В результате прохождения учебной практики

Очная форма обучения

Семестр Количество недель Трудоемкость (в зачетных единицах) Часы

Заочная форма обучения

Семестр Количество недель Трудоемкость (в зачетных единицах) Часы

5. Содержание практики:

Цель практики:формирование у обучающихся первичных практических умений и навыков, необходимых будущим юристам, на основе ранее полученных теоретических знаний.

Задачи практики:

1. использование теоретических знаний для добросовестного исполнения профессиональных обязанностей;

2. овладение методикой подготовки юридических документов и принятия правоприменительных решений;

3. освоение на практике приемов работы с нормативными правовыми актами, материалами судебной практики;

4. выработка стремления к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;

5. совершенствование способности логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;

Виды работ, выполняемые в ходе практики:

Учебная практика для студентов очной формы обучения проводится в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, у мировых судей, то есть в организациях, деятельность которых соответствует профессиональным компетенциям (профильных организациях), посредством выполнения мероприятий, определенных совместным рабочим графиком (планом) проведения практики, составленным руководителем практики от ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» (далее – Университет) и руководителем практики от профильной организации, в том числе выполнения индивидуальных заданий, разработанных руководителем практики от Университета и согласованных руководителем практики от профильной организации.

Индивидуальные задания разрабатываются в соответствии с пунктом 2 раздела «Фонд оценочных средств».

Структура практики включает в себя следующие разделы (этапы):

1) подготовительный этап включает в себя:

- мероприятия, осуществляемые непосредственно ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» и связанные с согласованием сроков, места прохождения практики в судах, а также подготовкой необходимых документов (включая индивидуальную книжку практики);

- проведение преподавателями, ответственными за прохождение практики, собрания, на котором студентов-практикантов знакомят с целями, задачами предстоящей практики, местом, сроками проведения практики, с правилами оформления необходимой документации (индивидуальной книжки по практике, соответствующих отчетов); выдача индивидуальной книжки по практике.

2) эмпирический этап предполагает непосредственное прохождение практики в профильной организации, в которую был направлен студент-практикант (обучающийся). Привлечение студентов для выполнения заданий, не предусмотренных программой практики или их освобождение от прохождения практики ранее установленного срока, не допускается. В профильной организации студент изучает делопроизводство, участвует в работе соответствующего структурного подразделения, где студент применительно к профилю подготовки решает поставленные перед ним задачи. Данный этап сопровождается заполнение дневника-отчета работы обучающегося – раздел 5 индивидуальной книжки по практике (под контролем руководителя практики от профильной организации).

3. Результативно-аналитический этап предполагает обработку и анализ полученной информации, с отражением результатов в индивидуальной книжке по практике; подготовку отчета по практике, в котором содержатся обоснованные, аргументированные ответы по вопросам индивидуального задания и их оформление согласно предъявляемым требованиям.

Содержание практики (эмпирический этап прохождения практики) включает в себя следующее:ознакомительные лекции, инструктаж по технике безопасности, мероприятия по сбору, обработке и систематизации фактического материала, анализ и обработка полученного материала, выполняемые под руководством руководителя от базы практики, а также самостоятельно.Прохождение практики призвано развить умения и навыки у студентов, связанные с осуществлением ими юридически значимой деятельности. Студенты должны научиться использовать полученные теоретические знания для своей будущей профессиональной деятельности, постоянно повышать свой профессиональный уровень.

В канцелярии суда (федерального, мирового судьи) студент изучает делопроизводство (оформление поступающих дел, учет и хранение судебных дел, порядок назначения дел к слушанию в судебном заседании, оформление дел с жалобами и представлениями для направления в вышестоящий суд, выписывание повесток, составление статистического отчета). Студент также участвует в работе секретаря суда по выдаче разного рода справок и документов из дела, параллельно с секретарем судебного заседания ведет протокол судебного заседания.

