Формирование уставного (складочного) капитала, уставного (паевого) фонда
В хозяйственных обществах формируется уставный капитал.
Уставный капитал представляет собой зарегистрированную в учредительных документах совокупность вкладов (долей, акций по номинальной стоимости) учредителей (участников) организации.
Порядок формирования уставного капитала определен нормами ГК РФ и детализирован нормами специального законодательства применительно к каждому виду организаций. В соответствии со ст. 34 Закона об АО, акции общества, распределенные при его учреждении, должны быть полностью оплачены в течение года с момента государственной регистрации общества, если меньший срок не предусмотрен договором о создании общества. Не менее 50 процентов акций общества, распределенных при его учреждении, должно быть оплачено в течение трех месяцев с момента государственной регистрации общества.
Правила формирования уставного капитала общества с ограниченной ответственностью содержатся в ст. 14-16 Закона об ООО. На момент государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью его уставный капитал должен быть оплачен учредителями не менее чем наполовину. Оставшаяся неоплаченной часть подлежит оплате в течение первого года деятельности.
Для организаций отдельных видов деятельности предусматриваются специальные правила формирования уставного капитала. Так, согласно ст. 11 Закона биржах, доля каждого учредителя или члена биржи в ее уставном капитале не может превышать 10 процентов.
В хозяйственных товариществах формируется складочный капитал.Участие в формировании складочного капитала является обязанностью учредителей организации. Так, в соответствии со ст. 73 ГК РФ, «участник полного товарищества обязан внести не менее половины своего вклада в складочный капитал товарищества к моменту его регистрации. Остальная часть должна быть внесена участником в сроки, установленные учредительным договором. При невыполнении указанной обязанности участник обязан уплатить товариществу десять процентов годовых с невнесенной части вклада и возместить причиненные убытки, если иные последствия не установлены учредительным договором».
В производственных кооперативах формируется паевой фонд,который образуется за счет паевых взносов. Член кооператива обязан внести к моменту государственной регистрации кооператива не менее 10 процентов паевого взноса. Остальная часть вносится в течение одного года после государственной регистрации кооператива.
При создании государственных и муниципальных предприятий на праве хозяйственного ведения формируется уставный фонд.Размер этого фонда определяется собственником предприятия и должен быть полностью им сформирован в течение трех месяцев с момента государственной регистрации.
В казенном предприятии уставный фонд не формируется.
С целью формирования первоначального капитала в банке открывается временный расчетный счет, куда вносится необходимая сумма. Для открытия данного счета в банк представляются заявление, нотариально заверенные копии учредительных документов и решения о создании организации1. По временным расчетным счетам производятся операции только по зачислению первоначальных взносов учредителей в уставный капитал и лиц, участвующих в подписке на акции.
Важным условием, гарантирующим интересы кредиторов коммерческой организации, является требование о минимальной величине ее капитала. При создании ОАО эта величина должна быть не менее 1000 МРОТ, а для ЗАО, ООО - не менее 100 МРОТ. Для хозяйственных товариществ законодательством не предусмотрен минимум складочного капитала, так как установлено требование о субсидиарной ответственности товарищей при недостаточности имущества юридического лица. Размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее 5000 МРОТ, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации государственного предприятия, а размер уставного фонда муниципального предприятия -не менее 1000 МРОТ.
Уставный (складочный) капитал, уставный (паевой) фонд может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку. В случае оплаты уставного (складочного) капитала, уставного (паевого) фонда неденежными средствами лицо, вносящее вклад, должно указать конкретное имущество, вносимое в качестве вклада, подтвердить, что настоящий вклад является реальным, не вносился в уставный (складочный) капитал, уставный (паевой) фонд других юридических лиц, не заложен и не находится под арестом, а также произвести денежную оценку данного имущества.
Состав вкладов подлежит конкретизации. Неденежные вклады в виде индивидуально-определенных вещей перечисляются путем указания количества, индивидуализирующих признаков (модель, изготовитель, наименование и др.). Неденежные вклады в виде вещей, определенных родовыми признаками, перечисляются с указанием количества (размера, объема, массы и т.д.). Неденежные вклады в виде ценных бумаг перечисляются путем указания владельца бумаги (держателя), наименования, эмитента (для эмиссионных бумаг), количества, года выпуска и денежной оценки. Неденежные вклады в виде имущественных прав перечисляются путем указания вида имущественного права, основания его возникновения, его характеристики, срока передачи.
В учредительных документах создаваемого юридического лица должны содержаться сведения о размере и составе вкладов, порядке и сроке их внесения. В качестве вклада в имущество организаций могут вноситься имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку. В связи с этим таким вкладом не может быть объект интеллектуальной собственности или «ноу-хау». Однако в качестве вклада может быть признано право пользования таким объектом, передаваемое организации в соответствии с лицензионным договором, который должен быть зарегистрирован в порядке, предусмотренном законодательством .
