Система воспроизводства трудовых ресурсов
Способы | Содержание мер |
1. Обеспечение стабильной демографической ситуации. 2. Качественное семейное и дошкольное воспитание детей. 3. Раннее выявление и раз-витие природных задатков и способностей детей. 4. Современное школьное, профессиональное и высшее образование. 5. Государственное регулирование занятости трудоспособного населения. 6. Привитие населению здорового образа жизни. 7. Система охраны труда и укрепления здоровья населения. | Простое или расширенное воспроизводство населения, при составе семьи не менее 4,12 человека, превышение рождаемости по сравнению со смертностью. Достойная оплата труда, способность мужчины своим трудом прокормить семью из 4-5 человек, женщина не должна работать наравне с мужем, а уделять внимание уходу за детьми и их воспитанию. Создание условий для развития талантливых личностей, формирование многопрофильных центров для особо способных и талантливых детей в области высоких технологий. Формирование системы непрерывного образования «школа – колледж - вуз», всестороннее развитие личности, обоснованный выбор профессии, восстановление системы подготовки трудовых ресурсов рабочих профессий. Связь учебных заведений с производством, аттестация выпускников бюджетных учебных заведений и реализация рекомендации по их трудоустройству, квотирование рабочих мест для молодежи. Противодействие идеализации западного образа жизни и пропаганде насилия, праздного образа жизни и легких способов получения богатства, воспитание трудолюбия, патриотизма, развития физкультуры и массового спорта. Ранняя профилактика и предупреждение заболеваний, качественное лечение и реабилитация к труду, соблюдение санитарно-гигиенических норм на производстве и в быту, аттестация рабочих мест по условиям труда. |
Простое или расширенное воспроизводство населения достигается при составе семьи не менее 4,12 человек, то есть в каждой семье должно быть не менее двух детей. Следует отметить, что в последние годы демографическая ситуация в России стабилизируется, в частности выровнялись коэффициенты рождаемости и смертности, постепенно снижается уровень детской смертности.
Определенное положительное влияние на демографическую ситуацию оказали материнский капитал, а также планируемые меры по упрощению возврата на историческую Родину русскоязычных граждан из стран ближнего зарубежья. Завершается отладка цивилизованной системы трудовой миграции иностранных граждан на территорию России.
Стабилизация демографической ситуации остается сложной задачей государства, так как в США и странах Западной Европы состав семьи не превышает 3,6 человека и также наблюдается тенденция к сокращению численности белого населения. В то же время нарастают миграционные потоки из развивающихся и экономически отсталых стран мира, что определенным образом оказывает влияние на межнациональные отношения в развитых странах.
Не менее важной задачей государства становится качественное семейное и дошкольное воспитание детей, для чего должны быть созданы необходимые условия в виде достойной оплаты труда и реальных мер государственной поддержки семьи, материнства и детства. К сожалению, при современном уровне оплаты труда в России среднестатистический мужчина не может прокормить свою семью из четырех человек, а женщина вынуждена работать наравне с мужем и поэтому не в состоянии уделить внимание требуемому уходу за детьми и их воспитанию.
Создание системы раннего выявления и развития природных задатков детей может позволить создать необходимые условия для развития талантливых личностей не только в крупных городах, но и отдаленных уголках страны. Следовательно, ее структура должна базироваться, прежде всего, на региональном уровне путем создания многопрофильных центров для развития особо способных и талантливых детей, а не только спортивных школ или центров детского художественного творчества. При этом следует акцентировать внимание на развитие трудового потенциала детей в области высоких технологий.
Одной из основных и наиболее ответственных задач государства является организация качественного школьного, профессионального и высшего образования. Наряду с всесторонним развитием личности в период обучения происходит первичный выбор профессии и направления подготовки к будущей трудовой деятельности.
Накопленный положительный опыт организации обязательного бесплатного школьного образования в России получил достойное международное признание. Перспективными тенденциями его развития следует отметить расширение сферы специализации многих школ по отдельным отраслям знаний, создание сети гимназий с повышенным уровнем сложности программ обучения. Формирование системы непрерывного образования «школа – колледж - вуз» в стенах одного образовательного учреждения позволяет повысить уровень преподавания учебных дисциплин за счет привлечения опытных педагогов с учеными степенями и званиями.