Основное время должно быть посвящено практике непосредственно у федерального, мирового судьи, где студент:

а) знакомится с порядком составления плана работы судьи и графика назначения дел к рассмотрению в судебном заседании;

б) изучает порядок ведения справочно-информационной работы по законодательству;

в) присутствует при совершении судьей действий по подготовке к судебному заседанию;

г) присутствует в ходе предварительного слушания по гражданским делам;

д) проверяет по поручению судьи жалобы и подготавливает проекты ответа по ним;

е) изучает отдельные гражданские дела, назначенные к слушанию, и систематически присутствует при рассмотрении соответствующих гражданских дел. В зале судебного заседания записывает основные моменты разбирательства дела и на основании этих записей составляет параллельно с судом проекты решений, определений. Составленные проекты документов обсуждаются с судьей;

ж) знакомится с порядком обращения к исполнению решений по гражданским делам, вступивших в законную силу;

з) знакомится с поступающими в суд жалобами, изучает по ним соответствующие гражданские дела.

В канцелярии арбитражного суда студент изучает делопроизводство (регистрацию поступивших исковых заявлений, оформление, учет и хранение судебных дел, оформление дел с жалобами для направления в вышестоящий суд).

Студент участвует в работе судьи арбитражного суда, его помощника, а также секретаря судебного заседания (подшивает материалы дела, составляет список дел, назначенных к слушанию, извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, параллельно с секретарем судебного заседания ведет протоколы судебных заседаний). Студент знакомится с поступающими в суд исковыми заявлениями, ходатайствами и другими материалами дела. Присутствует в предварительном судебном заседании, а также в основном судебном заседании, где дело рассматривается по существу.

Особое внимание должно быть обращено на то, чтобы студент хорошо усвоил работу судьи по рассмотрению гражданских дел, материальное и процессуальное законодательство и умело пользовался законом.

Учебная практика для студентов заочной формы обучения проводится в Университете посредством выполнения мероприятий, определенных рабочим графиком (планом) проведения практики, составленным руководителем практики от Университета, в том числе выполнения индивидуальных заданий, разработанных руководителем практики от Университета. Содержательный этап прохождения практики обучающихся по заочной форме обучения отражается в приложении.

6. Указание форм отчетности по практике:

Формами отчетности по практике являются:

1. Индивидуальная книжка по практике, содержащая:

· дневник – отчет, в котором подробно излагаются виды деятельности студента-практиканта;

· отзыв (характеристика) руководителя практики от профильной организации, содержащийся либо в разделе 7 индивидуальной книжки по практике, либо в качестве отдельно оформленного документа;

· отзыв руководителя практики от Университета (раздел 8 индивидуальной книжки по практики);

2. Отчет по практике, содержащий ответы на индивидуальные задания, а также, результаты обработанного эмпирического материала, составленные правовые документы;

3. Дифференцированный зачет, который сдается в устной форме - промежуточный контроль (7 семестр). Результаты промежуточного контроля отражаются в отзыве руководителя практики от Университета (раздел 8 индивидуальной книжки по практике) и в конечном итоге – в разделе 10 «результаты отчета на кафедре», в котором указывается итоговая оценка практики с последующим занесением в зачетную книжку и ведомость;

4. Отчеты руководителей (преподавателей) практики от кафедры, ответственных за прохождение учебной практики, в которых отражаются результаты прохождения учебной практики, контроля со стороны преподавателя мест прохождения практики, меры реагирования на некачественное прохождение студентами практики (если таковое имеется).

Требования, предъявляемые к оформлению

Требования, предъявляемые к отчету о прохождении практики

Отчет предоставляется в печатном виде на листах формата А4, размер шрифта 14, полуторный интервал. Отчет подтверждает способность студента правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-7). Отчет в обязательном порядке должен быть оформлен в соответствии с нижеприведенным планом (вопрос-ответ):

- краткая характеристика профильной организации, основных целей и задач ее деятельности; перечень нормативных актов, регламентирующих его деятельность (ОПК-1);

- характеристика выполняемой работы (какие виды работ выполнялись, их назначение) с указанием должностного лица судебного органа, непосредственно руководящего практикой, его функциональных обязанностей, описанием порядка взаимодействия со структурными подразделениями органа, в котором проходила практика (ОПК-3, ОПК-4);

- юридический анализ наиболее сложных дел (не менее двух), изученных студентом на практике с указанием на подлежащие применению нормы права, анализ законности и обоснованности принимаемых по ним решений, соблюдение законности в процессе рассмотрения дел, анализ эффективности применяемых норм, необходимости и перспектив их совершенствования, представление вариантов совершенствования анализируемых правовых актов (ОПК-2, ОПК-6).

