Средства индивидуализации товаров

Средства индивидуализации используются, в первую очередь, для разграничения однородных товаров разных производителей. К ним относятся производственная марка, товарный знак и знак обслуживания, а также наименование места происхождения товаров.

Производственная марка представляет собой словесный или описательный способ индивидуализации товара. Она в обязательном порядке помещается на самом товаре или его упаковке и обычно включает фирменное наименование предприятия-изготовителя и его адрес, название товара и ссылку на стандарты. Сама по себе производственная марка не пользуется правовой защитой, ее размещение необходимо для реализации потребителями права на информацию о товаре и его производителе.

Товарный знак - это словесное, изобразительное, объемное или иное условное обозначение товара (группы товаров), используемое для его отличия от однородных товаров других изготовителей. Организация, основная деятельность которой оказание услуг (выполнение работ), может зарегистрировать знак обслуживания, который по правовому режиму приравнивается к товарному знаку.

Правообладателем товарного знака и знака обслуживания могут быть юридические лица и индивидуальные предприниматели. Для того чтобы правообладатель приобрел исключительное право на товарный знак, необходимо зарегистрировать его в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Патентном ведомстве). После регистрации правообладателю выдается свидетельство на товарный знак, которое действительно в течение 10 лет; по истечении срока действия свидетельство может продлеваться неограниченное число раз.

Исключительные права владельца товарного знака называют также "легальной монополией", которая имеет ряд ограничений. Во-первых, защита товарного знака распространяется только на те товары, которые указаны в свидетельстве в соответствии с классами Международной классификации товаров и услуг (МКТУ). Во-вторых, государственная регистрация не дает права запретить использование товарного знака на территории РФ, если маркированные им товары были введены в оборот непосредственно правообладателем или с его согласия. В-третьих, если правообладатель не использует свой товарный знак в течение любых 3 лет непрерывно после регистрации, любое лицо вправе обратиться в Палату по патентным спорам с заявлением о досрочном прекращении регистрации такого знака. Опасность подобного оспаривания существует практически для всех товарных знаков, которые зарегистрированы сразу на все 45 классов МКТУ, поскольку правообладатель не может одновременно использовать знак по всем возможным видам деятельности и товарам. В то же время существует способ, позволяющий доказать, что использование товарного знака является непрерывным по всем классам МКТУ, - это так называемая "имиджевая" реклама, когда демонстрация товарного знака производится в отрыве от демонстрации конкретного товара.

Права на использование товарного знака могут передаваться двумя способами: по лицензионному договору или по договору об уступке права пользования товарным знаком. Принципиальное различие между ними состоит в том, что при заключении лицензионного договора проходит своеобразное "удвоение" пользователей товарного знака, поскольку его использует и правообладатель, и лицензиат. При этом правообладатель может проверять качество товаров, которые маркированы его товарным знаком. Договор об уступке права пользования товарным знаком предполагает передачу всех исключительных прав и отсутствие какого-либо контроля со стороны правообладателя. Эти договоры также подлежат регистрации в Патентном ведомстве, без регистрации они не имеют юридической силы*(91).

Нарушением исключительного права на товарный знак может считаться несанкционированная маркировка не только товаров, находящихся в продаже, но и товаров, которые хранятся на складах, расположены в витринах, предлагаются на выставках и т.п.

Наименование места происхождения товара используется, если свойства товара в значительной степени определяются природными условиями или людскими факторами той местности, где он производится (например, клинское пиво, вологодское масло). Право на использование наименования места происхождения товара не является исключительным, т.е. не передается по лицензии и действует бессрочно.

Интересно отметить, что незаконное использование средств индивидуализации товаров (товарного знака, знака обслуживания и наименования места происхождения товара) может повлечь как гражданскую, так и административную (ст. 14.10 КоАП РФ) и даже уголовную ответственность (ст. 180 УК РФ). Гражданская ответственность выражается в необходимости изъятия маркированной чужим товарным знаком продукции из оборота (контрафактные товары) и возмещения правообладателю убытков.

