Глава 1. Теоретические основы совершенствования кредитной политикой предприятия оптовой торговли
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня бизнес работает в период кризиса и условиях жесткой конкуренции. При этом вопрос управления дебиторской задолженностью, имеет очень большое, если не решающее, значение в эффективном управлении оборотными активами любой компании. Ведь предприятие может вложить значительные денежные средства в дебиторскую задолженность, что лишит его необходимой мобильности, ограничит возможность осуществления активной инвестиционной деятельности, и этим снижается его ликвидность, нарушается финансовая устойчивость, и это, в итоге влияет на перспективу снижения конкурентоспособности на рынке.
Управление дебиторской задолженностью осуществляется посредством разработки кредитной политики, то есть, решения, кому предоставлять товарный кредит, на каких условиях и на какой срок.
Тема работы «Совершенствование кредитной политики на предприятии оптовой торговли» актуальна в современных условиях мирового кризиса, так как правильно разработанная кредитная политика максимально увеличивает денежный поток и компенсирует риски возникновения просроченной дебиторской задолженностью.
Целью бакалавреной работы является разработка направлений по совершенствованию кредитной политики организации оптовой торговли для более эффективного управления оборотными активами предприятия.
Вместе с поставленной целью определены следующие задачи для её достижения:
- выявить содержание и роль кредитной политике в экономике предприятия;
- исследовать методику и информационную базу оценки кредитной политики организации оптовой торговли;
- проанализировать кредитную политику предприятия оптовой торговли;
- разработать направления совершенствования кредитной политики организации оптовой торговли и представить их экономический эффект.
Объект исследования работы – Общество с ограниченной ответственностью «Крона», занимающееся оптовыми продажами санитарно-технического оборудования, комплектующими и сопутствующими деталями для трубопроводов.
Предмет исследования - кредитная политика организации ООО «Крона», её оценка и эффективность в оптовых продажах, а также оптимизация кредитной политики с учетом управления дебиторской задолженностью.
Методологической базой написания дипломной работы стали законодательные и нормативные акты в области управления финансами предприятия, учебно-методологическая и научная литература, материалы тематических научных периодических изданий.
Для разработки темы работы были применены следующие методы: методы сравнения, факторного анализа, экономико-математические методы, экономического анализа и прогнозирования (качественные и количественные методы).
Работа по структуре состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
В введении кратко характеризуется значение использования кредитной политики на современном предприятии в условиях кризиса и конкуренции, оценена актуальность темы, а также поставлена цель и задачи дипломной работы.
В первой главе освещается теория и общая практика, связанная с разработкой и функционированием кредитной политики организаций, описаны типы и инструменты кредитной политики, методы ее совершенствования.
Во второй главе дана характеристика исследуемого предприятия, проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Крона» за 2015-2016гг., проведено исследование кредитной политики организации, на основании результатов исследования сформулированы возможные шаги по повышению эффективности управления дебиторской задолженности, разработаны мероприятия по совершенствованию кредитной политики.
В заключении даны выводы и рекомендации по совершенствованию кредитной политики в ООО «Крона».
Глава 1. Теоретические основы совершенствования кредитной политикой предприятия оптовой торговли
Содержание и роль кредитной политики в экономике
Предприятия
Кредитная политика организации оптовой торговли – это система мер и правил, направленные на осуществление контроля над предоставлением и использованием товарных кредитов клиентам-покупателям. Кредитная политика предприятия обычно включает систему правил взаимоотношений с покупателями, сюда же входит процедура взыскания дебиторской задолженности.
На сегодняшний момент кредитная политика рассматривается в контексте управления дебиторской задолженности предприятия. Многие экономисты считают её инструментом управления дебиторской задолженности, или как набор принципов, которые регулируют предоставление отсрочки платежа покупателям.
Положения кредитной политики предприятия могут быть отражены в специальном документе, формат которого зависит от специфики работы предприятия. Но в любом случае кредитной политике должны быть присущи следующие особенности:
- продуманная работа с клиентом: правила сегментирования типов заказчиков и правила работы с каждым сегментом;
- распределение внутри компании работ по взаимодействию с должниками;
- процедура взыскания долгов внутренними силами;
- описание ситуаций, при которых долг передается для взыскания коллекторскому агентству;
- описание ситуаций, при которых на должника подают в суд.