- краткая оценка процесса прохождения практики, в том числе: какие новые сведения были получены о структуре профильной организации, формах и методах их работы; указать, какие затруднения встретились при прохождении практики; предложения об оптимизации деятельности места прохождения практики (ОПК-2, ОПК-6);

- порядок документооборота в профильной организации (указать последовательность приема и обработки документов, порядок регистрации, движения документов внутри органа, порядок и сроки принятия решения по документам, учет документов, порядок ликвидации документов, требования к оформлению документов (ОПК-1; ПК-7)).

- Приложения к отчету: копии документов, составленных студентом во время практики (2-3 документа), в том числе подготовленные квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-7).

Оценочные средства:

1) индивидуальная книжка по практике, содержащая дополнительные оценочные средства:

· дневник-отчет;

· отзыв (характеристика) руководителя практики от профильной организации;

2) письменный отчет по учебной практике с собранными материалами, содержащимися в приложении к отчету;

3) вопросы, заданные в ходе устного собеседования при проведении зачета.

Особенности форм отчетности по практике студентов заочной формы обучения указаны в приложении

Шкала оценивания (в баллах)

Таблица переводов баллов

ПРИЛОЖЕНИЕ

Особенности прохождения учебной практики для студентов заочной формы обучения, обучающихся по профилю 40.03.01.02 «Гражданское право»

Студенты заочной формы обучение проходят учебную практику непосредственно в образовательной организации. Содержательный этап прохождения практики обучающихся по заочной форме обучения включает в себя следующее:

1. Посещение судебного заседания по гражданскому делу, в рамках которого применялись нормы гражданского права. Если по каким-либо причинам посетить судебное заседание не представляется возможным, то необходимо ознакомиться с видеозаписью или с интернет-трансляцией судебного заседания в течение текущего или прошлого календарного года (например, Арбитражный суд Уральского округа - http://fasuo.arbitr.ru/process/live_broadcast; Арбитражный суд Липецкой области - http://lipetsk.arbitr.ru/court_video/z03; Двенадцатый арбитражный апелляционный суд - http://www.12aas.arbitr.ru/online; Верховный Суд Республики Дагестан - http://vs.dag.sudrf.ru/modules.php?name=information&id=78).

По итогам прохождения данной части практики студент-практикант составляет аналитический отчет, являющийся составной частью письменного отчета о прохождении практики.

2. Ознакомление со структурой и возможностями интернет-портала Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие» (ГАС РФ «Правосудие»; (http://sudrf.ru) и приобретение навыков работы с ним.

По результатам ознакомления практикант в письменном отчете о прохождении практики:

- описывает назначение и функциональные возможности интернет-портала ГАС РФ «Правосудие»;

- определяет федеральный суд общей юрисдикции (районный суд, суд субъекта РФ) и мирового судью по месту жительства студента-практиканта; описывает структуру и компетенцию суда (со ссылкой на нормы законодательства о судебной системе и нормы процессуального законодательства).

3. Ознакомление с информационной системой «Мой арбитр» (http://my.arbitr.ru), с онлайн сервисами «Картотека арбитражных дел», «Банк решений арбитражных судов», «Календарь судебных заседаний» (http://arbitr.ru), а также приобретение навыков работы с ними. Изучение Приказа Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации № 252 от 28.12.2016 "Об утверждении Порядка подачи в арбитражные суды Российской Федерации документов в электронной форме, в том числе в форме электронного документа".

По результатам ознакомления практикант в письменном отчете о прохождении практики описывает назначение и функциональные возможности информационной системы и онлайн сервисов.

4. Ознакомление с возможностями сервиса «Электронное правосудие» (http://ej.sudrf.ru), а также приобретение навыков работы с ним. Изучение Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 27.12.2016 № 251 «Об утверждении Порядка подачи в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа».

