Понятие, признаки и виды франчайзинга
Франчайзинг(дословно — «льготное предпринимательство») —это форма партнерских связей и делового сотрудничества.
Франчайзинг — это форма продолжительною делового сотрудничества нескольких фирм, при котором компания с известным на рынке именем (франчайзер) перепродает права на него вместе с технологией производства или продажи товара или услуги независимым от нее предприятиям (франчайзи).
виды франчайзинга:
франчайзинг услуг - многие иностранные фирмы создают в крупных городах РФ центры, через которые финансируют приобретение или аренду помещений, обучают персонал, поставляют оборудование и осуществляют контроль («Макдональдс»);
франчайзинг товаров — создают широкие сети сбыта и обслуживания. Все сбытовые фирмы пользуются фирменными знаками. Головные фирмы обеспечивают инструментами, запчастями, ноу- хау, финансируют рекламу.
Преимущества и недостатки франчайзинга. Франчайзинг в РФ
Преимущества для франчайзеров
v Использование проверенной бизнес-системы
Прежде чем предлагать свою франшизу на рынке, франчайзер должен «довести до ума» свою бизнес-систему, отработать все бизнес-процессы и доказать эффективность своего бизнеса. Более того, франчайзер для эффективного развития франчайзинговой сети должен иметь флагманское предприятие, на основании которого и происходит клонирование бизнеса. Поэтому, приобретая франшизу, предприниматель приобретает уже проверенную и отработанную бизнес-модель, которая доказала свою эффективность.
v Возможность открыть собственное дело
Несмотря на то, что франчайзер имеет определённую степень контроля над франчайзи, которая направлена в основном на повышение эффективности деятельности партнёров путём выявления возможных проблем партнёрских предприятий на стадии их зарождения, франчайзи сохраняет экономическую и юридическую самостоятельность.
v Возможность выбора отрасли
Потенциальный франчайзи имеет возможность ознакомиться с бизнесом Франчайзера до этапа инвестирования собственных средств. Это можно сделать на основе открытой информации — коммерческого предложения Франчайзера и его действующих предприятий, как собственных, так и партнёрских.
v Возможность снизить риски
Открывая партнёрское предприятие, при хорошо проработанной франчайзинговой программе, франчайзи становится частью «семьи», то есть, в отличие от открывающегося независимого предприятия, франчайзер не оставляет партнёров один на один с множеством проблем и рисков начинающего бизнеса.
v Удачный выход на рынок обеспечен
Одним из основных требований к франшизоспособному бизнесу является востребованность предоставляемых компанией-франчайзором товаров или услуг. Поэтому, покупая успешную бизнес-идею и начиная свою деятельность под уже известным брендом, франчайзи к началу открытия своего предприятия уже имеет круг лояльных бренду потребителей.
v Минимальные затраты на рекламу и маркетинг
В связи с тем, что Франчайзи начинает вести свою деятельность как часть известной сети, его затраты на первоначальную рекламу сводятся к обеспечению рекламы открытия франчайзингового предприятия на локальном рынке. Так же дело обстоит и с текущей рекламой, которая направлена на «раскрутку» франчайзинговой сети в данном конкретном регионе.
v Получение доступа к базе знаний франчайзера
Франчайзер, предоставляя партнёрам свою бизнес-систему, передаёт не только отлаженный механизм, но и «инструкцию» по её эффективному использованию. Франчайзер обучает своих партнёров тому, как нужно эффективно строить бизнес, учитывая все его специфические особенности.
v Гарантированная система поставок
Так как франчайзинг, как правило, для компаний является приоритетным направлением деятельности, и партнёры — Франчайзи — имеют самые лучшие условия, Франчайзер стремится обеспечить данное направление наибольшими ресурсами, в том числе это касается и вопросов поставки.
Недостатки франчайзинга
- Франчайзи вынуждены следовать правилам и ограничениям, установленным франчайзером, даже если они не приносят максимальной пользы бизнесу.
- Франчайзи часто обязаны закупать сырье и продукцию у поставщиков, назначенных франчайзером, что может ограничивать их доступ к свободному рынку и вынуждать покупать сырье и продукцию по завышенным ценам.
- Для франчайзи могут быть установлены жесткие ограничения на выход из бизнеса, включая запрет на открытие конкурирующих организаций в течение определенного срока или на определенной территории.
- Франчайзи редко могут оказать влияние на вопросы централизованного маркетинга и рекламы, но при этом могут быть вынуждены оплачивать централизованные маркетинговые и рекламные кампании. Таким образом, их средства могут использоваться не в их лучших интересах
Виды event-мероприятий
На сегодняшний день еще не выработана общепризнанная классификация event-мероприятий, проводимых в торговых центрах. Более того, нет определенности даже в таком вопросе, какие именно акции относить к event-маркетингу. Например, следует ли считать event-мероприятием или промо-акцией стандартную акцию «подарок за покупку», которая не сопровождается каким-либо представлением, шоу? Можно выделить два подхода, которые позволяют сгруппировать существующие на сегодняшний день event-мероприятия.
Первый подход – классификация мероприятий в соответствии с задачами, которые они решают.
Согласно этому подходу все event-мероприятия можно разделить на три категории:
- Мероприятия, которые работают на увеличение продаж,
- Мероприятия, которые работают на привлечение посетителей,
- Имиджевые мероприятия.
Слабая сторона подобного разделения – высокая степень условности. Существует ряд мероприятий, которые выполняют сразу несколько задач.
Акция «Шоппинг со звездой». Это мероприятие одинаково эффективно как с точки зрения привлечения посетителей в торговый центр, так и с точки зрения увеличения продаж того или иного магазина. Заблаговременно по внутреннему радио ТЦ центра объявляется, что такого-то числа ТЦ посетит звезда (исполнитель или группа), которая выступит с концертом, а после его окончания пройдет по магазинам. Те магазины, которые хотят, чтобы их посетила звезда и что-то купила, оплачивает организатору этот визит. В свою очередь организатор мероприятия обговаривают со знаменитостью, какие магазины необходимо посетить.
Второй подход - классификация мероприятий в соответствии с их продолжительностью. В этом случае все мероприятия четко делятся на те, которые проходят в течение одного дня (fashion show, «кулинарный поединок», конкурс барменов) и долгосрочные мероприятия.