Данная система должна быть оформлена документально.
Комплекс задач, определенных кредитной политикой организации, решение которых способствует оптимизации уровня дебиторской задолженности, включает в себя:
- сбор и обработка информации о покупателях (заказчиках);
- оценка платежеспособности покупателя (заказчика);
- определение кредитных лимитов в отношениях с покупателями (заказчиками);
- контроль сроков дебиторской задолженности и последующие меры по ее взысканию (напоминание, санкции и т.д.);
- контроль условия оплаты заказа;
- контроль дебиторской задолженности, то ест анализировать периоды оборота, сам оборот;
- анализ, планирование и контроль кредитов и долгов.
Структура кредитной политики выглядит следующим образом.
1. Цель кредитной политики.
Разрабатывается и устанавливается организацией самостоятельно. Сформулированной цели должны соответствовать основным стратегическим целям деятельности предприятия. Если стратегическая цель – завоевание ниши на рынке, то цель кредитной политики должна заключаться в постройке надежных и выгодных взаимоотношений с покупателями и сборе задолженности, одновременно при этом не должны подвергаться опасности торговые отношения.
2. Тип кредитной политики.
В зависимости от жесткости условий кредитования и взимания платежей выделяют 3 типа кредитной политики: агрессивную, консервативную и умеренную. При выборе оптимальной кредитной политики предприятие должно постоянно сравнивать потенциальные выгоды от увеличения объема продаж со стоимостью предоставления торговых кредитов, а также с риском возможной потери платежеспособности.
3. Стандарты оценки покупателей.
Покупатели товаров имеют разные возможности по объемам закупок и своевременности оплаты.
Необходимо разработать систему оценок клиентов-покупателей и определять индивидуально условия предоставления коммерческого кредита для каждого в отдельности. Эта система оценок также включает следующие этапы организации:
• отбор показателей, на основании которых будет проводиться оценка кредитоспособности контрагента;
• определение принципов присвоения кредитных рейтингов клиентам компании;
• разработка кредитных условий для каждого кредитного рейтинга. К ним относятся, в частности, цена реализации, срок предоставления кредита, максимальный размер коммерческого кредита, система скидок и штрафов.
4. Подразделения, имеющие доступ к управлению дебиторской задолженностью.
Следует разграничить полномочия и ответственность между различными подразделениями, вовлеченными в процесс управления дебиторской задолженности, это может быть финансовая служба, отдел продаж, юридическая служба.
5. Работа сотрудников.
В данном разделе разрабатываются действия персонала, занятого управлением дебиторской задолженности.
Основными количественными характеристиками кредитной политики, которые устанавливаются в разделе «Стандарты оценки покупателей», являются:
• продолжительность временного промежутка, в течение которого покупатель обязан произвести оплату;
• величина скидки, предоставляемой покупателям за оплату до срока;
• продолжительность временного промежутка, в течение которого покупатель имеет право воспользоваться скидкой.
Модификация значений всех элементов представляет собой изменение кредитной политики организации, или механизмом управления дебиторской задолженности.
Каждая фирма-оптовик определяет для себя ряд критериев, по которым принимается решение о кредитовании того или иного контрагента. Для того, чтобы эти критерии неукоснительно соблюдались, необходимы четкие инструкции для каждого из работников компании и для каждой возможной ситуации.
Требования к формированию и полученные преимущества кредитной политики можно выразить в следующем:
- имеется четкое распределение полномочий и ответственности;
- сотрудники знают, когда и как применяется тот или иной утвержденный план действий, имеются наработанные алгоритмы;
- поскольку границы ответственности каждого сотрудника определены кредитной политикой предприятия, а действия разделены по функциональному принципу, то должник не имеет возможности использовать противоречия внутри структуры фирмы-кредитора.
- информированность всего коллектива о деталях кредитной политики исключает почву для конфликтов, вызванных недопониманием действий руководства, поскольку решены вопросы этики поведения, минимизируются проблемы с заказчиками и между работниками.