Весьма сложно разграничить основания применения административных и уголовных санкций. Здесь важное практическое значение приобретает толкование понятия "крупный ущерб". Так, уголовная ответственность за незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров наступает, если это причинило крупный ущерб. В других случаях необходимо ограничиться административным наказанием (штрафом, конфискацией). Кроме того, уголовная ответственность возможна за незаконное использование предупредительной маркировки в отношении не зарегистрированного в Российской Федерации товарного знака или наименования места происхождения товара (штраф, лишение свободы и проч.).

Правовой режим денег

Законодательство любого современного государства предусматривает понятие "законное платежное средство". Речь идет о национальной валюте, которая является всеобщим эквивалентом и обязательна к приему по нарицательной стоимости во все платежи на территории государства (ст. 140 ГК РФ). По нашему законодательству понятия валюты, платежного средства и денег (в различных их формах) являются синонимами.

Деньги относятся к категории родовых, делимых, заменяемых, движимых вещей. Деньги - абсолютно оборотоспособные объекты, поскольку могут обмениваться на все виды имущества. Деньги - наиболее ликвидный актив в составе имущества любого лица. С одной стороны, деньги являются всеобщим эквивалентом для объектов имущественного оборота, но, с другой - в некоторых обязательствах они могут быть самостоятельным объектом, например в договорах займа и кредита, многих банковских сделках.

Деньги (банкноты и монеты) могут быть индивидуализированы, но тогда они теряют свои платежные функции. Например, стоимость памятных денежных знаков значительно отличается от их номинальной стоимости.

Последние экономические тенденции таковы, что наличные деньги уходят в прошлое; изменилось и само понимание правовой природы денег. Можно сказать, что наступила новая эпоха, характеризующаяся всевозможными заменителями наличности. Так, особым видом применяемых в современной экономике денег являются "кредитные деньги", а также денежные суррогаты. Конечно, называть их "деньгами" можно с большой долей условности. Они являются, в первую очередь, средством обмена, но в отличие от национальной валюты представляют собой обязательства не государства, а отдельных лиц. На сегодняшний день "кредитными деньгами" можно считать чеки, векселя, пластиковые карточки. Спорным представляется вопрос о том, входят ли в понятие "кредитные деньги" банковские депозиты. На наш взгляд, "кредитные деньги" должны быть неразрывно связаны с осуществлением расчетов. А депозитные счета (вклады) имеют накопительный характер, приносят своим владельцам процентный доход и не предназначены для производства расчетов.

Что касается документов, обращающихся в банковской и торговой практике под названием "дорожные чеки", то их следует считать не кредитными деньгами, а денежными суррогатами*(92). Хотя во многих странах они практически приравнены к местной валюте, например в США расчеты можно вести непосредственно дорожными чеками, потому что многие отели, рестораны и магазины принимают дорожные чеки как средство платежа*(93).

В этой связи следует подчеркнуть, что в соответствии с ч. 1 ст. 75 Конституции РФ официальной денежной единицей в Российской Федерации является рубль; он обязателен к приему по нарицательной стоимости во все платежи на территории РФ. Монопольное право на эмиссию наличных денег имеет Центральный банк РФ. Введение других денежных единиц и денежных суррогатов запрещено. Денежные суррогаты представляют собой частные средства обращения и с юридической точки зрения не могут считаться деньгами, потому как не служат средством погашения денежных обязательств.

Традиционное представление о деньгах как о вещах критикуется, поскольку материальные носители денег (банкноты, монеты) выполняют только учетные функции. Тем более, что безналичные деньги не имеют вещно-правовой природы, а представляют собой обязательственные права требования клиента к банку, в котором открыт счет или депозит. Таким образом, безналичные деньги рассматриваются как таблица регистрации долговых обязательств в денежной форме одной стороны перед другой. Существует и другая точка зрения, согласно которой деньги - это всегда деньги, и безналичность - это только форма их существования. Поэтому передача денег банку не меняет вещных прав на них. Деньги остаются родовыми вещами, выделенными по количественным показателям.

