Факторный анализ прибыли от продажи (реализации) продукции
№ п/п | Реализованные изделия | Изделие | ||
план | факт | отклонение | ||
Реализованные изделия (шт.) | +40 | |||
Затраты (тыс.руб.) | +2000 | |||
Доходы от продажи (тыс. руб.) | +24800 | |||
Прибыль от реализации (тыс. руб.) (строка3-строка2) | +22800 | |||
Себестоимость одного изделия (руб.). ( строка2/строка1) | -3040 | |||
Продажная цена одного изделия (строка3/строка1) | +21900 |
Вывод: При реализации изделия предприятие получило прибыли на 22800 тыс.руб. больше, чем предусматривалось бизнес-планом. Исходя из данных можно определить влияние на это отклонение следующих факторов:
1.рост объема продаж продукции на 40 единиц, что дополнительно увеличивало прибыль на сумму +1850000 тыс.руб. (+40*(160000 руб.-113750 руб.))
2.снижение себестоимости продукции на 3040 руб. привело к общей экономии затрат и увеличению прибыли в размере +2553600 руб. ((3040р.)*840 ед.);
3.рост цены на продукцию привело к увеличению прибыли на +18396000р.( (21900р.)*840 ед.).
Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура ) и структура производства и реализации. При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой –наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает следующие основные моменты :
· определение текущих и перспективных потребностей покупателей;
· оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;
· изучение жизненного цикла изделий на рынках и принятие своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;
· оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.
Важным показателем деятельности предприятия является качество продукции. Его повышение- одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиции на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли за счет не только объема продаж, но и более высоких цен.
Важное направление повышения конкурентоспособности продукции-совершенствования организации торговли, сервисного обслуживания покупателей, рекламы продукции.
Таблица 4
Анализ структуры товарной продукции
изделие | Оптовая цена изделия,руб. | Объем производства продукции,шт. | Структура продукции,% | Выпуск продукции в ценах плана, тыс.руб. | Изменение выпуска продукции за счет структуры,тыс. руб. | ||||
план | факт | план | факт | план | Факт при плановой структуре | факт | |||
Электроутюг | +19000 | ||||||||
Пылесос «Ракета» | -11400 | ||||||||
Сумма | - | +7600 |
Обобщающую характеристику изменений в ассортименте продукции дает одноименный коэффициент, уровень которого определяется отношением объема производства продукции, зачтенного в выполнении плана по ассортименту, к плановому (базовому) выпуску продукции. При этом в выполнении плана по ассортименту засчитываются фактический выпуск продукции каждого вида, но не более запланированного. Рассчитать необходимо величину данного коэффициента по данным предприятия «УАПО» приведенным в таблице 4:
Кас=(50000+17000)/80000=0.84
Судя по его величине, произошли существенные в ассортиментной политике предприятия : значительно увеличился выпуск первого изделия и сократился второго.
Изменение структуры производства и реализации продукции оказывает большое влияния на все экономические показатели : объем выпуска в стоимостной оценке, себестоимости товарной продукции, прибыль, рентабельность.
Расчет влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей можно произвести способом цепной подстановки (таблица 4) :
ВПусл 1= ∑(VBПф общ* Уд iф *Ц iпл)=83600 тыс. руб.
ВПусл 2= ∑(VBПф общ* Уд iпл *Ц iпл)=76000 тыс. руб.
∆ВПстр =Впусл1-Впусл2=83600-76000=+7600 тыс. руб.
Если бы план производства был равномерно недовыполнен на 5% по всем видам продукции и не нарушилась запланированная структура, то общий объем производства в ценах плана составил бы 76000 тыс. руб.При фактической структуре он выше на 7600 тыс.руб. Это значит , что увеличилась доля дорогой продукции в общем ее выпуске.