- правила работы с заказчиками (предписания, кому и на каких условиях) могут предоставляться товары или услуги без предоплаты или с частичной предоплатой) должны быть документально оформлены, что придает соблюдению предписаний кредитной политики предприятия обязательный статус;
- с помощью осуществления продуманной политики снижаются финансовые затраты и сокращаются потери времени;
- предъявляя четкие требования к профессионализму сотрудников, кредитная политика стимулирует и поддерживает необходимость обучения персонала;
- унифицированный документ, в котором зафиксированы требования кредитной политики, снимает основное число рутинных вопросов, поскольку как уже имеющий некоторый стаж работы на данном предприятии, так и новый работник будут точно знать, что делать в каждой ситуации.
Кредитная политика имеет определенную типологию. В формировании принципов денежно-кредитной политики принимается решение, каким образом оптовая организация будет достигать компромисса между риском и ликвидностью своего бизнеса с учетом срока кредита, кредитных стандартов и политики взыскания задолженности.
Тип кредитной политики неразрывно связан с типом политики управления оборотными активами. Существуют три основных типа интегрированного управления текущими активами - консервативный, умеренный и агрессивный. В связи с кредитной политикой компании ей свойственны признаки каждой из стратегий, связанных с кредитным риском и различным уровнем ликвидности составляющих дебиторскую задолженность.
Консервативный тип денежно-кредитной политики направлен на минимизацию кредитного риска. Если консерватизм оценивать как залог максимизации ликвидности, то с этим типом кредитной политики фирма существенно повышает ликвидность дебиторской задолженности, а также имеет резерв получения дополнительного дохода за счет увеличения продаж посредством расширения товарного кредита. Осуществляя этот тип денежно-кредитной политики, фирма:
- сокращает круг покупателей товара в кредит по группам высокого риска;
- минимизирует срок кредита и его размера, применяет жесткие условия кредитования и повышает стоимость товарного кредита;
- использует строгие процедуры сбора дебиторской задолженности.
В результате такого типа управления оборотными активами доля оборотных активов к общей сумме активов является относительно небольшой - менее сорока процентов, а период их оборачиваемости не более пятидесяти дней.
Умеренный тип кредитной политики фирмы описывает типичные условия ее осуществления в соответствии с коммерческой и финансовой практикой и ориентируется на средний уровень кредитного риска для продаж с отсрочкой платежа.
Доля оборотных активов к совокупным активам составляет сорок пять процентов, а длительность оборота оборотных средств порядка семидесяти дней.
Агрессивный тип кредитной политики приоритетной целью имеет повышение рентабельности, т. е. максимизацию дополнительных доходов за счет увеличения продаж товаров в кредит, несмотря на высокий уровень кредитного риска, который сопровождает эти операции. Механизмом реализации политики такого типа является кредитование рискованных клиентов, увеличение срока кредита и его размера, снижение стоимости кредита до минимально возможного размера, предоставление клиентам возможность продления кредита. В результате этого типа управления оборотными средствами, их доля в общем объеме активов составляет более пятидесяти процентов, продолжительность оборота оборотных средств –до девяносто пяти дней.
Кредитная политика предприятия состоит из блоков. Агрессивная политика характеризуется высоким уровнем доходности и риска. Напротив, консервативная политика характеризуется высокой ликвидностью, низким риском и низкой доходностью. На пересечении находится умеренный тип кредитной политики.
Для принятия решения о типе кредитной политики предприятия стратегические ее направления могут быть определены с использованием матричного метода, см. Таблица 1.
Таблица 1
Матрица стратегии кредитной политики фирмы
Уровень/показатель | Высокий | Средний | Низкий |
Рентабельность | Агрессивная | Умеренная | Консервативная |
Ликвидность | Консервативная | Умеренная | Агрессивная |
Риск | Агрессивная | Умеренная | Консервативная |
Комплекс задач, определенных кредитной политикой предприятия, решение которых будет способствовать оптимизации уровня дебиторской задолженности, включает в себя:
- определение кредитных лимитов в отношениях с покупателями (заказчиками);
- контроль сроков дебиторской задолженности и последующие меры по ее взысканию (напоминание, санкции и т.д.);
- сбор и обработка информации о покупателях (заказчиках);
- оценка платежеспособности покупателя (заказчика);
- контроль условия оплаты заказа;
- контроль дебиторской задолженности (периода оборота, оборота и т.д.);
- анализ, планирование и контроль кредитов и долгов;
- сотрудничество со службами маркетинга, ценообразования и другими связанными с продажами департаментами (отделами).