По результатам ознакомления практикант в письменном отчете о прохождении практики описывает назначение и функциональные возможности сервиса.

Пример оформления аналитического отчета о судебном деле

Номер дела и наименование суда № А18-901/2016, Арбитражный суд Удмуртской Республики, .
Инстанция Суд первой инстанции  
Способ ознакомления с судебным разбирательством Личное посещение практикантом судебного заседания
Вид производства, Краткая фабула Исковое производство. ИП Ларин обратился с иском к Министерству транспорта Удмуртской Республики и ГУП "Удмуртавтотранс" о признании договора на осуществление пассажирских перевозок от 09.08.2015, заключенного ответчиками, недействительным и понуждении Министерства заключить с истцом договор на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок по маршруту "Ижевск – Глазов".
Позиция истца Исковые требования обоснованы положениями статей 168, 447, 449 ГК РФ и мотивированы тем, что торги, по результатам которых ответчиками заключен договор от 09.08.2015, проведены с нарушением правил, установленных законом. Истец не согласен с выводами конкурсной комиссии относительно следующих критериев оценки заявок: оснащение автобусов (10 баллов) и наличие опыта в области осуществления регулярных пассажирских перевозок (стаж – 5 баллов). При проведении оценки и сопоставлении заявок заявка предпринимателя Ларина Г.П. должна была быть оценена на 15 баллов больше, что предполагает выставление итогового значения – 190 баллов, и, соответственно, признание истца победителем конкурса. Данное обстоятельство подтверждается решением комиссии УФАС по Удмуртской Республике от 20.08.2015 по делу №36-АМЗ/06-2015. Признание истца победителем конкурса является основанием для понуждения Министерства заключить с ним договор на право осуществления пассажирских перевозок. Пояснили, что истцом была произведена оплата переоборудования 1 автобуса.
Позиция ответчика Ответчик пояснил, что к заявке истца был приложен договор на переоборудование автобуса без указания его идентифицирующих признаков; сопоставить переоборудуемый для перевозки маломобильных групп населения автобус с автобусами, заявленными на конкурс, согласно справке об автобусах невозможно. Согласно справке об автобусах, которые будут эксплуатироваться на маршруте, входящей в состав заявки истца, оба автобуса оборудованы для перевозки маломобильных групп населения. Между тем, по договору оплачен только один автомобиль. Т.о., заявка предпринимателя Ларина Г.П. содержит недостоверную информацию; конкурсная комиссия вообще не должна была допускать указанную заявку для участия в конкурсе. В конкурсном предложении истца отсутствует обязательство осуществлять перевозку маломобильных групп населения. Поскольку заявка истца не содержала обязательство по осуществлению перевозки маломобильных групп населения автобусом, оборудованным в соответствии с ГОСТ 50844-95 "Автобусы для перевозки инвалидов", конкурсная комиссия правомерно присвоила 0 баллов за оборудование автобуса для перевозки маломобильных групп населения (пункт 8 Информационной карты конкурса).
Обстоятельства, исследованные судом Суд исследовал положение о проведении конкурса, конкурсную документацию (приказ о проведении конкурса, протоколы конкурсной комиссии). Исследована заявка истца с подтверждением, что автобусы соответствуют требуемым критериям. Исследован представленный в дело истцом договор от 01.07.2015 с подрядчиком о переоборудовании автобусов и квитанция оплаты работ по договору. Исследовано наличие в конкурсной заявке документа, подтверждающего опыт перевозчика (лицензия от 25.01.2013 сроком действия до 13.10.2017, а также приложения к лицензии №001, №002, №003).
Решение и его мотивировка (при наличии) В иске отказано. Суд согласился с итогами конкурса, мотивировав решения следующим. Из содержания условий договора от 01.07.2015 не следует, что указанный договор может являться документом, подтверждающим переоборудование транспортного средства истца применительно к критерию конкурса, документы, подтверждающие, что указанный договор был реализован (акт приема-передачи, акт выполненных работ), отсутствуют. истцом не были представлены документы, подтверждающие переоборудование принадлежащего ему конкретного транспортного средства в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50844-95 "Автобусы для перевозки инвалидов". В конкурсной заявке приложена лицензия на осуществление пассажироперевозок, но приложения к лицензии на самом деле относятся к другой лицензии, которая не была представлена, и приложения к лицензии относятся не ко всем автобусам.
Нормы материального права, которые применены Ст. 447, 448, 449 ГК РФ.
Обжалование решения (какая инстанция, результат рассмотрения дела, мотивировка) (при наличии) Обжаловано истцом в апелляционную инстанцию. Истец представил дополнительное доказательство – справку, подтверждающую опыт работы в сфере пасссажтроперевозок от другого частного лица. Постановлением 1-го ААС № 01АП-5010/2014 жалоба оставлена без удовлетворения. Мотивировка: суд апелляционной инстанции согласился с мотивировкой суда первой инстанции, справка не принята в качестве доказательства опыта работы. Обжаловано ИП Немойкиным в кассационную инстанцию. Постановлением ФАС ВВО Ф01-5745/2014 решение 1-й инстанции и постановление апелляционной инстанции оставлены без изменения, жалоба – без удовлетворения. Суд кассационной инстанции согласился с доводами судов нижестоящих инстанций.

