Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. „

2. Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгал­терской отчетности в РФ, утвержденным приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н.

«Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств».

1) ПБУ «Учет материальных производственных запасов».

2) ПБУ «Учет нематериальных активов».

3) ПБУ "Бухгалтерская отчетность организации».

4) ПБУ «Учетная политика организации».

Приказ Минфина РФ «О бух. учете и отчетности при реорганиза­ции и ликвидации юридических лиц».

3.1.1. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129 – ФЗ

«О бухгалтерском учете»

Все предприятия и индивидуальные предприниматели на террито­рии РФ должны вести бухгалтерский и налоговый учет и составлять от­четность в порядке, предусмотренном законодательством.

Основные требования к организации и ведению бухгалтерского учета, подготовке и предоставлению бухгалтерской отчетности пред­приятия установлены Федеральным законом РФ «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129 – ФЗ, Положением по ведению бухгал­терского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденным приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н.

Пользователями бухгалтерской отчетности предприятия являются:

• собственники (учредители, участники, акционеры и т.п.) пред­приятия;

• органы статистики;

• налоговые и другие контролирующие органы.

В предпринимательской деятельности широко используются дан­ные бухгалтерского учета и отчетности для принятия управленческих решений, оценки привлекательности инвестиций в предприятие, опреде­ления стоимости предприятия при его продаже и тому подобных целей.

Организации, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтер­ском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтер­ский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.

В рамках учетной политики предприятие:

• самостоятельно определяет в установленном порядке форму и методы ведения бухгалтерского учета, методы оценки видов имущества и обязательств, а также технологию обработки учетной информации;

• разрабатывает систему внутрипроизводственного учета, отчет­ности и контроля;

• разрабатывает и утверждает формы применяемой первичной до­кументации;

• разрабатывает и утверждает порядок проведения инвентариза­ции и др.

В перечисленных нормативных документах изложены основные требования к ведению бухгалтерского учета организации.

3.1.2. Понятие о счетах бухгалтерского учета

Бухгалтерский счет – основная единица хранения информации, ко­торая после обобщения всей бухгалтерской информации необходима для принятия управленческих решений. Счета бухгалтерского учета – это способ текущего взаимосвязанного отражения и группировки имущества по составу и размещению, по источникам его образования, а также хозяй­ственных операций по качественно однородным признакам, выраженным в денежных, натуральных и трудовых измерителях.

Для каждого вида имущества, обязательства и операции открыва­ются отдельные счета со своим наименованием и цифровым номером (шифром), которые соответствуют каждой статье баланса, например, 01 «Основные средства», 04 «Нематериальные активы», 10 «Материа­лы», 20 «Основное производства», 50 «Касса», 51 «Расчетные счета» 52 «Валютные счета», 75 «Расчеты с учредителями», 99 «Прибыль и убытки», 80 «Уставный капитал» и др.

Каждый счет представляет собой двухстороннюю таблицу: левая сто­рона счета – дебет (от лат. «должен»), правая сторона – кредит (от лат. «верит»). Для одних счетов дебет означает увеличение, кредит – уменьше­ние, а для других, наоборот, дебет – уменьшение, а кредит – увеличение. В зависимости от содержания бухгалтерские счета подразделяются на ак­тивные, пассивные и активно-пассивные.

Счета являются активными по:

• экономическому содержанию, т. е. это те счета, которые предна­значены для учета имущества по наличию, составу и размещению;

• балансу, т. е. когда счета (статьи) расположены в активной части баланса;

• сальдо (остаток), т. е. если счета имеют дебетовый остаток.

Счета считаются пассивными по:

• экономическому содержанию, т. е. когда счета отражают учет имущества по источникам его образования;

• балансу, т. е. если счета (статьи) расположены в пассивной части баланса;

• сальдо, т. е. те счета, которые имеют кредитовый остаток.

Кроме активных и пассивных счетов в практике бухгалтерского учета используются активно-пассивные счета, которые могут иметь дебетовое или кредитовое сальдо одновременно. Если по активно-пассивному счету выведено одно сальдо, то оно является результатив­ным и показывает конечный итог от противоположных операций. На­пример, на счете 99 «Прибыль и убытки» отражаются как прибыли, так и убытки, но в конце месяца выводится окончательный финансовый результат – прибыль (если сальдо кредитовое) или убыток (если сальдо дебетовое). В отдельных случаях в активно-пассивных счетах резуль­тативное сальдо вывести нельзя; это бывает тогда, когда результатив­ное сальдо искажает учетные показатели. Например, счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» могли бы заменить два счета: «Расчеты с дебиторами» – активный счет и «Расчеты с кредиторами» – пассивный счет. Необходимость учитывать эти расчеты на одном счете объясняется постоянным изменением во взаимных расчетах, дебитор может стать кредитором и наоборот и разбивать этот счет на два от­дельных нецелесообразно.