Кредитная политика предприятия должна быть направлена на развитие бизнеса. По этому, прежде всего, необходимо разделить имеющихся и предполагаемых заказчиков на определенные типы, чтобы разработать сценарии действий при работе с каждым типом заказчиков. Наиболее целесообразно разделить их на сегменты. При этом типология заказчиков всегда отражает специфику бизнеса предприятия, но всегда есть закономерность: в процессе работы клиенты разделяются по объемам закупок с одной стороны и риском - с другой. Эти два основных фактора и формируют типологию клиентов. Типология клиентов соответствует матрице типов кредитной политики.
Для каждой группы следует заранее разработать особые планы работ по взысканию задолженности, использующие обычный инструментарий: письма, звонки, встречи плюс (в крайнем случае) обращение к юристам и в суд. Планы эти не должны отличаться принципиально. Но, тем не менее, для каждой из групп надо продумать свою процедуру, которая учитывала бы отличия в отношении к сроку задолженности, степени влияния в бизнесе и предыстории заказчика, так как более стабильным заказчикам, которые зарекомендовали себя дисциплинированными плательщиками, можно установить больший лимит товарного кредита.
Таблица 2
Типология клиентов по степени их финансовой стабильности
Высокие продажи Низкий риск А+ | Высокие продажи Средний риск В+ | Высокие продажи Высокий риск С+ |
Средние продажи Низкий риск А | Средние продажи Средний риск В | Средние продажи Высокий риск С |
Небольшие продажи Низкий риск А- | Небольшие продажи Средний риск В- | Небольшие продажи Высокий риск С- |
Если контрагент находится в группе высоких продаж и низкого риска, при задержке оплаты ему можно не писать стандартное письмо, а лично справиться, что послужило причиной задержки платежа, потому что причина, скорее всего, серьезная, если при стабильной оплате вдруг возникла задержка. Контрагенту с высоким риском при большом объеме закупок будет целесообразно поставить условие предоплаты, вплоть до 80-ти %.
То есть, характеристика контрагента, а не размер заказа является определяющим фактором, поскольку даже при самом малом размере товарного кредита ненадежному заказчику можно собрать огромную сумму дебиторской задолженности.
Определяющим критерием для взыскания суммы долга является срок предоставления товарного кредита и длительность задержки оплаты.
При всей определенности и однозначности характеристик контрагентов, включение их в ту или иную группу не должно рассматриваться как постоянное. Необходим постоянный мониторинг состояния расчетов с заказчиками, и при изменении ситуации их необходимо перемещать в соответствующую группу. Поэтому можно утверждать, что залогом успешного ведения хозяйственной деятельности предприятия в разрезе отношений с клиентами является внимательное отношение к каждому клиентам и постоянный их мониторинг с применением дифференцированного подхода к работе с клиентами.
Что касается системы работы с заказчиками, то она может включать два направления:
1) Минимизация неоплаты и стоимости товарного кредита. Такая задача требует твердости, настойчивости и последовательности в достижении цели. Если выразить кратко девиз данного направления, то он может звучать как «деньги любой ценой».
2) Продвижение продаж, то есть подразумевается более мягкий подход к покупателю, уважение его достоинства, соблюдение высоких стандартов в отношении к клиенту. Организация процесса продаж подразумевает более конструктивные отношения с клиентом, постоянный рост качества обслуживания. Такой подход открывает возможности для появления конкретных идей, некоторых своеобразных «фишек» организации, которые будут отличать его от методов работы конкурирующих организаций и содействовать позитивным взаимоотношениям с покупателями. Девиз этого направления можно выразить как «удерживать клиента любой ценой».
