенностей становления ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной; уровни государственного управления)   Собеседование
1.4. Подготовка отчета по практике     Защита отчета. Собеседование
1.5. Итого за 2-й семестр Всего: 108 час. (3 з.ед.)
2. Производственная практика (4-й семестр)
2.1. Подготовительный этап (в т.ч. инструктаж по технике безопасности; ознакомительная лекция; составление плана работы)       Роспись в журнале по ТБ. Собеседование
2.2. Производственный этап, в.т.ч. изучение вопросов: Изучение типов и функции органов государственного управления;, взаимосвязь и взаимодействие органов государственной власти.   Собеседование
2.3. Научно-исследовательская работа студента (изучение региона как субъект федерации; особенности федеративного устройства государства и их влияние на систему)   Собеседование
2.4. Подготовка отчета по практике     Защита отчета. Собеседование
2.5. Итого за 4-й семестр Всего: 108 час. (3 з. ед.)
3. Производственная практика (6-й семестр)
3.1. Подготовительный этап (в т.ч. инструктаж по технике безопасности; ознакомительная лекция; составление плана работы)       Роспись в журнале по ТБ. Собеседование
3.2. Производственный этап, в.т.ч. изучение вопросов: социальной структура общества, групповых институтов и их отражение в системе государственного управления.   Собеседование
3.3. Научно-исследовательская работа студента:   Собеседование
3.3.1 Изучение региона как субъект федерации; особенности федеративного устройства государства и их влияние на систему   Собеседование
3.4. Изучение регионального управления: региональное управление в структуре государственного управления;   Собеседование
3.5. Подготовка отчета по практике     Защита отчета. Собеседование
3.5. Итого за 6-й семестр Всего: 108 час. (3 з.ед.)
4. Преддипломная практика (8-й семестр)
3.1. Подготовительный этап (в т.ч. инструктаж по технике безопасности; ознакомительная лекция; составление плана работы)       Роспись в журнале по ТБ. Собеседование
3.2. Производственный этап, в.т.ч. изучение вопросов: муниципальное управление в системе государственного управления.   Собеседование
3.3. Научно-исследовательская работа студента:   Собеседование
3.3.1 Изучение региона как субъект федерации; особенности федеративного устройства государства и их влияние на систему   Собеседование
3.4. Подготовка отчета по практике   Собеседование
3.5. Защита отчета по практике     Защита отчета. Собеседование
3.5. Итого за 8-й семестр Всего: 108 час. (3 з.ед.)

ТРЕБОВАНИЯ ПО ОФОРМЛЕНИЮ И СОДЕРЖАНИЮ

ОТЧЕТА ПО ПРАКТИКЕ

8.1. Требования по оформлению отчета по практике

Отчет по практике составляется студентом в период пребывания на предприятии в соответствии с программой прохождения практики. Отчет должен содержать:

- титульный лист;

- командировочное удостоверение;

- содержание;

- типовое задание;

- индивидуальное задание;

- заключение;

- список использованных источников;

- приложения.

Титульный лист является первой страницей отчета. Образец оформления титульного листа приведен в Приложении 1 настоящей рабочей программы.

Введение содержит цели и задачи практики, краткую характеристику предприятия - места практики (полное фирменное наименование в соответствии с уставом, организационно-правовой статус, местоположение, основной вид экономической деятельности, виды выпускаемой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг).

Заключение должно содержать краткие выводы по результатам практики, оценку полноты решения типовых и индивидуальных заданий и оценку практической работы в соответствии с будущей квалификацией, предложения по совершенствованию рабочей программы и организации практики (если таковые имеются).

В приложения к отчету включаются:

- дневник практики (Приложение 2);

- справочные материалы, связанные с прохождением практики, материалы внутрифирменной отчетности предприятия – места практики;

- отзыв руководителя практики от предприятия;

- информация для выполнения курсовых работ (проектов).

Объем отчета по всем видам практики не должен превышать 30 страниц печатного текса на листах формата А4.

Все страницы отчета нумеруются арабскими цифрами по порядку от титульного листа до последней страницы. На титульном листе и содержании номер не ставится, а далее проставляется в правом верхнем углу листа.

Разделы отчета нумеруются арабскими цифрами с точкой в конце. Введение и заключение не нумеруются. Подразделы нумеруются арабскими цифрами в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номеров раздела и подраздела (например, «1.3.»).

Пункты нумеруются арабскими цифрами в пределах каждого подраздела. Номер пункта состоит из номера раздела, подраздела и пункта (например, «1.2.3.»). Заголовки разделов пишутся прописными буквами, заголовки подразделов и пунктов – строчными, кроме первой. Точку в конце заголовка раздела (подраздела, пункта) не ставят.

Каждый раздел следует начинать с нового листа.

Все иллюстрации отчета именуются рисунками и нумеруются последовательно в пределах раздела арабскими цифрами. Номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации в данном разделе (например, «Рис. 2.3.»).

