Субъекты внешнеэкономической деятельности
Субъектами внешнеэкономической деятельности являются физические лица; юридические лица и иные правоспособные организации; публичные образования, в том числе государства; международные организации.
Российские участники внешнеэкономической деятельности - юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, а также индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством РФ, физические лица, имеющие постоянное или преимущественное место жительства на территории Российской Федерации, обладающие правом осуществления внешнеэкономической деятельности в соответствии с законодательством РФ.
Иностранные участники внешнеэкономической деятельности - юридические лица и организации в иной организационно-правовой форме, гражданская правоспособность которых определяется по праву иностранного государства, в котором они учреждены; физические лица, гражданская правоспособность и гражданская дееспособность которых определяются по праву иностранного государства, гражданами которого они являются, и лица без гражданства, гражданская дееспособность которых определяется по праву иностранного государства, в котором данные лица имеют постоянное место жительства.
При осуществлении внешнеэкономической деятельности возникают контрактные отношения между резидентами страны и ее нерезидентами. Резидент экономики - это хозяйствующий субъект, экономические интересы которого сосредоточены на территории данной страны, если он ведет и намеревается продолжать вести экономические операции в этой стране в значительных масштабах. Нерезидентом страны является хозяйствующий субъект, экономические интересы которого сосредоточены за пределами ее экономической территории.
Согласно законодательству Российской Федерации резидентами российской экономики (российскими лицами) являются:
- физические лица, имеющие постоянное местожительство в Российской Федерации, в том числе временно находящиеся за ее пределами;
- юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, с местонахождением в России;
- предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, с местонахождением в России;
- дипломатические и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами России;
- находящиеся за пределами Российской Федерации филиалы и представительства резидентов.
На территории Российской Федерации нерезидентами (иностранными лицами) являются:
- физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами Российской Федерации, в том числе временно находящиеся в России; при этом физические лица, фактически находящиеся на ее территории не менее 183 дней в календарном году, становятся налоговыми резидентами России;
- юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации;
- предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации;
- находящиеся в Российской Федерации иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства;
- находящиеся в Российской Федерации филиалы и представительства нерезидентов.
Юридические лица выступают в качестве одного из наиболее значительных участников внешнеэкономической деятельности. В зарубежных странах и Российской Федерации правовое положение юридических лиц и иных организаций определяется по правилу личного закона.
Существует несколько критериев, на основе которых формируется правило личного закона. Самым распространенным критерием для определения личного закона организации является место ее создания (Великобритания, США). Такой закон обычно называют законом инкорпорации. К примеру, по правилу закона инкорпорации если организация учреждена в США, то ее правовое положение будет определяться по праву соответствующего штата.
В качестве критериев для определения личного закона организации применяются также место нахождения (ФРГ) и место деятельности (Италия) организации. Вместе с тем в ряде случаев указанные критерии по существу могут соответствовать критерию места создания организации. К примеру, в ФРГ правовое положение организации определяется по месту ее нахождения. В частности, местом нахождения акционерного общества, учрежденного в ФРГ, является место, определенное в уставе общества. В уставе общества может быть установлено, что местом нахождения общества является место его деятельности, место, из которого осуществляется руководство делами или из которого осуществляется управление обществом. Причем место нахождения общества должно находиться на территории ФРГ.
Правовое положение иностранных юридических лиц и иных организаций в Российской Федерации определяется нормами федеральных законов, а в случае урегулирования соответствующих отношений в международном договоре РФ - правилами международного договора Российской Федерации.
В силу ГК РФ личным законом иностранного юридического лица и иной организации считается право страны, где учреждена данная организация, т.е. ГК придерживается закона инкорпорации.
По правилу личного закона определяются все вопросы, касающиеся правового положения иностранной организации, в частности:
1) статус организации в качестве юридического лица или организации, не являющейся юридическим лицом;
2) организационно-правовая форма организации;
3) требования к наименованию организации;
4) вопросы создания, реорганизации и ликвидации организации, в том числе вопросы правопреемства;
5) содержание правоспособности организации;
6) порядок приобретения организацией гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей;
7) внутренние отношения, в том числе отношения организации с ее участниками;
8) способность организации отвечать по своим обязательствам.
Иностранные граждане, юридические лица и иные правоспособные организации вправе создавать в Российской Федерации юридические лица, в том числе коммерческие организации с иностранными инвестициями, которые являются российскими юридическими лицами со всеми вытекающими правовыми последствиями. Личным законом коммерческих организаций с иностранными инвестициями является российское право. Допускается создание юридических лиц со стопроцентным участием иностранных инвесторов.
В случае учреждения коммерческой организации с иностранными инвестициями возникает вопрос о праве государства, регулирующего отношения между учредителями по созданию юридического лица. Такие отношения в силу ГК РФ регулируются правом страны, в которой учреждается юридическое лицо, поэтому если юридическое лицо с иностранными инвестициями учреждается в Российской Федерации, отношения между учредителями по его созданию подчиняются российскому праву.
Государство и иные публичные образования, хоть и крайне редко, также могут являться участниками внешнеэкономической деятельности. В частности, они могут выступать в качестве участников внешнеэкономической деятельности в случае заключения договора купли-продажи или договора аренды земельного участка за границей, выделяемого под строительство здания посольства (консульства) или под строительство жилого дома для проживания сотрудников посольства (консульства), договора строительного подряда при строительстве зданий посольства (консульства), договора аренды жилого дома для проживания сотрудников посольства (консульства).
Государство имеет особый статус, поскольку обладает суверенитетом. На суверенитете основан иммунитет государства. Существуют две теории иммунитета: теория абсолютного иммунитета и теория функционального иммунитета.
Сущность теории абсолютного иммунитета заключается в том, что государство при вступлении в любые правовые отношения обладает иммунитетом, если само от него добровольно не откажется, включая:
1) иммунитет от привлечения к суду в качестве ответчика или третьего лица;
2) иммунитет от принятия по отношению к государству мер по обеспечению иска;
3) иммунитет от обращения взыскания на имущество государства в порядке принудительного исполнения судебного и (или) арбитражного решения.
В отличие от теории абсолютного иммунитета теория функционального иммунитета признает за государством иммунитет только в случае, когда государство выполняет властные функции. Поэтому при вступлении государства в гражданско-правовые отношения, в том числе при совершении внешнеэкономических сделок, характеризующихся признаком равенства субъектов гражданских прав (контрагентов по сделке), государство лишается иммунитета. Иными словами, когда государство действует на международном рынке наравне с физическими и юридическими лицами, оно теряет иммунитет (в целях соблюдения равенства всех участников рынка и, в конечном итоге, для обеспечения действия закона конкуренции). Теории функционального иммунитета придерживаются суды Австралии, Австрии, Бельгии, Греции, Италии, Канады, США, ФРГ.
Теории функционального иммунитета придерживается и Российская Федерация, но федеральными законами могут устанавливаться исключения из общего правила.