Формами отчетности по практике для студентов заочной формы обучения являются:

1. Рабочий график (план), подписанный руководителем практики от Университета.

2. Дневник-отчет, в котором фиксируются в письменном виде выполненные работы.

3. Письменный отчет о прохождении практики. В отчете описывается содержательный этап прохождения практики. К отчету прилагаются материалы, подготовленные при выполнении индивидуальных заданий.

4. Отзыв о прохождении практики, составленный руководителем практики от Университета. В отзыве отражаются степень выполнения рабочего графика (плана) прохождения практики, способности использовать в практической деятельности теоретические знания, оценка сформированности знаний, умений и навыков обучающегося, оценивается качество дневника-отчета по практике, выполненные индивидуальные задания и ответы на вопросы.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 40.03.01 «юриспруденция»

Автор(ы): Т.В. Решетнева, П.М. Ходырев

Программа утверждена на заседании кафедры ___________________________________________________,

(наименование)

протокол № ________от «____» ______________ 20______г.

методической комиссии (института)

___________________________________________________,

(наименование)

протокол № ________от «____» ______________ 20______г.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт права, социального управления и безопасности

Кафедра гражданского права

ФОНД

ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

ПО ПРАКТИКЕ

Б2.ВР.02 Учебная практика

(по получению первичных профессиональных умений и навыков)

Профильная

В результате прохождения учебной практики

1) студент-практикант должен знать:

· правовую и организационную основы деятельности судебного органа-места прохождения практики;

· направления деятельности (функции) соответствующего судебного органа, его структуру, место в системе государственных органов;

· правовую природу принимаемых в органе-месте прохождения практики решений, возможность их обжалования;

2) студент-практикант должен уметь:

· владеть понятийным аппаратом, используемым в правоприменительной деятельности;

· применять полученные в ходе учебной практики знания в собственной научно-исследовательской работы;

· анализировать и соотносить друг с другом юридические нормы;

· анализировать современную правоприменительную (включая судебную) практику;

3) студент-практикант должен иметь навыки:

· самостоятельной работы, как с теоретическими источниками, так и нормативными, правоприменительными материалами;

· подготовки проектов юридических документов;

· анализа, осмысления, своевременной обработки и оформления (полученных в ходе учебной практики) результатов.