План счетовутвержден приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н. План счетов применяется в организациях всех форм соб­ственности и организационно-правовых форм, ведущих учет методом двойной записи (кроме кредитных и бюджетных).

План счетов представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете. В нем при­ведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).

На основе данного плана счетов организации утверждают рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета.

Сущность и значение двойной записи на счетах

Данные о каждой хозяйственной операции записываются на счетах бухгалтерского учета одновременно по дебету одного счета и кредиту другого счета в одинаковой сумме – это называется двойной записью.

Двойная запись обеспечивает взаимосвязанное отражение хозяйствен­ных операций организации, а также имеет большое значение для контроля, так как сумма оборотов по дебету всех открытых счетов должна быть равна сумме оборотов по кредиту этих счетов. Если такого равенства нет, это сви­детельствует об ошибке при отражении операций.

Указание дебетуемого и кредитуемого счетов на сумму отражаемой операции называется бухгалтерской проводкой.

Составить бухгалтерскую проводку значит указать, на какую сторо­ну каких счетов записать сумму операции.

Взаимная связь между счетами, возникающая при двойной записи, называется корреспонденцией счетов, а счета, между которыми возника­ет такая связь, называют корреспондирующими счетами.

Синтетический и аналитический учет

В бухгалтерском учете используется синтетический и аналитиче­ский учет.

Синтетический учет – учет обобщенных данных бухгалтерского учета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам, который ведется на синтети­ческих счетах бухгалтерского учета.

Аналитический учет – учет, который ведется в лицевых и иных ана­литических счетах бухгалтерского учета, группирующих детальную ин­формацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета.

Синтетический и аналитический учет организуются так, чтобы их показатели контролировали друг друга и в конечном итоге совпадали, вот почему записи по ним проводятся параллельно; записи на счетах ана­литического учета производятся на основании тех же документов, что и записи на счетах синтетического учета, но с большей детализацией.

Между синтетическими и аналитическими счетами существует не­разрывная взаимосвязь.

Взаимосвязь между счетами и балансом в бухгалтерском учете прояв­ляется следующим образом. На основании данных статей баланса откры­ваются активные и пассивные счета, названия которых в основном совпа­дают со статьями баланса. Так, статье актива «Нематериальные активы» соответствует счет 04 «Нематериальные активы»; статье пассива баланса «Добавочный капитал» – счет 83 «Добавочный капитал» и т. д. Иногда не­сколько счетов представлены в балансе одной статьей. Например, статья баланса «Запасы» включает несколько групп счетов (10, 11, 15, 16, 20, 21, 41, 43 и т.д.). Одновременно существуют счета, отражающиеся в балансе по двум статьям. Например, счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в активе баланса включен в статью «Прочие дебиторы», а в пассиве – в статью «Прочие кредиторы». Кроме того, суммы остатков по соответствующим статьям баланса служат начальными остатками от­крываемых синтетических счетов. Общая сумма дебетовых остатков син­тетических счетов равна общей сумме кредитовых остатков, ибо эти итоги есть не что иное, как итоги актива и пассива баланса. На основании ко­нечных сальдо синтетических счетов составляют новый баланс на первое число следующего отчетного периода (месяца, квартала и года).

Однако между бухгалтерскими счетами и балансом имеется отличие, которое состоит в том, что на бухгалтерских счетах отражаются текущие хозяйственные операции и итоговые данные за отчетные периоды в денеж­ных, натуральных и трудовых показателях, а в балансе отражаются только итоговые данные на начало и конец отчетного периода в денежной оценке. В текущем учете представлены счета, которые в балансе отсутствуют, так как они закрываются до составления баланса – счет 26 «Общехозяйственные рас­ходы», 25 «Общепроизводственные расходы», 44 «Расходы на продажу», 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» и т. д. Не находят отражения в балансе и забалансовые счета.

