Проблемы государственного регулирования цен. Органы и способы регулирования цен.

Установление основ ценовой политики, согласно п. "ж" ст. 71 Конституции РФ, находится в ведении Российской Федерации. Таким образом, основная задача законодательной власти в рассматриваемой сфере заключается в принятии соответствующего закона.

Правительство РФ как высший орган исполнительной власти, обладающий общей компетенцией, в соответствии с п. "б" ст. 114 Конституции РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики.

Федеральная служба по тарифам является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за

их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти, а также федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению)

цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий. Руководство деятельностью Федеральной службы по тарифам осуществляет Правительство Российской Федерации.

Отдельные полномочия ценового регулирования закреплены за отраслевыми федеральными органами исполнительной власти. Такими функциями наделены органы, в ведении которых находится производство товаров, работ и услуг, цены на которые подлежат государственному регулированию.

Для примера можно привести Министерство здравоохранения и социального развития РФ (в отношении цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения), Министерство транспорта РФ (в отношении отдельных тарифов на железнодорожные перевозки).

Анализ нормативно-правовых актов позволяет выявить способы государственного регулирования цен, которые можно подразделить на директивные (прямые) и экономические (косвенные).

К способам директивного (прямого) регулирования ценообразования следует отнести установление:

1) фиксированных цен. Например, существуют фиксированные тарифы на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта;

2) предельных (максимальных и минимальных) цен. Например, установлены предельные уровни тарифов на электрическую энергию, потребляемую населением. Утверждены минимальные цены на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов;

3) базовых цен и предельных коэффициентов их изменения. Такая система применяется, например, при расчете тарифов за услуги связи. Коэффициенты устанавливаются дифференцированно по видам услуг и категориям потребителей в зависимости от времени суток, дня недели, способов обсуждения;

4) индексации цен. Такой способ применяется, к примеру, при регулировании тарифов на железнодорожные перевозки грузов;

5) предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок. Например, регулируются торговые надбавки к ценам на лекарственные средства, продукты питания первой необходимости;

6) предельного уровня рентабельности. Например, исчисление ставок платы за пользование вагонами и контейнерами устанавливается с учетом обеспечения 25-процентного уровня рентабельности грузовых перевозок;

7) гарантированных цен. Например, предусматривается возможность применения гарантированных закупочных цен при реализации непосредственно государству сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Порядок установления цен, т.е. принятия регулирующими органами решений о введении новых или изменении (пересмотре) действующих цен, о порядке и сроках введения их в действие, определяется нормативными актами. Например, Правилами государственного регулирования и применения тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию в РФ введены основания для установления цен, порядок их установления, содержание решения компетентного органа об установлении цен и др.

Установленные государством цены в определенных законодательством случаях подлежат государственной регистрации. К примеру, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития осуществляет государственную регистрацию согласованных с Федеральной службой по тарифам предельных отпускных цен российских и иностранных организаций-производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства и ведет Государственный реестр зарегистрированных предельных отпускных цен на лекарственные средства. Порядок государственной регистрации предельных отпускных цен производителей лекарственных средств определен

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2010 г. N 865.

В качестве мер экономического (косвенного) регулирования ценообразования следует назвать бюджетные дотации, компенсации затрат производителям, льготное кредитование и налоговые льготы, что позволяет снизить себестоимость выпускаемой продукции и, следовательно, уровень цен. Нормативными актами предусмотрена необходимость преобладания мер экономического управления ценами над директивными и максимального увязывания прав субъектов Российской Федерации по регулированию цен с возможностями их бюджетов.

Наши рекомендации