Понятие объектов гражданских прав. Правовой режим товаров
Для ведения предпринимательской деятельности необходимо обладать определенным имуществом. С одной стороны, получение прибыли от использования имущества является одной из форм предпринимательской деятельности, с другой - наличие у предпринимателя обособленного имущества обеспечивает его ответственность по обязательствам. Правовой режим имущества предпринимателей представляет собой совокупность законодательных правил по владению, пользованию и распоряжению объектами гражданских прав.
К объектам гражданских прав относятся вещи, деньги, ценные бумаги, имущественные права, работы и услуги, информация, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, нематериальные блага (в первую очередь, деловая репутация предпринимателя и юридического лица).
Основным объектом в предпринимательской деятельности являются товары - материальные предметы, отчуждаемые на возмездной основе. В широком смысле товаром считается все, что может быть предметом возмездных сделок, в том числе предприятие, рабочая сила. С точки зрения предпринимательских отношений самое важное свойство любого объекта - его оборотоспособность, т.е. возможность быть предметом различных сделок.
Правовой режим товаров устанавливается различными способами. Во-первых, к ним можно отнести определение правомочий продавца и покупателя. Например, коммерческие организации имеют больше возможностей в торговом обороте, чем некоммерческие. Организации со специальной правоспособностью зачастую вообще не вправе участвовать в торговле товарами, например банки, страховые компании, аудиторские фирмы.
Во-вторых, правовой режим товаров определяется путем установления порядка приобретения и отчуждения товаров*(86). В этой связи следует различать товары, не изъятые из оборота; товары, ограниченные в обороте (валютные ценности, драгоценные металлы, наркотические средства); товары, изъятые из оборота (ткани и органы человека, вооружение и взрывчатые вещества, шифровальная техника).
В-третьих, к правовому режиму относится введение лицензирования деятельности по реализации или производству товаров, т.е. установление разрешительного порядка ее осуществления*(87). Однако лицензирование является неадекватным инструментом государственного регулирования в рыночной экономике. Поэтому в настоящее время наблюдается процесс отмены лицензирования многих видов деятельности, введения упрощенного порядка получения лицензий (получение сертификата соответствия или договора страхования ответственности). Для некоторых видов деятельности лицензирование будет отменено в связи с принятием соответствующих технических регламентов*(88).
В зависимости от целей использования принято различать товары потребительского и производственного назначения. Потребительские товары, в свою очередь, подразделяются на продовольственные и промышленные, а также товары краткосрочного и длительного использования. Среди товаров производственного назначения выделяют основное и вспомогательное оборудование, а также основные и вспомогательные материалы.
Помимо перечисленного, правовой режим товаров может быть обусловлен требованиями антимонопольного, налогового и корпоративного законодательства. Так, сделки по приобретению в собственность, пользование или владение основных производственных средств или нематериальных активов балансовой стоимостью более 10% активов продавца могут подлежать предварительному или последующему (уведомительному) контролю со стороны Федеральной антимонопольной службы России*(89). Сделки по приобретению, отчуждению имущества на сумму более 25% балансовой стоимости активов хозяйственного общества могут квалифицироваться как "крупные сделки" и требовать предварительного одобрения совета директоров или общего собрания акционеров (участников)*(90).
По общему правилу, для целей налогообложения принимается цена товара, указанная сторонами сделки. Предполагается, что она соответствует рыночному уровню цен. Но в некоторых случаях налоговые органы вправе проверять правильность применения цены. Например, если совершена сделка между взаимозависимыми лицами (имеются в виду случаи, когда суммарная доля участия одной организации в уставном капитале другой составляет более 20%). Это способ борьбы с "трансфертным ценообразованием", когда есть внутрикорпоративная цена реализации товара между участниками холдинга и цена, по которой этот товар отпускается третьим лицам. Также налоговые органы вправе проверять цены в бартерных, внешнеторговых сделках, а также в случаях, когда происходит 20-процентное колебание цены, применяемой налогоплательщиком по идентичным товарам в пределах непродолжительного периода времени.