3.1.3. Организация бухгалтерского учета в организации

Организация бухгалтерского учета регламентируется Феде­ральным законом о бухгалтерском учете(ФЗ от 21.11. 1996 г.

№ 129 – ФЗ «О бухгалтерском учете»).

1. Ответственность за организацию бухгалтерского учета в ор­ганизациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяй­ственных операций несут руководители организаций.

2. Руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы:

а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделе­ние, возглавляемое главным бухгалтером;

б) ввести в штат должность бухгалтера;

в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского уче­та централизованной бухгалтерии, специализированной организа­ции или бухгалтеру-специалисту; г) вести бухгалтерский учет лично.

3. Организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и дру­гих особенностей деятельности.

Принятая организацией учетная политика утверждается при­казом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета.

При этом утверждаются:

• рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синте­тические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтер­ского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

• формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы доку­ментов для внутренней бухгалтерской отчетности;

• порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

• правила документооборота и технология обработки учетной ин­формации;

• порядок контроля над хозяйственными операциями, а также дру­гие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Принятая организацией учетная политика применяется последова­тельно из года в год. Изменение учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства РФ или нормативных актов орга­нов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или суще­ственного изменения условий ее деятельности. В целях обеспечения со­поставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной полити­ки должны вводиться с начала финансового года.

Оборотные ведомости

Оборотная ведомость– итоговая ведомость, которая составляется в конце месяца на основании данных счетов об остатках на начало и конец месяца и обобщает эти данные за месяц. В оборотной ведомости на каждый счет синтетического учета заводится отдельная строка, в ко­торой указывают начальное сальдо, обороты и конечное сальдо по это­му счету. Итоги оборотной ведомости по счетам аналитического учета должны сверяться с данными соответствующего синтетического счета.

Учетные регистры

Учетные регистры– это счетные таблицы определенной формы, построенные в соответствии с экономической группировкой данных об имуществе и источников его образования. Регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, со­держащейся в принятых к учету первичных учетных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетно­сти. Регистры бухгалтерского учета могут вестись в специальных кни­гах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на машинных носителях информации. При ведении регистров бухгалтер­ского учета на машинных носителях информации должна быть преду­смотрена возможность их вывода на бумажные носители информации. Формы регистров бухгалтерского учета разрабатываются и рекоменду­ются Министерством финансов РФ, органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, или федеральными органами исполнительной власти, организациями при соблюдении ими общих методических принципов бухгалтерского учета. Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерско­го учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета. Правильность отраже­ния хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обеспе­чивают лица, составившие и подписавшие их. При хранении регистров бухгалтерского учета должна обеспечиваться их защита от несанкцио­нированных исправлений. Исправление ошибки в регистре бухгалтер­ского учета должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты исправления. Содержание ре­гистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной.

Формы бухгалтерского учета

Совокупность учетных регистров, используемых организацией для отражения хозяйственных операций, образует форму бухгалтерского уче­та. Существующие формы бухгалтерского учета отличаются именно на­бором учетных регистров и системой их взаимодействия. Объединяет формы бухгалтерского учета то, что все хозяйственные операции под­тверждаются первичными учетными документами и отражаются в учет­ных регистрах методом двойной записи на счетах бухгалтерского учета в соответствии с планом счетов. Форма бухгалтерского учета – это ор­ганизация информационной системы, обеспечивающая в определенной последовательности и взаимосвязи совмещение хронологических и си­стематических записей, синтетического и аналитического учета в целях осуществления текущего контроля фактов хозяйственной жизни и со­ставления отчетности. Различают мемориально-ордерную, журнально-ордерную, упрощенную и автоматизированную формы бухгалтерского учета. Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета предусматри­вает ведение регистрационного журнала для регистрации в хронологи­ческом порядке бухгалтерских проводок мемориальных ордеров, содер­жащих указание записать хозяйственную операцию на соответствующих счетах бухгалтерского учета. Проводки из мемориальных ордеров раз­носятся по счетам главной книги, которая является синтетическим ре­гистром систематического учета. Аналитический учет ведется в карточ­ках, записи в которые делаются на основании первичных или сводных учетных документов. Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета предусматривает систематизацию учетных данных в специальных реги­страх журналах-ордерах, которые ведутся по кредиту счетов бухгалтер­ского учета и вспомогательных к ним ведомостях, составленных по дебе­ту счетов. При этой форме учета исключается многократность записей и происходит объединение синтетического и аналитического учетов.