Что-либо одно может быть приоритетным: сокращение задолженности или увеличение объема продаж. Это - разные цели, и они предполагают различные стратегии в работе с клиентами. Поэтому очень важно найти баланс между этими двумя диаметрально противоположными подходами и использовать разные методы в зависимости от типа клиентов, ситуаций с заказами, и т.д.
Очевидно, что для крупных клиентов выбираются более либеральные условия, чем в ситуациях с рискованными заказчиками или же в условиях нехватки клиентов критерии менее жестки, а при избытке клиентов можно проявить большую избирательность. При этом при работе с должниками важным является не только вернуть долг, но и потерять клиентов.
При возникновении неоплаты со стороны клиента (заказчика) необходимо проявить настойчивость по ее взысканию. Здесь необходимы быстрые и решительные, разнообразные и последовательные действия.
Если организация не реагирует на просрочку, которая растянулась более, чем на 90 дней, должник может предположить, что данная задолженность для кредитора не является важной. Поэтому долги необходимо держать под контролем и напоминать о них должнику регулярно и часто – это ключ к успеху. При этом нельзя относиться к самому дебитору как к проблеме. Проблема состоит в неплатеже. А с дебитором необходимо наладить конструктивный диалог и сотрудничество в вопросе погашения задолженности. В этом отношении важна последовательность действий не только по взысканию долга, но и по его предупреждению.
Необходимо наладить такое сотрудничество с клиентом, чтобы была возможность находиться с ним постоянно на связи и иметь периодические контакты в виде личных встреч или телефонных разговоров (периодические сверки, отчеты по выполнению заказов и т.д.).
Понятия нормального уровня задолженности или нормального количества «плохих» долгов не существует: все зависит от рынка, специфики деятельности, множества других факторов. Однако имеются общие ориентиры:
- для бизнеса с низкой нормой добавленной стоимости относительно стоимости товара (торговля или производство) уровень «плохих» долгов не должен быть больше 0,5–2 процента от оборота;
- для бизнеса с относительно высокой нормой добавленной стоимости, например, услуги, консалтинг уровень «плохих» долгов может достигать до 20 процентов от оборота.
При этом важно всегда понимать причины возникновения просроченной задолженности и контролировать уровень и качество задолженностей, поскольку они могут стать серьезным фактором риска для бизнеса. Поэтому очень важно вовремя определить потенциальную опасность возникновения неплатежа. Для этого необходимо разработать определенные критерии для условий, при которых предоставлять товарный кредит нельзя.
Перечень этих критериев может сводиться к следующему:
- после погашения задолженности клиент сразу просить о гораздо большем товарном кредите (возможно, это преднамеренное действие с целью усыпить бдительность кредитора и взять товар с намерением не оплачивать его или оплатить как можно позже);
- не подписан договор и не предусмотрены другие письменные гарантии покупателя;
- непрозрачность ведения бизнеса контрагента, отсутствие подробной информации о нем;
- спорная репутация контрагента.
Для предотвращения возникновения просроченных задолженностей необходимо предусмотреть такие условия сделок, при которых нарушение договоренностей будет являться невыгодным. Средствами гарантии своевременной оплаты товарного кредита в договоре поставки могут быть следующие:
- неустойка, штраф, пеня;
- банковская гарантия;
- поручительство;
- залог;
- страхование.
При проведении политики предоставления товарных кредитов необходимо учитывать такой момент, как стоимость кредитования клиента. Эта стоимость может быть как перенесенной на цену товара, так и погашаться за счет предприятия-кредитора.
Расчет стоимости товарного кредита может производиться либо по уровню инфляции и минимальной стоимости, либо по цене депозитных ставок, либо по цене кредитных ставок. Но наиболее приемлемым для предприятия-кредитора принципом расчета стоимости товарного кредита является расчет стоимости долга по потерянной прибыли, поскольку прибыль, генерируемая организацией, должна быть выше, чем ставка доходов за депозит или уровень кредитных ставок, иначе не было бы смысла в ведении предпринимательской деятельности.
Стоимость денег снижается с течением времени, и это обуславливают следующие факторы:
1) Финансовые потери: инфляционные, упущенная выгода и т.д. Если добросовестный должник не платит в срок, а заплатит немного позже – деньги теряют свою стоимость, и организация несет экономические убытки.
