Федеральный Закон РФ «О бухгалтерском учете» от 21.11.96г. „

2.Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Р. Ф. 29.07.98 г. № 34н (в ред. Приказов Минфина РФ в ред. от 15.10.2010г.);

3. ПБУ 1/98 от 9.12.98 №60-н "Учетная политика организации" Приказ Минфина РФ от 06.10.2008 г. № 106н (в ред. Приказа Минфина РФ от 11.03.2009 № 22н);

4.ПБУ 4/99 от 6.07.99 №43-н "Бухгалтерская отчетность организации", (в ред. от 21.05.2011г.);

5. ПБУ 9/99 от 6.05.99 №32-н "Доходы организации" Приказ Минфина РФ от 06.05.99 г. №32н (в ред. Приказов Минфина РФ от11.09.2010)

6. ПБУ 10/99 от 6.05.99 №33-н "Расходы организации", (в ред. Приказов Минфина РФ от02.11.2010)

7. ПБУ 5/01 от 9.06.01 №44-н "Учет материально-производственных запасов" Приказ Минфина РФ от 09.06.01 г. №44н (в ред. Приказов Минфина РФ от 26.03.2007 № 144н)

8.ПБУ 6/01 т 30.03.01 № 65-н "Учет основных средств» (в ред. Приказов Минфина РФ от 27.11.2006 № 156н)

9.План счетов бухгалтерского учета от 31.11.2000 г. №94-Н (в ред. Приказа Минфина РФ от 07.05.2003 № 38н)

10.Положение о безналичных расчетов в РФ. Приказ Центробанка от 12.04.01 г. № 2-П. (в ред. Приказов Минфина РФ ЦБ РФ от 22.01.2008 № 1964-У)

11.Налоговый кодекс от 01.01.1999 г. Часть первая 146-ФЗ (редакция от 28.06.2009 г.) и вторая 117-ФЗ (редакция от 03.06.2009 г.).

12.Трудовой кодекс 197-ФЗ от 01.02.2008 г.

Основная и дополнительная литература:

Ю.А. Бабаев «Бухгалтерский учёт», М., «ЮНИТИ», 2008г.

2. П.С. Безруких «бухгалтерский учёт», М., «Бухгалтерский учёт», 2007г.

3. Е.П. Козлова «Бухгалтерский учёт в промышленности», М., «Финансы и статистика», 2007г.

Н.П. Кондраков «Бухгалтерский учёт», М., «ИНФРА – М», 2009г.

Н.Л. Вещунов, Л.Ф. Фомина «Бухгалтерский Учёт на предприятиях различных форм собственности», Москва – Санкт – Петербург, «Герда», 2008г.

Периодические издания:

Журналы и газеты:

· "Бухгалтерский учет"

· "Главный бухгалтер"

· "Финансы"

· "Налоги"

· "Российская газета

· "Финансовая газета"

Пояснительная записка.

Данное пособие – руководство составлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и имеет своей целью оказание помощи студентам по специальности 080114 “Экономика, бухгалтерский учет и контроль” при прохождении производственной практики по всем трем этапам. Студенту рекомендуется использовать, прежде всего, Программу производственной профессиональной практики по специальности 080114. Алгоритм работы по данному пособию включает в себя:

  1. Изучение функциональных обязанностей работников бухгалтерии.
  2. Изучение и использование нормативных и рабочих документов.
  3. Умение осуществлять сбор информации об имуществе, обязательствах организации и их движении.
  4. Умение вести хозяйственные операции и обрабатывать документы.
  5. Умение вести учет на синтетических и аналитических счетах всех хозяйственных операций.
  6. Выработать навыки проведения инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств.
  7. Формирование навыков составления учетных форм, бухгалтерской статистической отчетности.
  8. Умение анализировать хозяйственную деятельность предприятия
  9. Умение осуществлять внутренний контроль за состоянием имущества предприятия и эффективностью использования средств предприятия.
  10. Выработка навыков планирования, документирования, умение работать с внутрифирменными стандартами по аудиторской деятельности.


Рекомендуется в дополнение к данному методически график отработки заданий профессиональной практики с учетом специфики деятельности промышленного предприятия и конкретных условий работы учетно-экономических служб предприятия

Методическое пособие позволит студентам эффективно и результативно формировать профессионально значимые умения н. навыки и самостоятельно оценивать спои навыки и умение н. возможности профессиональной готовности к трудовой деятельности в качестве бухгалтера промышленного предприятия.

Задание 1. «Характеристика объекта практики».

Цель: знакомство с объектом практики.

1. Изучить правила внутреннего распорядка

2. Ознакомиться с характером хозяйственной деятельности предприятия, его структурой, изучить данные о видах выпускаемой продукции (работ или услуг).

3. Изучить документооборот на предприятии и уровень механизации.

Задание 2 «Учет денежных операций»

Цель: приобретение профессиональных навыков в обработке документов н. порядок ведения учета денежных расчетных и кредитных операции.



  1. Ознакомиться с функциональными обязанностями кассира.
  2. Ознакомиться с правилами ведения кассовых операций на предприятии.
  3. Составить и приложить к отчету по практике документы по оформлению кассовых операций (приходный и расходный кассовый ордер).
  4. Уметь осуществлять аналитический учет кассовых операций. Ознакомиться с ведением кассовой книги. Изучить ведение синтетического учета кассовых операций, заполнить и приложить к отчету журнал - ордер №1, ведомость №1 по счету 50.
  5. Ознакомиться с учетом расчетов с подотчетными лицами. Составить и приложить к отчету авансовый отчет и журнал - ордер №7.
  6. Изучить порядок открытия расчетного счета в банке, документальное оформление операций по движению денежных средств на расчетном счете. Заполнить и приложить к отчету платежное поручение, платежное требование — поручение.
  7. Научиться обрабатывать и проверять выписки банка из расчетного счета.
  8. Составить и приложить к отчету Журнал - ордер № 2 и ведомость № 2 по счету 51.
  9. Знать формы безналичных расчетов, применяемых на предприятии с учетом расчетов с разными дебиторами и кредиторами с учетом кредитов банка.