Компетенции из учебного плана Планируемые результаты обучения при прохождении практики
Код д Содержание компетенции Уровень Знания Умения Навыки
ОПК -1   способность соблюдать законодательство Российской Федерации, в том числе Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры Российской Федерации пороговый Знает положения Конституции РФ, иных нормативно-правовых актов, имеющих отношение к учебной практике, их иерархию и юридическую силу Умеет: правильно толковать нормативный материал, строить свою профессиональную деятельность на основе Конституции РФ и действующего законодательства Владеет: методами принятия юридически значимых решений и выполнения юридических действий при неукоснительном соблюдении Конституции РФ и действующего законодательства
ОПК -2 способность работать на благо общества и государства   пороговый Знает: социальную значимость профессии юриста; задачи юридического сообщества в сфере построения правового, социального государства Умеет: определить и юридически квалифицировать действия, направленные на благо общества, государства и отдельно взятого индивида Владеет: социально-ориентированными методами работы с населением
ОПК-3 способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста   пороговый Знает:основные профессиональные обязанности юриста, принципы, содержание юридической этики Умеет: определять факты, обстоятельства, относящиеся к профессиональной деятельности юриста, отличать этическое поведение юриста от неэтического, выстраивать взаимоотношения с другими субъектами с использованием норм профессиональной этики Владеет: навыками и методами, позволяющими исполнять профессиональные обязанности на должном, качественном уровне
ОПК-4 способность сохранять и укреплять доверие общества к юридическому сообществу   пороговый Знает: ценностные ориентиры будущей профессии; важность сохранения и укрепления доверия общества к государству и праву, к представителям юридического сообщества; положение профессии юриста в обществе Умеет: применять положения профессиональной этики в юридической деятельности; обеспечивать соблюдение и защиту прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, в установленные сроки принимать по обращениям необходимые меры Владеет: навыками работы с обращениями граждан, учета общественного мнения в своей профессиональной деятельности
ОПК-6 способность повышать уровень своей профессиональной компетентности   пороговый Знает:важность процесса сознательной, самостоятельной, познавательной деятельности с целью совершенствования профессиональных качеств, навыков; Умеет: определить основные направления повышения уровня профессиональной компетентности и совершенствования профессионально-личностных качеств Владеет: навыками, позволяющими обновлять знания и практические умения в процессе повышения квалификации и самообразования; постоянно внедряет в профессиональную деятельность новые знания и умения.
ПК-7 владеть навыками подготовки юридических документов   пороговый Знает:положения действующего законодательства, основы юридической техники, правила подготовки юридических документов; Умеет: применять правила, средства и приемы юридической техники; составлять официальные письменные документы, порождающие определенные юридические последствия, направленные на регулирование определенных отношений; уяснять содержание документов, составленных другими лицами Владеет: методикой подготовки юридических документов; навыка сбора и обработки информации, имеющей значение для реализации правовых норм в соответствующих сферах профессиональной деятельности

3. Указание места практики в структуре образовательной программы:

Дисциплины, на освоении которых базируется практика: теория государства и права; конституционное право; муниципальное право; административное право, гражданское право, уголовное право, а также блок процессуальных отраслей права (гражданско-процессуальное право, арбитражно-процессуальное право, уголовно-процессуальное право, административное процессуальное право).

Логические и содержательно-методические взаимосвязи практики с другими частями ООП: структура и содержание практики основаны на теоретических положениях соответствующих дисциплин ООП бакалавриата.

4. Указание объема практики в зачетных единицах и ее продолжительности в неделях (либо в астрономических часах):

Очная форма обучения

Семестр Количество недель Трудоемкость (в зачетных единицах) Часы

Заочная форма обучения

Семестр Количество недель Трудоемкость (в зачетных единицах) Часы

5. Содержание практики:

Цель практики:формирование у обучающихся первичных практических умений и навыков, необходимых будущим юристам, на основе ранее полученных теоретических знаний.

Задачи практики:

1. использование теоретических знаний для добросовестного исполнения профессиональных обязанностей;

2. овладение методикой подготовки юридических документов и принятия правоприменительных решений;

3. освоение на практике приемов работы с нормативными правовыми актами, материалами судебной практики;

4. выработка стремления к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;

5. совершенствование способности логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;

Виды работ, выполняемые в ходе практики:

Учебная практика для студентов очной формы обучения проводится в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, у мировых судей, то есть в организациях, деятельность которых соответствует профессиональным компетенциям (профильных организациях), посредством выполнения мероприятий, определенных совместным рабочим графиком (планом) проведения практики, составленным руководителем практики от ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» (далее – Университет) и руководителем практики от профильной организации, в том числе выполнения индивидуальных заданий, разработанных руководителем практики от Университета и согласованных руководителем практики от профильной организации.

Индивидуальные задания разрабатываются в соответствии с пунктом 2 раздела «Фонд оценочных средств».