2) Фактор упущенного времени: чем более длительна просрочка, тем менее вероятно успешное возмещение долга.
При этом, если собственными силами взыскать задолженность не получается, оптовая фирма вынуждена обращаться к профессиональным коллекторам либо в суд. Это влечет за собой дополнительные издержки.
Поэтому затягивание времени взыскания задолженности недопустимо. В кредитной политике предприятия необходимо предусмотреть жесткие временные нормативы отсрочки и, кроме того, дифференцированные нормативы времени просрочки платежа, при которых применяются те или иные запланированные меры по взысканию.
С течением времени просрочки платежа, резко снижается процент вероятности оплаты дебитором своего долга. Требование выплат должно быть осуществлено с первого дня возникновения просроченной задолженности и ни в коем случае не превышать 6 месяцев до подачи судебного иска.
Итак, при формировании кредитной политики предприятия необходимо разработать и формализовать процедуру предоставления кредита (отсрочки платежа), методы мониторинга просроченной дебиторской задолженности и анализ ее влияния на финансовые результаты компании. Именно тогда управление дебиторской задолженности будет целенаправленным и системным.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Современное развитие предприятия неразрывно связано с полной хозяйственной самостоятельностью в выборе рынков сбыта своей продукции, партнеров по деятельности, то есть возможных будущих дебиторов. В связи с этим дебиторская задолженность, как оборотный актив, имеет наиважнейшее значение в хозяйственной деятельности предприятия. Если на предприятии слишком высокий уровень дебиторки в общем объеме оборотных активов, то снижаются показатели ликвидности и финансовой устойчивости, а также повышается риск финансовых потерь.
Росту продаж способствует применение на предприятии кредитной политики, то есть предоставление партнерам-покупателям коммерческого кредита. Результатом является соответственно увеличение доли рынка при продажах, что ведет к увеличению прибыли.
В целях оптимизации кредитной политики для управления дебиторской задолженностью необходимо:
1. выделить факторы классификации для оценки предприятий-дебиторов, чтобы проводить их сравнительный анализ с целью оценки вероятности не/возврата долга;
2. разработать модель комплексной оценки предприятий-дебиторов, чтобы ранжировать их по степени надёжности;
3. используя анализ действующей на предприятии кредитной политики разработать схему управления кредитной политикой позволяющий проводить оценку вероятности возврата долга дебитором.
Технология предоставления товарных кредитов на предприятиях сегодня только начинает развиваться, и поэтому во многих предприятиях нет четкого регулирования управленческих действий по анализу платежеспособности клиента, определению кредитного лимита для него, созданию системы штрафов за просрочку платежа.
Как правило, возможность продаж с отсрочкой платежа и количество проданных таким образом готовой продукции определяется на основе опыта работы с конкретным дебитором и в силу сложившихся условий на рынке. Это приводит к повышенному риску возникновения просроченной и безнадежной дебиторской задолженности, замедлению роста продаж, недостатку или даже отсутствию оборотных средств, проблемам с обеспечением ликвидности и поддержанием платежеспособности.
Оценка надежности клиентов должна обеспечиваться с помощью ориентированного на риск подхода, который учитывает систематические и индивидуальные риски каждого конкретного дебитора.
Одним из ключевых элементов кредитной политики предприятия является наличие льготных условий продажи. Сумма скидки может быть определена исходя из средних показателей или на основе сравнения с показателями основных конкурентов.
Можно предложить несколько вариантов:
1) При полной предоплате - скидка пять процентов от стоимости товара,
2) При частичной оплате в размере 50% от стоимости отгруженной партии - скидка три процента,
3) При оплате по факту отгрузки - скидка 1%,
4) При предоставлении рассрочки в течение семи дней скидки не представляются.
Таким образом, можно сформулировать выводы о том, что четко регламентированная кредитная политика необходима каждому предприятию, особенно в области оптового товарооборота, которое должно эффективно использовать свои оборотные ресурсы.