3.1.4. Особенности учета различных

активов и обязательств

Активы предприятия – собственность предприятия, имеющая де­нежную стоимость и отражаемая в активе баланса.

Активы предприятия – деньги, счета дебиторов, оборотные фонды, основной капитал и нематериальные активы.

Учет активов предприятия регулируетсяПравилами бухгалтер­ского учета (ПБУ). Например:

• ПБУ «Учет материально-производственных запасов»,

• ПБУ «Учет нематериальных активов».

Минфин РФ утверждает ПБУ, в которых устанавливает прави­ла формирования в бухгалтерском учете информации, например, о материально-производственных запасах организации.

К материально-производственным запасам относятся средства (ак­тивы) предприятия, обладающие следующими признаками:

1. Назначение. Средства используются в целях обеспечения дея­тельности предприятия как основной, так и любых сопутствующих (например, офисные принадлежности). Могут быть предназначены для перепродажи, использования в производственном процессе или для по­требления самим предприятием в процессе деятельности.

2. Срок использования. Планируемый срок полезного использова­ния обычно не превышает одного года.

3. Стоимость. Для товарно-материальных запасов не устанавлива­ется стоимостных границ.

Виды учета материально-производственных запасов:

1. Учет товаров или материалов, предназначенных для перепро­дажи (не подвергаемые обработке, изменяющей их себестоимость для предприятия)

2. Учет сырья и материалов, используемых в производственном цикле для создания продукции предприятия, предназначенной для про­дажи или внутреннего использования.

3. Учет незавершенного производства.

4. Учет готовой продукции.

5. Учет товаров или материалов, непосредственно используемых в процессе функционирования предприятия и учитываемых в процессе использования в качестве затрат.

Устанавливаемые бухгалтерским законодательством правила учета обязательств предприятия представляют собой частный случай общих по­ложений по определению понятия факта хозяйственной жизни. Из всего спектра обязательств, в которых предприятие выступает в качестве актив­ного и пассивного субъекта, в учете показываются те обязательства, кото­рые входят в категории активов и пассивов, т.е. по бухгалтерской термино­логии дебиторская (актив) и кредиторская (пассив) задолженности.

Под дебиторской задолженностью понимаются суммы денежных средств или суммы денежной оценки иных активов, причитающихся к получению предприятием. Под кредиторской задолженностью суммы денежных средств или суммы денежной оценки иных активов, причи­тающихся к выплате (передаче) предприятием.

Основные средства. Учет основных средств

Основные средства – это часть имущества, используемая в каче­стве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев.

При принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:

а) использование в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

б) использование в течение длительного времени, т.е. срока полез­ного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обыч­ного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

в) организацией не предполагается последующая перепродажа дан­ных активов;

г) способность приносить организации экономические выгоды (до­ход) в будущем.

Классификация основных средств:

1. По назначению:

• производственные основные средства основной деятельности;

• производственные основные средства других отраслей;

• непроизводственные основные средства.

2. По видам– здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, произ­водственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихо­зяйственные дороги и пр.

3. По степени использования:

• в эксплуатации;

• в запасе (резерве);

• в стадии достройки, дооборудования, реконструкции и частич­ной ликвидации;

• на консервации.

4. В зависимости от имеющихся прав:

• объекты основных средств, принадлежащие организации на праве собственности (в том числе сданные в аренду);

• объекты основных средств, находящиеся у организации в опера­тивном управлении или хозяйственном ведении;

• объекты основных средств, полученные организацией в аренду.

Восстановление (воспроизводство) объекта основных средств может осуществляться посредством ремонта, модернизации и ре­конструкции.

Затраты на восстановление объекта основных средств отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся. При этом затраты на модернизацию и реконструкцию объекта основных средств после их окончания могут увеличивать первоначальную стои­мость такого объекта, если в результате модернизации и реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные по­казатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.) объекта основных средств.

В случае наличия у одного объекта нескольких частей, имеющих разный срок полезного использования, замена каждой такой части при восстановлении учитывается как выбытие и приобретение самостоя­тельного инвентарного объекта.

Если ремонт производится в срок более одного года – это считается капи­тальный ремонт. В начале отчетного периода (календарный год) предприятия имеют право создавать на основании сметы резервный фонд.

Наши рекомендации