Основы организации, регламентации и нормирования труда
44. Содержание и задачи нормирования труда на предприятии, методы нормирования
Нормирование труда – это процесс установления величины затрат рабочего времени при определенных организационно – технических условиях.
Выражая меру труда на каждом рабочем месте, нормы труда способствуют решению социальной задачи по обеспечению содержательности и привлекательности труда, являясь при этом средством получения прибыли
В современных условиях назначение нормирования – обеспечение процесса производства конкурентоспособной продукции при условии рационального использования трудового потенциала.
Правовые основы нормирования труда заложены в ТК РФ (гл.22, ст.159-163).
Основными элементами процесса нормирования труда являются:
♦ анализ производственных возможностей р.м.;
♦ изучение и анализ методов и приемов труда;
♦ проектирование состава, регламента и последовательности выполнения трудовых процессов;
♦ техническое, экономическое психофизиологическое и социальное обоснование возможного выполнения нормируемых работ;
♦ определение величины нормы времени.
Являясь элементом эффективной организации производственного процесса и управления им, нормы труда выполняют ряд функций:
– мера труда в виде нормхарактеризует степень участия каждого рабочего в создании конечного продукта;
– фактор рациональнойорганизации труда и производства;
– критерий эффективности трудового процесса, позволяющий выявить внутризаводские резервы роста производительности труда;
– основа текущего внутрипроизводственного планирования.С помощью норм рассчитывается производственная программа цехов, количество оборудования и использование производственной мощности цехов;
– мера вознаграждения за труд.
Системы организации и нормирования труда должны разрабатываться на основе принципов, которые заложены в экономической теории и социологии. Важнейшими из этих принципов являются:
1.Принцип эффективности выражает необходимость достижения производственных результатов при минимальных затратах трудовых, материальных, энергетических и финансовых ресурсов.
1. Принцип комплексностивыражает необходимость учета взаимосвязи
технических, экономических, психологических, социальных и правовых факторов, влияющих на организацию и нормирование труда.
2. Принцип системности означает, что организация и нормы труда должны
соответствовать конечным результатам производственной деятельности.
3. Принцип объективности выражает необходимость создания для всех
работников предприятия равных возможностей для выполнения нормированного производственного задания.
4. Принцип конкретности означает, что организация и нормы труда
должны соответствовать объективным характеристикам, влияющим на точность расчетов.
5. Принцип легитимности выражает необходимость соблюдения всех
законов и правовых актов при организации и нормировании труда.
На предприятии используется система норм труда, отражающая различные стороны трудовой деятельности. Наиболее широко используются нормы времени, выработки, обслуживания, численности, управляемости.
Норма времени – это величина затрат р.времени на выполнение единицы работы. Норма времени, установленная на единицу изделия, называется нормой штучного времени,а на серию или партию – штучно – калькуляционным.
Норма выработки – это установленный объем работы, который необходимо выполнить в единицу времени. Этот показатель чаще всего используется в массовом производстве.
Норма обслуживания (Нобс.) – это количество производственных объектов, которые обслуживает один рабочий в смены ( наладчик токарных станков по норме должен обслуживать – 6 станков, фрезерных -8).
Норма времени обслуживания –время на обслуживание единицы оборудования при определенных организационно – технических условиях.
Норма численности – это установленная численность работников определеной1 категории и квалификационного состава, необходимая для выполнения определенного объема работ.
Под методом нормирования труда понимается совокупность приемов по изучению и анализу процессов труда, измерению затрат рабочего времени, выявлению нормообразующих факторов, проектированию рациональной технологии производства и организации труда, разработке нормативов и норм труда и внедрению их в производство.
Способ установления норм труда указывает, на основе каких данных и каким путем производится расчет их величины. От применяемого метода во многом зависит качество норм труда (точность, напряженность, дифференциация по условиям производства).
В практике сельского хозяйства применяется два метода нормирования: суммарный, аналитический или поэлементный (рис. 10).
Суммарный метод нормирования предусматривает установление норм труда на операцию в целом (суммарно) без изучения самого трудового процесса, нормообразующих факторов, без его расчленения и анализа, без проектирования рациональной организации процесса труда.
Суммарный метод имеет следующие разновидности: опытное, статистическое, сравнительное (по аналогии).
Опытное нормирование характеризуется тем, что нормы труда определяются на основе прошлого личного опыта, интуиции лиц, занимающихся организацией и нормированием труда, знающих содержание и трудоемкость работ.
Рис. 10. Методы нормирования труда
Статистическое нормирование - это когда нормы труда устанавливаются по отчетным статистическим данным фактической производительности труда исполнителей, занятых выполнением тех или иных работ. В этом случае определение нормы труда сводится к определению среднеарифметической величины из фактической выработки.