Государственная регистрация
Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется Федеральной налоговой службой (ранее - Министерством РФ по налогам и сборам). Регистрация осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении постоянно действующего исполнительного органа, а в случае его отсутствия - по месту нахождения иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Законом устанавливается срокрегистрации - не более пяти рабочих дней со дня поступления документов в регистрирующий орган. Документы могут быть представлены уполномоченным лицом непосредственно или направлены по почте (отправлением с объявленной ценностью и описью вложения). Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом.
При государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться следующие физические лица:
руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
учредитель (учредители) юридического лица при его создании;
руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.
В соответствии со ст. 12 Закона о регистрации, при государственной регистрации создаваемого юридического лицав регистрирующие органы представляются следующие документы:
1) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации. В заявлении подтверждается, что:
· представленные учредителем документы соответствуют предъявляемым требованиям;
· сведения, содержащиеся в учредительных и иных документах, представленных для государственной регистрации, а также в заявлении о государственной регистрации, достоверны;
· при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевого фонда) на момент гос. регистрации;
· в установленных законом случаях вопросы создания ЮЛ согласованы с соответствующими гос. органами и (или) органами местного самоуправления. Заявление удостоверяется подписью заявителя, с указанием его паспортных данных или, в соответствии с законодательством РФ, данных иного удостоверяющего личность документа и идентификационного номера налогоплательщика (при его наличии). Подпись заявителя на заявлении должна быть заверена нотариусом.
2) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа;
3) учредительные документы юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии);
4) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юр. силе доказательство юридического статуса иностранного ЮЛ-учредителя;
5) документ об оплате государственной пошлины.
При государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателяв регистрирующий орган представляются:
а) заявление о государственной регистрации;
6) копия основного документа физического лица, регистрируемого в качестве ИП;
в) копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, регистрируемого в качестве;
г) копия документа, удостоверяющего личность лица без гражданства, регистрируемого в качестве ИП;
д) копия свидетельства о рождении физического лица, регистрируемого в качестве ИП или копия иного документа, подтверждающего дату и место рождения указанного лица;
е) копия документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве ИП, временно или постоянно проживать в РФ;
ж) подлинник или копия документа, подтверждающего адрес места жительства физического лица, регистрируемого в качестве ИП ;
з) нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление ПД физиическим лицом, регистрируемым в качестве ИП, либо копия свидетельства о заключении брака , либо копия решения органа опеки и попечительства или копия решения суда об объявлении физического лица полностью дееспособным
и) документ об уплате государственной пошлины.
В соответствии со ст. 23 Закона о регистрации, отказ в государственной регистрациидопускается в случае:
а) непредставления определенных Законом о регистрации необходимых документов;
б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
в) в случае, если учредителем ЮЛ выступает ликвидируемое ЮЛ или если ЮЛ возникает в результате реорганизации ликвидируемого юридического лица.
Не допускается гос. регистрация ФЛ в качестве ИП, если не утратила силу его гос. регистрация в таком качестве, либо не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им ПД, или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве ИП, либо не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься ПД.
Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные Законом о регистрации. Оно может быть обжаловано в судебном порядке.
8. Учет печатей (г. Москва)
Отношения, возникающие в связи с учетом печатей ЮЛ и ИП, зарегистрированных в г. Москве, определяет Закон г. Москвы от 30 июня 2004 г. № 44 «Об учете печатей».
Учет печатей - юридические действия уполномоченного Правительством Москвы органа по утверждению эскиза печати, присвоению ему реестрового номера печати и внесению в городской реестр печатей сведений об утверждении эскиза печати, изготовлении печати, о получении печати пользователем печати, об уничтожении или утрате печати.
В орган по учету печатей уполномоченным лицом пользователя печати для утверждения эскиза печати, уполномоченным лицом изготовителя печати для присвоения реестрового номера печати представляются документы, содержащие сведения:
- о пользователе печати - юридическом лице, обособленном подразделении ЮЛ, ИПи др.;
· об уполномоченном лице пользователя печати (изготовителя печати);
· об изготовителе печати - юридическом лице, ИП;
- о печати (реестровый номер, реквизиты, оттиск, способ изготовления, даты изготовления, выдачи печати уполномоченному лицу пользователя печати, уничтожения печати или ее утраты).
Орган по учету печатей осуществляет утверждение эскиза печатей и выдает уполномоченному лицу пользователя печати два экземпляра документа, подтверждающего утверждение эскиза печати; вносит соответствующую запись в городской реестр печатей с присвоением печати реестрового номера и выдает уполномоченному лицу изготовителя печати два экземпляра документа, подтверждающего внесение записи в городской реестр печатей.
Порядок воспроизведения Государственного герба РФ на печатях регулируется Федеральным конституционным законом от 25 декабря 2000 г. № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации» и Постановлением Правительства от 27 декабря 1995 г. № 1268 «Об упорядочении изготовления, использования, хранения и уничтожения печатей и бланков с воспроизведением Государственного герба РФ».