Основные направления предпринимательства в сфере культуры и шоу – бизнеса.

Шоу-бизнес – сложное структурное образование, направленное на коммерческую деятельность. Он связан, прежде всего, с индустрией развлечений и основан на организации и проведении зрелищных представлений.

Шоу – бизнес – это совокупность видов искусства в виде продукта, доведенного до массового потребителя.

Основными направлениями предпринимательской деятельности в сфере культуры и шоу-бизнеса являются:

· киноиндустрия (кинопроизводство);

· телевидение и радио;

· модельный бизнес;

· производство технических средств (световой, аудиовизуальной техники, сценического оборудования)

· производство механических духовых, электронных и других музыкальных инструментов;

· организация и постановка зрелищных программ (постановочный процесс;

· издательская деятельность;

· артистический менеджмент;

· управление имущественными правами авторов, исполнителей;

· продюсерские центры:

· студии звукозаписи;

· концертно-гастрольная деятельность;

· полиграфия;

· музыкальные издательства и агентства;

· производство аудио и видеоносителей;

· рекламные и клипмейкерские агентства;

· имиджмейкерство;

· Интернет - провайдерские фирмы и многие другие направления.

На рынке культурно-досуговых услуг сложившаяся ситуация обусловило появление новых коммерческих форм досуга: это и ночные клубы различного направления (арт-клубы, джаз-клубы, рейв-клубы и т.п.), казино, боулинг-клубы, бильярдные клубы, тиры, дансинги, игровые центры каждые из которых борются за своего клиента, предлагая всевозможные виды сервиса – охрану, автостоянки, собственный автотранспорт, развозящий клиентов по домам, шоу-программы, розыгрыши от денежных призов до автомобилей.

Появление множества различных коммерческих учреждений досуга неизбежно породило среди них конкуренцию, побуждающую предпринимателей к совершенствованию и улучшению продукта, внедрению новаций, снижению цены.

В шоу – бизнесе сложилось свое разделение труда. Важная роль в этом разделении отводится авторам и исполнителям, и это придает шоу-бизнесу высокую степень персонализации. Однако в этом процессе велика роль продюсеров, менеджеров, промоутеров без которых культурное явление может и не состояться.

Продюсер – новый тип предпринимателя, который осуществляет идейно-художественный и финансовый контроль над постановкой, отвечает за всю творческую и производственную деятельность, формирует бюджет предстоящего проекта, подбирает и нанимает необходимый творческий и исполнительский персонал, обеспечивает график работы, разрабатывает рекламную компанию.

Созданный продукт в шоу-бизнесе необходимо «раскрутить», довести до потребителя, разработать имидж продукта (т.е. создать его рекламный образ), сформировать общественное мнение. Над этим работают маркетинговые службы:

· промоутеры, организующие гастроли, переговоры, заключающие контракты и формируя рынки сбыта;

· продакш-менеджеры(техническое оснащение);

· дизайнеры (стиль, афиши, пригласительные билеты и т.п.)

· PR менеджеры (создание имиджа)

· Менеджеры по реализации билетов

· Менеджеры по рекламе и др.

Заключение.

Шоу-бизнес – это венчурный бизнес и поэтому он всегда связан с финансовым, психологическим и социальным риском. Продукция шоу-бизнеса рассчитана на массовое потребление. И здесь часто без финансовой поддержки спонсоров, меценатов, благотворительных организаций и фондов бывает не обойтись.

Поиск финансовых средств достаточно сложен, индивидуален и во многом зависит от идеи, таланта, ума, способностей и инициативы предпринимателя в сфере культуры.

Сегодня важно понять, что культуре денег не дарят, в нее вкладывают. Шоу-бизнес не может эффективно развиваться без взаимного сотрудничества и партнерства.

В целом успех коммерческой деятельности в сфере культуры зависит от качества продукта, ее новизны, доступности, адекватной цены, и своей сформированной аудитории

Рекомендуемая литература.

1. Агеев А.И. Предпринимательство: проблема собственности и культуры/ АН СССР, ин-т экономики. М.: Наука, 1991.

2. Галуцкий Г.М. Экономика культуры. Учебное пособие. М. изд-во РУМК Министерство культуры РСФСР 1991.

3. Грузинов В.П. Экономика предприятия и предпринимательство: Учеб. Пособие. – М.: Софит, 1994.

4. Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций. М.: изд-во МГУ, 1995.

5. Зарубина Н.Н. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства. М.: Магистр 1998.

6. Игорный бизнес. / Под ред. Пурника А.В. – М.: «Библиомаркет», 1994.

7. Иксанов А.Г., Дымникова А.И. Как просить денег на культуру: Реферат книги Кэролин Л. Столпер, Кэрен Брукс Хопкинс «Успешный фандрейзинг для учреждений культуры». СПб.,: изд-во «Нотабене», 1995.

8. Коммерческая и некоммерческая деятельность в социально-культурной сфере/ И.М. Шейман, Л.И. Якобсон, Л.С. Демидова и др. М.: Наука, 1995.

9. Культура в условиях рыночной экономики/ под. Ред. Ф.Ф. Рыбакова. СПб.: Изд-во СПб ГИК, 1993.

10. Лесной Д. Игорный дом. М., 1994.

11. Михеева Н.А., Галенская Л.Н. Менеджмент в социально-культурной сфере. СПб., 2000.

12. Морозова Е.Я., Тихонова Э.Д. Экономика и организация предприятия социально-культурной сферы. Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А. 2002.

13. Новаторов В.Е. Маркетинг культурных услуг. Омск: АГИК, 1992.

14. Предпринимательство: Учебник. / Под ред. М.Г. Лапусты. – М.: Инфра-М, 2000

15. Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры.- СПб.: Изд-во «Лань», 2001.

[1] См. Друкер П.Ф.Рынок: как выйти в лидеры: Практика и принципы. - М.: Бук Чембэр Интернэшнл,1992,стр.38

Наши рекомендации