Структура практики включает в себя следующие разделы (этапы):

1) подготовительный этап включает в себя:

- мероприятия, осуществляемые непосредственно ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» и связанные с согласованием сроков, места прохождения практики в судах, а также подготовкой необходимых документов (включая индивидуальную книжку практики);

- проведение преподавателями, ответственными за прохождение практики, собрания, на котором студентов-практикантов знакомят с целями, задачами предстоящей практики, местом, сроками проведения практики, с правилами оформления необходимой документации (индивидуальной книжки по практике, соответствующих отчетов); выдача индивидуальной книжки по практике.

2) эмпирический этап предполагает непосредственное прохождение практики в профильной организации, в которую был направлен студент-практикант (обучающийся). Привлечение студентов для выполнения заданий, не предусмотренных программой практики или их освобождение от прохождения практики ранее установленного срока, не допускается. В профильной организации студент изучает делопроизводство, участвует в работе соответствующего структурного подразделения, где студент применительно к профилю подготовки решает поставленные перед ним задачи. Данный этап сопровождается заполнение дневника-отчета работы обучающегося – раздел 5 индивидуальной книжки по практике (под контролем руководителя практики от профильной организации).

3. Результативно-аналитический этап предполагает обработку и анализ полученной информации, с отражением результатов в индивидуальной книжке по практике; подготовку отчета по практике, в котором содержатся обоснованные, аргументированные ответы по вопросам индивидуального задания и их оформление согласно предъявляемым требованиям.

Содержание практики (эмпирический этап прохождения практики) включает в себя следующее:ознакомительные лекции, инструктаж по технике безопасности, мероприятия по сбору, обработке и систематизации фактического материала, анализ и обработка полученного материала, выполняемые под руководством руководителя от базы практики, а также самостоятельно.Прохождение практики призвано развить умения и навыки у студентов, связанные с осуществлением ими юридически значимой деятельности. Студенты должны научиться использовать полученные теоретические знания для своей будущей профессиональной деятельности, постоянно повышать свой профессиональный уровень.

В канцелярии суда (федерального, мирового судьи) студент изучает делопроизводство (оформление поступающих дел, учет и хранение судебных дел, порядок назначения дел к слушанию в судебном заседании, оформление дел с жалобами и представлениями для направления в вышестоящий суд, выписывание повесток, составление статистического отчета). Студент также участвует в работе секретаря суда по выдаче разного рода справок и документов из дела, параллельно с секретарем судебного заседания ведет протокол судебного заседания.

Основное время должно быть посвящено практике непосредственно у федерального, мирового судьи, где студент:

а) знакомится с порядком составления плана работы судьи и графика назначения дел к рассмотрению в судебном заседании;

б) изучает порядок ведения справочно-информационной работы по законодательству;

в) присутствует при совершении судьей действий по подготовке к судебному заседанию;

г) присутствует в ходе предварительного слушания по гражданским делам;

д) проверяет по поручению судьи жалобы и подготавливает проекты ответа по ним;

е) изучает отдельные гражданские дела, назначенные к слушанию, и систематически присутствует при рассмотрении соответствующих гражданских дел. В зале судебного заседания записывает основные моменты разбирательства дела и на основании этих записей составляет параллельно с судом проекты решений, определений. Составленные проекты документов обсуждаются с судьей;

ж) знакомится с порядком обращения к исполнению решений по гражданским делам, вступивших в законную силу;

з) знакомится с поступающими в суд жалобами, изучает по ним соответствующие гражданские дела.

В канцелярии арбитражного суда студент изучает делопроизводство (регистрацию поступивших исковых заявлений, оформление, учет и хранение судебных дел, оформление дел с жалобами для направления в вышестоящий суд).

Студент участвует в работе судьи арбитражного суда, его помощника, а также секретаря судебного заседания (подшивает материалы дела, составляет список дел, назначенных к слушанию, извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, параллельно с секретарем судебного заседания ведет протоколы судебных заседаний). Студент знакомится с поступающими в суд исковыми заявлениями, ходатайствами и другими материалами дела. Присутствует в предварительном судебном заседании, а также

Наши рекомендации