Сравнительное (по аналогии) нормирование предусматривает установление норм путем сравнения данной работы с аналогичной (сходной) по технологии выполнения работой, на которую норма уже установлена.
Недостатками суммарного метода является то, что трудовой процесс не изучается, не учитываются производственные возможности, достигнутый передовиками производства уровень производительности труда, он ориентирует на устаревшие методы работы. Этот метод не стимулирует устранение недостатков в организации производства и труда и рост производительности труда. Сейчас его применяют очень редко и если применяют, то только при разработке временных норм выработки для работ, редко встречающихся в хозяйстве.
Основным методом нормирования является аналитический. Аналитический метод предполагает установление норм труда на основе изучения и разделение трудового процесса на отдельные элементы, всестороннего их изучения с измерением продолжительности, выявления нормообразую- щих факторов, проектирования рациональной организации трудового процесса. Здесь обосновываются все затраты рабочего времени, необходимые для выполнения определенного объема работ, а также технические показатели использования машин. Поэтому имеется другое название этого метода - техническое нормирование.
Аналитический метод принципиально отличается от суммарного как по содержанию, характеру изучения трудового процесса, так и по приемам расчета норм. При аналитическом нормировании заранее задаются методы и способы работы, средства производства.
Аналитический метод предусматривает: анализ природных и экономических условий; расчленение процесса труда на простейшие составные элементы, детальное их исследование;
- установление нормообразующих факторов и определение их влияния на продолжительность каждого элемента операции;
- подготовку и обеспечение нормальных условий на рабочих местах;
- анализ и обобщение материалов изучения трудового процесса;
- проектирование рационального состава трудового процесса (последовательность и длительность операций);
- расчет норм труда на основе обоснованных нормативов;
- разработку организационно-технических мероприятий, обеспечивающих внедрение и освоение норм труда, запроектированных режимов работы и отдыха.
В зависимости от приемов установления норм труда в хозяйствах аналитический метод подразделяется на три разновидности:
- экспериментально-аналитический;
- расчетно-аналитический;
- нормирование по нормам - образцам (типовым нормам).
Экспериментально-аналитическое нормирование осуществляется на основе изучения процессов труда непосредственно в производственных условиях. Для этого проводятся специальные наблюдения.
Положительной стороной этого метода является то, что сами специалисты хозяйства изучают трудовые процессы, вскрывают недостатки, резервы роста производительности труда. Однако этот метод трудоемок, сложен, связан с проведением многих наблюдений, замеров и расчетов. Это значительно удорожает разработку научно-обоснованных норм труда.
Расчетно-аналитическое нормирование - когда нормы труда устанавливаются исходя из типовых нормативов режима работы машин и нормативов времени на выполнение отдельных элементов операции, разработанных дифференцировано для различных организационно-технических условий на основе многочисленных наблюдений. Расчетно-аналитическое нормирование базируется, следовательно, на результатах экспериментально-аналитического нормирования.Справочные материалы по нормированию труда и нормативы времени разрабатываются для хозяйств в виде сборников по группам работ. Пользуясь ими, хозяйства сами рассчитывают нормы труда.
Применение типовых нормативов (норм) предполагает систематизацию условий выполнения каждого трудового процесса на основе проведения их паспортизации. Для нормирования труда этим методом проводят паспортизацию полей, многолетних насаждений, животноводческих ферм, которая предусматривает изучение и систематизацию условий выполнения работ. В растениеводстве на каждый обрабатываемой участок составляют ведомость паспортизации. В нее записывают площадь участка, его длину и ширину; распределение этой площади по классам длины гона, угла склона и в зависимости от других особенностей (каменистость, изрезанность препятствиями, сложность конфигурации и др.); тип, подтип почвы и ее механический состав. Сведения для паспортизации получают из планов землепользования, почвенных карт, материалов землеустройства, агропочвенных и агрохозяйственных обследований и непосредственно при осмотре поля или сада. На основе ведомостей паспортизации по участкам рассчитывают средние показатели условий работы в целом по предприятию и его подразделениям и заполняют сводные ведомости паспортизации. Пользуясь данными паспортизации, подбирают нормативы, разработанные для аналогичных условий, и по ним рассчитывают конкретные нормы труда с учетом урожайности культур, состава агрегатов и агротехнических требований к нормируемым работам (нормы высева семян, внесения удобрений, глубина обработки почвы и др.).
Расчетно-аналитический метод менее трудоемкий, чем экспериментально-аналитический. Его применяют в основном при нормировании труда в животноводстве и по ремонту техники.
