Виды предпринимательства, их взаимосвязь и особенности участия в бизнесе.
Предпринимательство можно разделить на производственное, коммерческое, финансовое. Каждый вид имеет свою специфику, особенности и, следовательно, свою технологию. Будучи относительно самостоятельными видами предпринимательской деятельности, они пронизывают и дополняют друг друга, т.е. один вид деятельности может содержаться в другом.
- Производственное предпринимательство и технология его осуществления.
К производственному предпринимательству относится деятельность, направленная на производство продукции, проведение работ и услуг, сбор, обработку и предоставление информации, создание духовных ценностей и т.п. подлежащих последующей реализации потребителям. Основным полем приложения его усилий являются производственные предприятия и учреждения.
Круг интересов производственного предпринимательства довольно разнообразен, и для его реализации требуются финансовые и материальные ресурсы, порой довольно значительные.
Стремление получить, как можно большую прибыль при меньшем риске предполагает осуществление соответствующей технологии ведения дела. Элементами этой технологии являются:
- Выбор основной области деятельности.Ее содержательная сторона определяется финансовыми ресурсами и личными склонностями предпринимателя. На этой стадии предполагается проведение предварительного маркетинга, т.е. изучения, насколько предполагаемый товар или услуга необходимы потребителю, стабильны ли спрос на них, его величина и тенденции развития в будущем, каковы возможная продажная цена единицы товара, издержки его производства и реализации, предполагаемые объемы продаж.
- Установление величины финансовых средств, необходимых для ведения выбранной предпринимательской деятельности.
- Производство самого продукта.
4. Реализация продукта. Еще на второй стадии усилия предпринимателя должны быть сосредоточены на заключении сделки на поставку изготовляемого продукта до начала его производства и лучше всего на долгосрочной основе, что позволит снизить риск банкротства.
Реализация возможна с помощью посредников - агентов, брокеров и т.п. или своими собственными силами. Это наиболее ответственная стадия технологии предпринимательства, от продуманности, осуществления которой зависит успех всего начатого дела. На этой стадии предприниматель должен внимательно следить за конъюнктурой, чтобы вовремя отреагировать на изменения, происходящие в спросе. Эта реакция находит свое выражение в индивидуализации производимого товара (услуг) и установлении на него соответствующего уровня цены. Важно, чтобы товары не залеживались и высвобождающиеся финансовые средства вкладывались снова в дело, т.е. предприниматель должен стремиться к ускорению оборачиваемости денег. Считается, что сделка должна давать годовую прибыль не мене 20-22% затрат.
- Постоянное формирование каналов распределения товаров и услуг и удержание их в центре своего внимания.Организация оптовой и розничной торговли, работа с дилерами, агентами и т.д. Дело в том, что в зависимости от выбранных каналов (форм) доведения товаров до потребителей в значительной степени определяется скорость оборота вложенных средств.
- Коммерческое предпринимательство
Данный вид деятельности характеризуется тем, что суть его содержания составляют товарно-денежные отношения и торгово-обменные операции, иначе, перепродажа товаров и услуг. В отличие от производственно-предпринимательской деятельности здесь нет необходимости обеспечения производственными ресурсами, связанными с выпуском продукции и др.
В качестве исходной стадии технологии стоит выбор: что покупать, что перепродавать и где.
При решении этих вопросов следует исходить из положения, что реализационная цена товара должна быть значительно выше закупочной цены; спрос на предлагаемый товар должен быть достаточным, чтобы реализовать его в намеченном масштабе сделки. Предприниматель должен быть уверен, что эти условия выполнимы.
Для этого предприниматель должен провести тщательный маркетинг, направленный на анализ рынка ряда товаров и услуг и на выработку прогнозной оценки конъюнктуры рынка, т.е. какие товары и услуги будут пользоваться наибольшим спросом, каковы будут цены покупки и реализации. Эти шаги составят вторую стадию технологии.
Зная предварительную прогнозную оценку движения товаров и услуг, предприниматель вырабатывает для себя конкретный план действий (бизнес-план). В нем определяются мероприятия по проведению сделки купли-продажи, делаются расчеты цен по закупке и продаже товара, затрат и результатов. В нем также определяется необходимое количество работников, объем транспортных работ, проведение рекламной компании, работ по оформлению коммерческих документов.
В бизнес-плане также рассматриваются:
· закупка товаров для последующей продажи;
· получение услуг от сторонних организаций и их оплата;
· наем помещений и складов для хранения, торговых точек для реализации;
· формы реализации товара;
· обоснование получения кредитов или других заемных средств;
· выплата налогов и платежей государственным и местным финансовым органам.
Важно чтобы многие мероприятия были увязаны по срокам и исполнителям. На основе бизнес-плана рекомендуется проводить укрупненные балансовые оценочные расчеты, на основании которых предприниматель может получить представление о выгодности или убыточности сделки.
· Финансовое предпринимательство
Финансовое предпринимательство является разновидностью коммерческого предпринимательства , поскольку объектом его купли- продажи выступает специфический товар: деньги, валюта, ценные бумаги (акции, облигации, векселя, ваучеры и т.д.) т . е происходит продажа одних ценных бумаг на другие по ценам, обеспечивающим получение прибыли.
Участниками рынка денег, валюты и ценных бумаг выступают коммерческие банки, фондовые биржи, предприятия и физические лица – предприниматели. Так как финансовое предпринимательство - это разновидность коммерческого, то технология финансовой предпринимательской сделки аналогична технологии коммерческой сделки с той лишь разницей, что товаром являются финансовые активы.
Предприниматель, вступающий в этот вид бизнеса, начинает свою деятельность с анализа рынка ценных бумаг и маркетинговой деятельности. Последняя связана с поиском и привлечением потенциальных покупателей денег, валюты и ценных бумаг. Одновременно с этим он устанавливает источник получения денег, валюты и ценных бумаг. В данном случае первичным «финансового товара» может быть сам предприниматель (им ранее были накоплены деньги, ценные бумаги). Он выступает как бы в роли продавца, предоставляющего деньги, валюту и другое потребителю взаймы за определенную плату или под определенный процент.
Еще одной формой финансового предпринимательства является своеобразная эмиссия ценных бумаг, таких как собственные акции, облигации, кредитные билеты, коммерческие ценные бумаги (денежные обязательства, векселя). Ценные бумаги предприниматель продает, размещает при определенных условиях и обязательствах о качестве «финансового товара». Эту форму предпринимательства ведут, как правило, предприятия, банки, а не отдельные предприниматели.
Наиболее распространенной формой является покупка ценных бумаг самим предпринимателем. Смысл ее состоит в том, что предприниматель покупает деньги, валюту, ценные бумаги за определенную сумму, а затем продает их другому покупателю за большую сумму. Если у предпринимателя нет денег для покупки ценных бумаг, то он осуществляет покупку в кредит либо обращается в банк за кредитом.
Финансовое предпринимательство, как никакой другой вид предпринимательства, нуждается в наличии достоверной информации, в обеспечении вычислительной и организационной техникой. За все предприниматель должен платить сам. При проведении финансово-кредитной сделки он предоставляет потребителю свои деньги, валюту, ценные бумаги в долг (в кредит), а через определенное время получает большую сумму на определенный процент. При этой сделке предприниматель должен уделить внимание проверке финансовой состоятельности покупателя установить гаранта, который поручается за него.
Считается, что финансовая сделка целесообразна, если при ее продолжительности сроком до одного года расчетная чистая прибыль составляет немее 5% объема сделки (денежной выручки), а при долговременных сделках это процент повышается до 10-15%.