Наибольшие проблемы в системе образования сохраняются в области профессионального образования, где до настоящего времени не удалось восстановить разрушенную в 90-е годы подготовку трудовых ресурсов рабочих профессий. Продолжающаяся интеграция российских высших учебных заведений в европейскую систему образования путем перехода к двухуровневой системе «бакалавр – магистр» потребует более тесной связи с производством.
Для этого целесообразно после получения степени «бакалавр» получить практический опыт работы в течение двух-трех лет и только после этого продолжить обучение для получения степени «магистр». Без накопления практического опыта работы между двумя степенями двухуровневая система образования становится оторванной от практической жизни, что и показывают первый опыт подготовки магистров сразу же после получения степени бакалавра.
Важной задачей государства является регулирование занятости трудоспособного населения. Известно, что уровень безработицы на рынке труда в размере 2–3% создает возможность выбора лучших кандидатов на должности, вынуждает работников дорожить рабочим местом и способствует их заинтересованности в добросовестном труде; в 5–6% создает социальную напряженность в обществе и становится опасным, поэтому государство в такой ситуации на рынке труда обязано выделять дополнительные финансовые средства для создания новых рабочих мест. Критическим считается уровень безработицы более 12%, так как появляется угроза социальной стабильности в обществе.
Наиболее чувствительной к безработице является молодежь как самый уязвимый слой населения без опыта практической работы. Целесообразно возродить практику аттестации выпускников бюджетных учебных заведений и разработки характеристик с рекомендациями по их трудоустройству. Для этого должна эффективно действовать тесная связь учебных заведений с производством и система заказной подготовки выпускников через органы власти и производственные структуры, а также через регулярно проводимые ярмарки вакансий.
Качество подготовки трудовых ресурсов непосредственно связано с воспитанием молодого поколения в духе трудолюбия, самосохранения и патриотизма. Резкое изменение уклада жизни и неоправданное социальное расслоение российского общества в период перехода к рынку обусловили снижение уважения к труду, стремление части молодежи к праздному образу жизни и легким способам получения богатства, к массовому распространению наркомании, алкоголизма, курения, сквернословия и молодежной преступности.
Не способствует здоровью трудоспособного населения негативное влияние части средств массовой информации с идеализацией западного образа жизни и пропагандой насилия. Поэтому важнейшими задачами государства в современных условиях становятся привитие населению здорового образа жизни, сохранение и укрепление генофонда нации. Этому может способствовать национальная идея - физическое и духовное здоровье каждого российского человека на основе трудолюбия, патриотизма, развития физкультуры и массового спорта.
Качество трудовых ресурсов во многом зависит на состояния государственной системы здравоохранения, которая должна обеспечить соблюдение санитарно-гигиенических норм на производстве и в быту, а также укрепление здоровья населения, прежде всего, за счет ранней профилактики и предупреждения заболеваний, качественного лечения и реабилитации к труду.
В условиях высокого уровня технического обеспечения производства приобретают задачи по охране труда и соблюдению техники безопасности в целях исключение или максимального сокращения травматизма и аварийности. Для этого требуется современное оснащение рабочих мест и регулярная аттестация рабочих мест по условиям труда, эффективная работа государственной инспекции труда.
Таким образом, трудовой коллектив как первичное звено становления подготовленных трудовых ресурсов является объектом, в котором при качественном управлении может быть реализован потенциал человека и сформироваться квалифицированный и мотивированный персонал. В сильном трудовом коллективе быстрее приобретается практический опыт, в обстановке соревнования в полном объеме раскрываются личностные природные задатки, формируются культура труда и общественного поведения. Поэтому столь важным становится качество управления человеческими ресурсами, включая взаимодействие между подразделениями, внедрение новых технологий управления людьми, инвестиции в дальнейшее их развитие.