Задание 3. «Учет товарно-материальных ценностей.»

Цель: приобретение профессиональных навыков по учету товарно-материальных ценностей.

Для достижения поставленной цели студент должен:

  1. Ознакомиться с функциональными обязанностями работников группы учета: товарно-материальных ценностей.
  2. Дать оценку товарно-материальных ценностей применяемую в учете на данном предприятии.
  3. Ознакомиться с документальным оформлением приема товарно-материальных ценностей на склад. Составить и приложить приходную накладную, акт приема и другие документы на приход товарно-материальных ценностей.
  4. Ознакомиться с аналитическим учетом на складе и в бухгалтерии.
  5. Изучить синтетический учет поступления товарно-материальных ценностей и учет расчетов с поставщиками. Составить и приложить к отчету журнал-ордер №6 по учету расчетов с поставщиками, счет 60.
  6. Ознакомиться с документальным оформлением отпуска и отгрузки товарно-материальных ценностей. Составить и приложить к отчету: требование на отпуск ТМЦ; лимитное - заборную карту; приказ на отпуск на сторону и другие имеющиеся на предприятии документы по расходу ТМЦ.
  7. Изучить синтетический учет отпуска и отгрузки товарно-материальных ценностей. Составить и приложить к отчету ведомость №10.
  8. Ознакомиться с учетом переоценки товарно-материальных ценностей; с проведением инвентаризации товарно-материальных ценностей и отражением в учете их результатов.

Задание 4 «Учета основных средств и нематериальных активов»

Цель: приобретение профессионального опыта в ведении учета основных средств и нематериальных активов.

1. Изучить состав основных средств предприятия и его классификацию.

2. Дать оценку основных средств числящихся на балансе предприятия.

3. Используя теоретические знания и практические навыки провести обработку документов по поступлению основных средств и нематериальных активов. На основании приобретенного профессионального опыта составить и приложить к отчету акт приема-передачи основных средств, накладные на внутреннее перемещение

4. Освоить особенности ведения синтетического и аналитического учета основных средств н. нематериальных активов на предприятии. На основании приобретенного профессионального опыта составить и приложить к отчету документы, касающиеся учета основных средств и нематериальных активов. (Акт ликвидации основных средств; инвентарную карточку; журнал-ордер №13)

5. Изучить учет капитальных вложении в основные средства и нематериальные активы (при подрядном о хозяйственном способах работ ).

6. Изучить порядок начисления износа (амортизации основных средств и нематериальных активов) применяемый на предприятии и его учет.

7. Изучить виды ремонта основных средств, их источники и учет.

8. Изучить документальное оформление и учет выбытия основных средств и нематериальных активов, согласно плану счетов бухгалтерского учета.

9. Изучить учет арендованных и сданных в аренду основных средств.

10. Изучить систему перехода предприятия на новый план счетов бухгалтерского учета и отразить учет основных средств по счетам бухгалтерского учета

11. .

Задание 6. «Учет затрат на производство»

Цель: приобретение профессионального опыта в ведении учета затрат на производство.

  1. Дать характеристику основного и вспомогательного производства данного предприятия.
  2. Изучить состав прямых затрат предприятия
  3. Изучить учет прямых затрат на производство.
  4. Изучить состав, учет и распределение косвенных расходов.
  5. Изучить учет потерь от брака.
  6. Дать оценку брака.
  7. Изучить учет вспомогательного производства
  8. На основании приобретенного профессионального опыта составить отчетную калькуляцию. Определить фактическую себестоимость готовой продукции с учетом остатков незавершенного производства. Составить и приложить к отчету по практике журнал-ордер №10, 10/1; ведомость 12; 15
  9. Произвести анализ себестоимости продукции по общей сумме и отдельным элементам.

Задание 7 «Учета готовой продукции и се реализации.

Цель: приобретение профессиональных навыков во введении учета готовой продукции и се реализации.

  1. Изучить учет готовой продукции на складах предприятия и в бухгалтерии (согласно нового плана счетов бухгалтерского учета)
  2. Нa основании приобретенного профессионального опыта дать оценку готовой продукции.
  3. Изучить учет товаров отгруженных и коммерческих расходов.
  4. Изучить учет реализации продукции и расчетов с покупателями.
  5. Изучить учет налога на добавленную стоимость.
  6. На основании полученных знаний и приобретенного профессионального опыта определить результат от реализации продукции.
  7. Составить и приложить к отчету документацию по учету движения готовой продукции: ведомость 16

Анкета для студентов

Цель: выявить уровень удовлетворённости тренингом по подготовке к профессиональной практике

№ п/п Содержание опроса Критерии
Да Нет
  Знаете ли Вы как:    
1. Преодолевать барьеры общения +  
2. Использовать знания о вербальном и невербальном общении при знакомстве с новым коллективом. +  
3. Быстро адаптироваться (приспособиться) к среде +  
4. Преодолеть тревожность, снять стресс. +  
5. Преодолеть конфликтную ситуацию +  
6. Преодолеть трудности +  

Оказали ли Вам помощь знания, полученные на тренингах?

В нескольких заданиях я ссылалась на знания, полученные на тренингах.

Наши рекомендации