В сельскохозяйственных предприятиях широко применяется установление норм труда по готовым нормам — образцам (типовым нормам). Если производственные условия полностью совпадают с типовыми, то такие нормы труда берутся для пользования.
45. Регламентация труда. Виды регламентов.
Регламентация труда – это установление правил, положений, инструкций, норм, определяющих порядок деятельности работников при осуществлении ими трудовых функций.Основой регламентации является “регламент” (от фр. reglement – правило) – совокупность правил, положений, определяющих внутреннюю организацию и порядок деятельности государственного органа, организации, а также порядок проведения заседаний и конференций.
Все многообразие регламентов труда может быть представлено как система, цель которой – упорядочение труда персонала. В рамках этой системы выделяются различные формы регламентации тру-
да, т.е. конкретное представление регламентов труда в виде совокупности документов, схем, графиков, таблиц и т.п., которые можно разделить на документированные и недокументированные. К ним относятся: устав организации, положение о подразделении, должностные инструкции, личностные спецификации, схемы оргструктур управления, различные нормы: времени, численности, управляемости; правила внутреннего трудового распорядка и т.д. Как видно, регламенты труда занимают ключевое место в системе регламентов управленияв целом и разрабатываются в рамках всех элементов системы управления организацией: функций управления, оргструктуры, технологии управления, кадрового, методического, технического обеспечения и др.
К регламентам, упорядочивающим деятельность рабочих кадров, непосредственно выполняющих производственные трудовые функции, относятся: Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий (ЕТКС) или аналогичные отраслевые справочники; Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов; маршрутно-технологические карты производственного процесса; модели рабочих мест; трудовой договор; Правила по технике безопасности; Правила эксплуатации оборудования; наряд-заказ на выполнение работы; нормы времени на ремонт оборудования и т.д.
Трудовая деятельность служащих, занятых в органах государственного управления, – это специфическая область человеческой деятельности, обособившаяся в ходе разделения и кооперации общественного труда. По своей сути это труд управленческий, направленный на решение тех задач, которые поставлены перед конкретным органом управления и документально закреплены законодательным или нормативно-правовым актом. Для реализации поставленных задач требуется целенаправленная работа сотрудников аппарата соответствующего органа управления (субъекта управления), организованная таким образом, чтобы каждый работник (руководитель структурного подразделения, специалист, технический исполнитель) вносил свой вклад в их решение в соответствии с его ролью и статусом.
В связи с этим основными видами регламентации труда государственных служащих являются: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон “Об основах государственной службы Российской Федерации”, законы о государственной службе субъектов РФ, Положение “О проведении аттестации федерального государственного служащего”, Положение “О порядке присвоения и сохранения квалификационных разрядов федеральным государственным служащим”, Положение “О проведении конкурса на замещение вакантной государственной должности федеральной государственной службы”, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции и др.
Для регламентирования труда характерны не только качественные параметры трудовой деятельности, но и количественные показатели, хотя степень формализации этих процессов до сих пор остается проблематичной. В этой связи следует обратиться к нормированию труда – установлению норм затрат рабочего времени на производство какого-либо продукта или выполнение определенной работы, а также нормативов численности. То есть регламентирование и нормирование труда по сути являются двумя гранями одного и того же процесса, а именно: совершенствования труда персонала организации. При этом нормирование характеризуется разработкой и установлением строго количественных параметров трудовых процессов, а регламентирование предполагает разработку не только количественных, но и качественных параметров трудовых процессов.
Регламентирование труда, как правило, рассматривается по следующим направлениям: организационно-правовое, экономическое, социально-психологическое.
Организационно-правовые формы регламентирования отражаются в ряде документов, имеющих:
– нормативный характер (например, положение о структурном подразделении, положение об организации, должностные инструкции и др.);
– характер административного указания, которое является обязательным, адресуется конкретным управляемым объектам или лицам (например, приказ, распоряжение, инструкция);
– рекомендательный характер (например, распорядок рабочего дня руководителя и т.п.).
Эти документы имеют различную степень регламентации и детализации, но общее для них – четкая дисциплина исполнения и административная ответственность, которые возможны только при наделении правами и обязанностями органа управления и конкретного должностного лица.
Экономические направления и формы регламентирования определяют границы и порядок экономических отношений в трудовом процессе. К ним относятся: Положение об оплате труда, Положение о материальном стимулировании работников организации, Положение о премировании и т.п.
Социально-психологическое направление регламентирования устанавливает определенный порядок социально-психологических отношений (например, Кодекс деловой этики). А это, в свою очередь, способствует усилению и четкому использованию организационно-правовых и экономических форм регламентирования труда.