На участие в выставках и ярмарках при усн

В последние годы большую популярность у организаций и предпринимателей приобрело участие в различных выставках и ярмарках. Уже не редкость выставки недвижимости, автомобилей, строительных материалов и др.

Участие в таких мероприятиях нацелено прежде всего на рекламу товаров (работ, услуг). Каждый производитель стремится показать на выставке (ярмарке) свои новинки и достижения, чтобы расширить рынок сбыта за счет привлечения новых клиентов.

Логично, что расходы, связанные с участием в подобных мероприятиях, квалифицируются налогоплательщиками как рекламные.

Сделать так позволяет пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ. В нем сказано, что к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках.

Данные расходы являются ненормируемыми (абз. 4 п. 4 ст. 264 НК РФ), т.е. учитываются в полной сумме произведенных затрат.

Однако квалификация таких расходов вызывает споры. Дело в том, что в ст. 264 НК РФ не уточняется, какие конкретно затраты на участие в выставке (ярмарке) можно учесть. На наш взгляд, это дает налогоплательщикам право отнести к рекламным расходам любые затраты, которые имеют непосредственное отношение к организации и проведению выставок, ярмарок и экспозиций.

Аналогичную точку зрения высказывают и суды, отметив, что при классификации затрат и определении возможности отнесения их к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, целесообразно руководствоваться фактическим использованием тех или иных предметов в указанных целях (Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2008 N 09АП-14684/2008-АК (оставлено в силе Постановлением ФАС Московского округа от 12.03.2009 N КА-А40/1606-09 и Определением ВАС РФ от 02.07.2009 N ВАС-8008/09), ФАС Волго-Вятского округа от 13.01.2005 N А43-1729/2004-32-152).

Обычно в связи с организацией и проведением выставки большинство ее участников несут прежде всего такие затраты, как:

- арендная плата за аренду площади и стендов в выставочном комплексе;

- оплата услуг рекламных агентств;

- оплата услуг охранных фирм;

- вступительный взнос за участие в выставке.

Кроме того, арбитражные суды признавали правомерными действия налогоплательщиков, которые в качестве рекламных расходов на участие в выставках учитывали следующие затраты:

- стоимость услуг третьих лиц по представлению рекламных интересов на ярмарке (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 24.01.2008 N Ф03-А51/07-2/5924);

- оплату услуг сторонней организации, которая обеспечивала оформление витрин и завоз продукции на выставку (Постановление ФАС Поволжского округа от 02.03.2006 N А55-11685/2005);

- стоимость алкогольной продукции, переданной производителем торговым организациям для участия в выставках (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 02.02.2006 N А26-5845/2005-216);

- стоимость изготовления форменной одежды с логотипом и печатной продукции (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13.01.2005 N А43-1729/2004-32-152).

Позиция контролирующих органов по данному вопросу неоднозначна.

Отдельные затраты, связанные с участием в выставке (ярмарке), они относят к ненормируемым. Так, на вопрос налогоплательщика о квалификации затрат на разработку идей и сценария рекламного мероприятия Минфин России ответил, что данные расходы являются ненормируемыми, если они связаны с участием в выставках, ярмарках, экспозициях (Письмо от 26.01.2006 N 03-03-04/2/15).

Другие же затраты предлагается нормировать. Это, к примеру, расходы по дегустации продукции (Письмо Минфина России от 16.08.2005 N 03-04-11/205).

А УФНС России по г. Москве в Письме от 19.11.2004 N 26-12/74944 вообще ограничило перечень расходов на участие в выставках (ярмарках) затратами по оплате вступительных взносов и разрешений для участия в подобных мероприятиях.

Другая категория затрат на участие в выставке связана с изготовлением рекламной продукции, которая предназначена для бесплатной раздачи посетителям. Это, в частности, сувениры с логотипом компании - календари, ручки, пакеты, блокноты, зажигалки; брошюры, каталоги, буклеты, листовки; дисконтные карты, дающие право на приобретение товара со скидкой.

При этом однозначно можно отнести к ненормируемым расходам только затраты на изготовление рекламных брошюр и каталогов. Они прямо указаны в абз. 4 п. 4 ст. 264 НК РФ. Причем такие расходы могут быть связаны не только с участием в выставке (ярмарке), но и предназначены для проведения аукциона (Письмо Минфина России от 07.05.2009 N 03-11-06/2/89).

Не исключено, что затраты на изготовление иных видов рекламной продукции налоговые органы не будут признавать ненормируемыми, поскольку они не поименованы в абз. 4 п. 4 ст. 264 НК РФ.

Мы же исходим из того, что в данном случае вся рекламная продукция предназначена исключительно для ее распространения на выставке. А поскольку перечень расходов на участие в выставках ничем не ограничен, то расходы на изготовление указанной рекламной продукции охватываются понятием "расходы на участие в выставке". Поэтому, на наш взгляд, эти расходы можно признавать в полном объеме.

Впрочем, справедливости ради следует сказать о том, что арбитражные суды не всегда придерживаются такого подхода. Так, в Постановлении от 12.01.2006 N Ф09-5996/05-С2 ФАС Уральского округа пришел к следующему выводу. Расходы на приобретение сувенирных изделий, размещение на них логотипа предприятия и распространение указанных изделий среди неопределенного круга лиц в период проведения выставок, ярмарок в целях привлечения интереса к лицу, их распространяющему, относятся к нормируемым расходам.

Обратите внимание вот на какой момент. Доказывать факты дарения сувенирной продукции письменными договорами о дарении или иными документами, составленными с участием посетителей выставки, нет необходимости.

Как показывает практика, налоговые органы могут выдвигать требования подобного рода. Однако ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 28.10.2005 N А66-13857/2004 признал их несостоятельными. Свое решение суд мотивировал следующим.

Сувенирная продукция с изображением товарного знака общества (ручки, зажигалки, часы и др.) по своим признакам относится к рекламной продукции. Факт ее приобретения и распространения подтверждается выпиской из протокола заседания совета директоров, договором поставки, актом выполненных работ, сметой затрат, мероприятиями по подготовке экспозиции и участию общества в международной выставке, утвержденными должным образом (приказом об итогах участия в выставке). Отсутствие в этих документах конкретных наименований организаций, которым распространялась сувенирная продукция, также служит подтверждением того, что эта продукция является рекламной, поскольку предназначена для неопределенного круга лиц.

Наши рекомендации