Иностранная валюта признается объектом, ограниченным в обороте, поэтому расчеты в иностранной валюте допускаются в режиме, установленном Центральным банком РФ*(94). Так, разрешается использовать иностранную валюту при расчетах между экспортерами и импортерами, за услуги предприятий связи при аренде международных каналов связи, при выплате комиссионного вознаграждения, при покупке иностранной валюты через уполномоченные банки и т.д.

Особые правила использования иностранной валюты установлены для денежных обязательств. Согласно ст. 317 ГК РФ валюта обязательства может быть установлена в иностранных или условных денежных единицах, но исполнение обязательства должно производиться в рублях. В этой связи следует различать "валюту долга" и "валюту платежа". В настоящее время существует лишь один вид договора, в котором валюта долга должна быть выражена в российских рублях, - это розничная купля-продажа, так как информация о товаре в розничной продаже должна содержать указание на цену в рублях*(95).

Ценные бумаги

Ценная бумага - это документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении (ст. 142 ГК РФ). Это определение применимо только к классическим ценным бумагам, существующим в документарной (бумажной) форме, например к векселям. Бездокументарные бумаги не являются предметом материального мира, они существуют в виде записей по лицевым счетам владельцев в системе ведения реестра. Бездокументарная форма предназначена для именных и ордерных ценных бумаг, она также является основной формой выпуска для эмиссионных ценных бумаг.

Многие ценные бумаги могут служить самостоятельным объектом торгового оборота, например те, которые одновременно являются товарораспорядительными документами (коносаменты, складские свидетельства). Другие ценные бумаги имеют сопутствующее значение: они предоставляют права управления в коммерческих организациях (акции), содействуют расчетам за товары (вексель, чек) или позволяют формировать заемный капитал (облигация, вексель). В то же время не все товарораспорядительные документы являются ценными бумагами (накладные на перевозку грузов железнодорожным или автомобильным транспортом).

В последнее время в нашей предпринимательской практике стали использоваться "производные ценные бумаги". Это американское понятие, которое в законодательстве Российской Федерации определения не имеет. Но акции крупнейших российских компаний торгуются на зарубежных фондовых биржах именно в форме производных ценных бумаг (американские и глобальные депозитарные расписки).

Производная ценная бумага определяет право ее держателя на какой-либо базовый актив, которым могут быть эмиссионные ценные бумаги, денежные средства, товар на складе или в пути. На сегодняшний день отечественное законодательство предусматривает один вид подобной ценной бумаги - "опцион эмитента", позволяющий своему владельцу купить в определенный срок или при наступлении определенных обстоятельств не более 5% размещенных акций эмитента по определенной в опционе цене*(96).

В зависимости от основания выпуска различаются эмиссионные и неэмиссионные ценные бумаги. Эмиссионные бумаги, такие, как акции и облигации, размещаются выпусками и закрепляют совокупность имущественных и неимущественных прав. Они имеют равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска независимо от времени приобретения бумаги. Неэмиссионные бумаги (чеки, векселя, коносаменты) закрепляют индивидуальный объем прав, выпускаются в индивидуальном порядке и оформляют конкретную сделку.

По способу обозначения управомоченного лица можно выделить предъявительские бумаги (чеки, облигации), ордерные (векселя, чеки) и именные (акции, облигации, векселя, чеки). В предъявительских бумагах не указано управомоченное лицо, а для передачи прав достаточно простого вручения ценной бумаги другому лицу. В ордерных бумагах указано лицо, которое может осуществить права по ценной бумаге самостоятельно либо назначить своим распоряжением (ордером) другое управомоченное лицо; права по таким бумагам передаются путем индоссамента. Именные бумаги отличаются тем, что в них указано конкретное лицо, которое может осуществить права по ценной бумаге, а права передаются в порядке уступки требования (цессии).

По своему содержанию ценные бумаги делятся на денежные, товарные и корпоративные. Денежные бумаги (векселя, чеки) предоставляют своим владельцам право на получение определенной денежной суммы. Товарные бумаги (коносаменты, складские свидетельства) удостоверяют право обладателя на получение товара. Корпоративные бумаги (акции) предоставляют право на участие в управлении акционерным обществом.

Наши рекомендации