Для того, чтобы, с одной стороны, активно развивать продажи, а с другой - сохранить оптимальную структуру баланса и не допустить превышение нормы дебиторской задолженности, необходимо разработать систему показателей относительно оптимального уровня предоставляемого контрагентам коммерческого (товарного) кредита. В том числе необходимо учитывать рейтинговую оценку контрагента и соответственно ей определять индивидуальный кредитный лимит.
Грамотно сформированная кредитная политика организации оптовой торговли ООО «Крона» может стать действенным инструментом не только для получения стабильной прибыли, но и для дальнейшего успешного продвижения на рынке, достижения сильной конкурентной позиции и, в результате, развития бизнеса.
Библиографический список
1. Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 01.01.2013г. № 402-ФЗ.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации: части первая и вторая: Официальный текст, действующая редакция.
3. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2009). // СПС «Консультант-Плюс».
4. Анализ расходов предприятия торговли и пути их оптимизации. Комаров Р. Я. - Лаборатория книги, 2010 год - 105 с.
5. Арабян К.К. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности внешними пользователями : учебник. /К.К. Арабян – М. : КноРус, 2012. - 209 с.
6. Арустамов, Э.А. Организация предпринимательской деятельности: учебное пособие; рекомендовано УМО по образованию в области природообустройства и водопользования / Э. А. Арустамов, А. Н. Пахомкин, Т. П. Митрофанова. - 3-е изд., испр. и доп. - [б. м.], 2013. - 336 с.
7. 4. Ахинов, Г. А. Экономика общественного сектора: учебник / Г. А. Ахинов, И. Н. Мысляева. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 331 с. - (Высшее образование: Бакалавриат)
8. Бабаев Ю.А. Бухгалтерский финансовый учет [Текст] : учебник для вузов / Ю.А. Бабаев. – М. : Вузовский учебник, 2013. – 650 с.
9. Бухгалтерский учет: учет оборотных средств/В.И.Бережной, Г.Г.Суспицына, О.Б.Бигдай и др. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 192 с.
10. Бухгалтерский финансовый учет: Учебное пособие/ Бахолдина И. В., Голышева Н. И. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 320 с.
11. Бухгалтерский учет в торговле и общественном питании: Учебное пособие / Ю.А. Бабаев, А.М. Петров. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2015. - 352 с.
12. Бухгалтерский учет и анализ: Учебник/ М.Д.Акатьева, В.А.Бирюков - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 252 с.
13. Валигурский, Д. И.Организация предпринимательской деятельности: учебник / Д. И. Валигурский. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: "Дашков и К", 2010. - 520 с
14. Гапоненко, А. Л. Стратегическое управление: учебник; допущено МО РФ / А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухин. - М.: Омега-Л, 2010. - 464 с.
15. Григорьева, Т. И. Финансовый анализ для менеджеров: оценка, прогноз: учебник для магистров / Т. И. Григорьева. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2013. - 462 с.
16. Дрогобыцкий, И. Н. Системный анализ в экономике: учебник; рекомендовано УМО "Профессиональный учебник" для студентов вузов / И. Н. Дрогобыцкий. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 423 с.
17. Иващенко Н.П. Основы предпринимательства - Учебное пособие. – М.: Проспект, 2017. – 336 с.
18. Исследование операций в экономике: учебное пособие: рекомендовано МО РФ / ред. Н. Ш. Кремер. - 3-е изд., испр. и перераб. - М.: Юрайт, 2013. - 438 с.
19. Камышанов П.И. Бухгалтерская финансовая отчетность: составление и анализ, в помощь бухгалтеру и руководителю [Текст]: /П.И.Камышанов, А.П. Камышанов; 8-е изд. испр. - М. : «Омега-Л», 2009. – 221 с.
20. Когденко, В. Г. Экономический анализ: учеб. пособие / В. Г. Когденко. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 392 с.
21. Коммерческая деятельность: Учебник для бакалавров / И.М. Синяева, О.Н. Романенкова, С.В. Земляк, В.В. Синяев.- М.: Юрайт, 2014.- 506 с.
22. Маркарьян Э.Я. Финансовый анализ: учебное пособие / Э.А.Маркарьян, Г.П.Герасименко, С.Э. Маркарьян. – 8-е изд., перераб. и доп. – М. : КНОРУС, 2014. – 272 с.