Цифровой материал в отчете оформляется в виде таблиц, которые нумеруются последовательно арабскими цифрами в пределах раздела. В правом верхнем углу над соответствующим заголовком помещают надпись «Таблица» с указанием ее номера (например, «Таблица 2.1»).

В список использованных источников включают все источники информации, располагая их в алфавитном порядке и следующей иерархии:

- официально-документальные материалы и нормативно-правовые акты;

- методические материалы;

- остальные в алфавитном порядке.

При ссылке в тексте на источники документальной информации приводят порядковый номер по списку литературы, заключенный в квадратные скобки с указанием страницы (например, [5,с.27]).

Более подробно требования к оформлению отчета по практике изложены в Методических рекомендациях по оформлению студенческих работ, изданных Институтом менеджмента и бизнеса [16].

Отчет оформляется студентом во время практики, для чего дается 2-3 дня. После этого отчет предоставляется на кафедру в недельный срок после окончания практики и подлежит защите.

Требования к содержанию отчета по практике

Содержание отчета по учебной практике (2 семестр)

В соответствии с требованиями, предъявляемыми к современным менеджерам, обучающиеся по направлению «Государственное и муниципальное управление», в процессе учебной практики должны изучить следующие вопросы.

Общая часть: краткая организационно-экономическая и технико-технологическая характеристика предприятия:

· миссия, цели и задачи организации;

· историческая справка развития организации;

· характеристика организационной структуры управления организацией;

· краткая организационно-экономическая и технико-технологическая характеристика предприятия;

· характеристика предприятия, как операционной системы

· изучение цели, функции, организационной структуры предприятия, а также, структура управления.

Типовое задание: студенты направления 38.03.04«Государственное и муниципальное управление» выполняют задания, учитывающие работу всех структурных подразделений унитарных предприятий, учреждений, государственных и муниципальных органов власти. Эти задания касаются следующих типовых вопросов и являются обязательными для каждого студента:

– конституционная система РФ и РБ, применение гражданского законодательства: гражданские правоотношения; объекты гражданских прав; государственная и муниципальная собственность; гражданско-правовой договор (содержание, заключение, расторжение); миссия, цели и задачи организации; историческая справка развития организации; характеристика организационной структуры управления организацией; краткая организационно-экономическая и технико-технологическая характеристика предприятия; характеристика предприятия, как операционной системы, изучение цели, функции, организационной структуры предприятия, а также, структура управления.

Индивидуальные задания по учебной практике направлены на закрепление изученного теоретического материала на первом курсе, на расширение кругозора в области будущей профессиональной деятельности, сбор исходной информации для выполнения курсовых проектов по дисциплине «Основы государственного и муниципального управления».

Перечень индивидуальных вопросов на учебную практику разрабатывают и предоставляют руководителю практики от университета в соответствии с базой практики ведущие преподаватели по дисциплинам, заведующий кафедрой, руководитель практики от организации. Индивидуальное задание руководитель практики от университета указывает в журнале практик.

Содержание отчета по производственной практике (4 семестр)

В соответствии с требованиями, предъявляемыми к современным менеджерам, обучающиеся по направлению «ГМУ» должны изучить на производственной практике в 4-м семестре и отразить в отчете о ее прохождении следующие вопросы.

1. Общая часть - организационно-экономическая характеристика предприятия: историческая справка развития предприятия; характеристика видов деятельности предприятия; организационно-правовая форма; размеры предприятия и масштабы производства; характеристика видов деятельности; место предприятия в отрасли.

2. Типовое задание – исследование социально-экономических процессов: управление социально-экономическими процессами; социологические исследования; оценка эффективности социологических исследований; социально-экономическое развитие муниципальных образований.

Производственный этап, в.т.ч. изучение вопросов: Изучение типов и функции органов государственного управления; взаимосвязь и взаимодействие органов государственной власти;

– региональная экономика: региональные особенности хозяйства; межрегиональные связи; ресурсы региональной экономики; отраслевая структура региональной экономики; экономическая эффективность региональной экономики; анализ экономики местного хозяйства;

– демография: население РБ, города, села (состав, структура); миграция населения; качество населения как важнейшая составляющая развития экономики; экономические аспекты роста населения;

– геополитика: система международных отношений РБ, геополитика на территории РБ.

3. Индивидуальное задание производственной практики включает:

- выполнение НИР (студент самостоятельно выбирает и согласовывает с руководителем практики индивидуальное задание в соответствии с выбранным модулем вариативной части профессионального цикла, направлением будущей профессиональной деятельности, целью выполнения НИР);

- сбор информации для выполнения курсовых работ в процессе предстоящего обучения (характер информации, которую необходимо собрать в период учебной практики для выполнения курсовых работ и проектов в процессе предстоящего обучения в 5 – 6 семестре, приведен в п. 8.2.4 настоящей рабочей программы).

3.1. Научно-исследовательская работа студента заключается в углубленном изучении одного из видов профессиональной деятельности менеджера на конкретном предприятии, на котором обучаемый проходил практику. Индивидуальное задание согласовывается с руководителем практики.

Содержание отчета по производственной практике (6 семестр)

В соответствии с требованиями, предъявляемыми к современным менеджерам, обучающиеся по направлению «ГМУ» должны изучить на практике и отразить в отчете о ее прохождении следующие вопросы (табл. 3).

Таблица 3

Содержание разделов отчета по производственной практике в 6 семестре

Раздел Перечень вопросов, подлежащих отражению в отчете
1. Технико-экономическая характеристика предприятия – места практики История создания; организационно-правовой статус, права и обязанности; миссия и производственный профиль; характеристика выпускаемой продукции (услуг): объем, ассортимент, качество; природно-геологические и технико-технологические особенности производства; характеристика производственной мощности предприятия, оценка показателей ее использования; основные технико-экономические показатели предприятия за два года. Организация производства: производственная структура предприятия; характеристика организации основного и вспомогательного производства (тип и формы, особенности производственных процессов и производственного цикла). Организация управления персоналом: организационная структура управления; функции управленческих звеньев; характеристика профессионально-квалификационной структуры персонала; формы организации труда; режим работы предприятия; нормирование труда на предприятии, инструменты мотивации персонала (система материальных и нематериальных стимулов отдельных работников и структурных подразделений).
2. Государственное регулирование деятельности предприятия Система налогов, уплачиваемых предприятием.
3.Региональный аспект Региональное управление: региональная структура управления; информационные технологии управления; информатизация государственного и муниципального управления; информационная система города, района, республики; модели социального управления; виды манипулирования в РБ, городе, районе; различные среды управления
4. Инновационная и инвестиционная деятельность предприятия Понятие, цели, виды инновационной деятельности предприятия. Характеристика научно-технического потенциала предприятия (научно-технические и инженерные кадры; материально-техническая база научно-технической деятельности, информационное обеспечение: отчеты, публикации, банки данных, нормативно-техническая, проектно-конструкторская и технологическая документация, образцы новых продуктов; планирование НИОКР, система мотивации и стимулирования персонала к инновационной деятельности). Обобщающие показатели инновационной деятельности (количество осуществленных за период научно-технических мероприятий, полученная экономия от снижения себестоимости продукции, роста производительности труда и т.д.).
5. Информация по теме ВКР (перечень согласуется с руководителем ВКР до начала практики) Информация для подготовки и выполнения выпускной квалификационной работы (ВКР). Перечень вопросов, которые необходимо отразить в данном разделе, согласуется с руководителем ВКР после обсуждения ее темы и содержания и оформляется в виде таблицы (Приложение 3)

Содержание отчета по преддипломной практике (8 семестр)

В соответствии с требованиями, предъявляемыми к современным менеджерам, обучающиеся по направлению «ГМУ» должны изучить на практике и отразить в отчете о ее прохождении следующие вопросы (табл. 4).

Таблица 3

Содержание разделов отчета по преддипломной практике в 6 семестре

Раздел Перечень вопросов, подлежащих отражению в отчете
1. Технико-экономическая характеристика предприятия – места практики История создания; организационно-правовой статус, права и обязанности; миссия и производственный профиль; характеристика выпускаемой продукции (услуг ): объем, ассортимент, качество; природно-геологические и технико-технологические особенности производства; характеристика производственной мощности предприятия, оценка показателей ее использования; основные технико-экономические показатели предприятия за два года. Организация производства: структура управления, производственная структура предприятия; характеристика организации основного и вспомогательного производства (тип и формы, особенности производственных процессов и производственного цикла). Организация управления персоналом: организационная структура управления; функции управленческих звеньев; характеристика профессионально-квалификационной структуры персонала; формы организации труда; режим работы предприятия; инструменты мотивации персонала (система материальных и нематериальных стимулов отдельных работников и структурных подразделений).
2.Муниципальный аспект Модели и методы принятия решений; требования к государственному и муниципальному аппарату и его работникам; проектирование систем управления; управление человеческими и трудовыми ресурсами; занятость населения; управление карьерой; коммуникации организации; конфликты в общественной деятельности; национально-этнические конфликты, мировоззренческие и нормативно-ценностные конфликты, роль конфликтов в социально-экономическом развитии территорий.
3.Региональный аспект Региональное управление: региональная структура управления; информационные технологии управления; информатизация государственного и муниципального управления; информационная система города, района, республики; модели социального управления; виды манипулирования в РБ, городе, районе; различные среды управления
4. Информация по теме ВКР (перечень согласуется с руководителем ВКР до начала практики) Информация для подготовки и выполнения выпускной квалификационной работы (ВКР). Перечень вопросов, которые необходимо отразить в данном разделе, согласуется с руководителем ВКР после обсуждения ее темы и содержания и оформляется в виде таблицы (Приложение 3)

Наши рекомендации