23. Маркетинг торговли: учебник. Синяева И. М., Синяев В. В., Земляк С. В. - Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015 год - 750 с.
24. Методы анализа в финансовом менеджменте. // Бухгалтерский учет. – 2010. - № 24. – с. 1-32.
25. Моделирование и проектирование систем поставок в условиях риска. Яхнеева И. В. - БИБЛИО-ГЛОБУС,2013 год - 176 с.
26. Организация, технология и проектирование предприятий (в торговле): Учебник для бакалавров - Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К., Памбухчиянц О.В. - Дашков и К 2015 г. - 456 с.
27. Организация торговли: Учебник. Памбухчиянц О.В. - Дашков и К, 2014 год - 294 с.
28. Очковская М.С., Рыбалко М.А. Маркетинг: новые тенденции и перспективы - Учебное пособие - 2-е изд., доп. - М.: Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 2016. - 176 с.
29. Позднякова В.Я. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий: учебник. ИНФРА-М, 2009. – 617 с.
30. Пономарева Л.В. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учебное пособие.- М.: Вузовский учебник, 2014.- 224 с.
31. Прыкина Л. В. Экономический анализ предприятия. - М.: Экономика, 2010. – 412 с.
32. Реорганизация и проектирование структуры торговой организации. Щеколдин М. М. - Лаборатория книги, 2012 год - 145 с.
33. Семенов, В.М. Экономика предприятия: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2014. - 416 с.
34. Современная торговля : теория, практика, перспективы развития : материалы Второй международной инновационной научно-практической конференции (март 2013 г.): сборник материалов, Ч. I - Директ-Медиа, 2015 год - 433 с.
35. Современные форматы розничной и оптовой торговли. Беликов И. П. - Лаборатория книги, 2012 год - 142 с.
36. Тебекин, А. В. Методы принятия управленческих решений: учебник для бакалавров; рекомендовано МО и науки РФ / А. В. Тебекин. - М.: Юрайт, 2013. - 572 с. - (Серия: Бакалавр. Базовый курс).
37. Теория менеджмента: учебник для бакалавров; допущено МО и науки РФ / ред. Л. С. Леонтьева. - М.: Юрайт, 2013. - 287 с. - (Серия: Бакалавр. Базовый курс)
38. Управление организацией. / Под ред. А. Г. Поршнева, 3. П. Румянцевой, Н. А. Соломатина. - М.: ИНФРА-М, 2013. – 215 с.
39. Управление финансовой деятельностью предприятий (организаций): учеб.пособие / В.И. Бережной, Е.В. Бережная, О.Б. Бигдай и др. – М.: Финансы и статистика; ИНФРА – М, 2013. – 336с.
40. Учет товарных операций на предприятии оптовой торговли. Трунин И. Д. - Лаборатория книги, 2012 год - 140 с.
41. Финансовый менеджмент: учебное пособие/ Под ред. Е.И.Шохина. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2012. – 408 с.
42. Шеремет, А. Д., Ионова, А. Ф. Финансы предприятий: менеджмент и анализ: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 479 с.
43. Шеремет, А.Д., Негашев, Е.В. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 208 с.
44. Экономика организации: Учебник для бакалавров. Арзуманова Т.И., Мачабели М.Ш. - Дашков и К, 2013 год - 237 с.
Приложение 1.
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня бизнес работает в период кризиса и условиях жесткой конкуренции. При этом вопрос управления дебиторской задолженностью, имеет очень большое, если не решающее, значение в эффективном управлении оборотными активами любой компании. Ведь предприятие может вложить значительные денежные средства в дебиторскую задолженность, что лишит его необходимой мобильности, ограничит возможность осуществления активной инвестиционной деятельности, и этим снижается его ликвидность, нарушается финансовая устойчивость, и это, в итоге влияет на перспективу снижения конкурентоспособности на рынке.
Управление дебиторской задолженностью осуществляется посредством разработки кредитной политики, то есть, решения, кому предоставлять товарный кредит, на каких условиях и на какой срок.
Тема работы «Совершенствование кре<