Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете». Его основные положения

-Цели установление единых требований,создание правового механизма регулирования б.у.

-Б.у - формирование документированной систематизированной информации об объектах, по которой составляют бух отчетность.

- Действие на):

1) ком.инеком. организации;

2) гос.органы и т.д.;

3) ЦБ РФ;

4) индивидуальных предпринимателей;

5)филиалы.

-закон применяется при ведении бюджетного учета активов и обязательств Р Ф, субъектов РФ и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, при составлении бюджетной отчетности.

-закон применяется бухгалтером.

- закон применяется при ведении б.у.в процессе выполнения соглашения о разделе продукции.

- закон не применяется при создании информации для предоставлении ее кредитной организации в

соответствии с ее требованиями,или др.

указаны очновныеопределения,напримербух.отчетности,план счетов и т.д.

12.Учет прочих доходов и расходов

Учитываются на счете 91 «прочие дох.и расх».Субсчета:1-проч.доходы;2-проч.расх;9-сальдо проч.дох.ирасх.Записи по счетам 91.1 и 91.2 осуществляют накопительно в течении отчетного года.Вконце месяца сальдо счета 91 списывают на 99 «прибыли и убытки».Синтетический счет при этом закрывается и сальдо на конец месяца отсутствует.По окончании отчетного года 91.1 и 91.9 закрываются на 91.1.Сальдо на конец года субсчетов 91 отстутствует.

Доходы и расходы включают:результат от продажи осн.ср-в,немат.активов,мат.ценностей,иностраннойвалюты;поступления,связанные с участием в уставных капиталах других организациях;доходы и расходы от сдачи имущества в аренду;прибыль от совместной деят-ти и др.

Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете». Его основные положения - student2.ru

22.Счета и двойная запись. Экономико-математические взаимосвязи в бухгалтерском учете

Счет — это экон. группировка (в виде таблицы), в которой отражается информация о хоз. опер.

Счет имеет дебет (левая часть) и кредит (правая часть).

Счета бывают активными, пассивными и активно-пассивными.

На активном счете по дебету происходит увеличение сальдо счета, по кредиту — уменьшение.

На пассивном счете по дебету происходит уменьшение сальдо счета, по кредиту — увеличение.

Активно-пассивные бывают со свернутым или развернутым сальдо.

Счета бух.баланса-способ экономической группировки текущего отражения и понимания движения хоз.средств организацией.

Счета открываются на каждый вид объектов бух наблюдения. Каждый счет имеет название и кодовое обозначение и номер счета.они предназначены для отражения хоз ср-в по их видам(активы) и отражение источников этих средств(пассивы).Записи на б.с. начинаются с отражения состояния, учитываемого объекта на каждое первое число месяца и называется начальное сальдо или начальный остаток. Итоги записей сумм по дебету и кредиту называется оборотом. для определения нового остатка после завершения хоз.операций за определенный период к нач.сальдо прибавляется оборот, отражающий увеличение по счету и вычитается оборот, отражающий уменьшение по счету. Полученный остаток наз .конечным сальдо или сальдо на конец. Местоположение учитываемого объекта в балансе позволяет подразделять балансовые счета по их структуре на активные и пассивные. На акт.счетах могут быть только дебетовое сальдо. На пассивных только кредитовое. счета ,на кот. одновременно могут отражаться и хоз. средства, и источники этих средств(активно-пассивные)(развернутое сальдо). Развернутое сальдо в активно-пассивных счетах в обычном порядке определить невозможно, для этого необходимы данные аналитического учета. Аналитический учет дает информацию о состоянии расчетов с каждым дебитором (например, с покупателем) и с каждым кредитором (например, поставщиком организации в долг материалов), т.е. выводится сальдо по каждому покупателю и поставщику отдельно, а затем подсчитывается общая сумма дебиторской и кредиторской задолженности. Деление счетов на активные и пассивные отражает органическую связь счетов с балансом.

В результате хоз.операций происходит изменение средств и их источников. Каждая хоз операция вызывает изменение не менее чем в двух статьях баланса.для этого сумму по операции необходимо записывать в двух счетах, с оответствующих двум затрагиваемым статьям баланса. Это наз-сядвойная запись, необходимость двойной записи обусловлена тем, что изменение вызываемое операциями носит двойственный х-р и происходит в двух взаимосвязанных объектах бух.учета. Формальное выражение двойной записи называют бух.проводкой или бух.записью. нормализация выражается в записи кодов и названий взаимосвязанных счетов по дебету и кредиту, а также суммы операции. В результате двойной записи между счетами возникает взаимосвязь. Эта взаимосвязь называется корреспонденцией счетов. В каждом бухгалтерском счете хозяйственные операции отражаются систематически в последовательности их совершения, т.е. в хронологическом порядке. Баланс периодически воссоздает обобщенную картину состояния имущества организации, а счета обобщают движение (как увеличение и уменьшение) объектов бухгалтерского учета. Непосредственно с балансом счета связаны остатками средств на дебетовой стороне активных счетов и остатками источников средств на кредитовой стороне пассивных счетов.

Контрольное значение ее заключается в том, что, записывая каждую операцию в одинаковой сумме по дебету и кредиту счетов, проверяют равенство итога оборотов по дебету и кредиту всех счетов за месяц. Отсутствие этого равенства свидетельствует об ошибках в записях по счетам. Познавательное значение двойной записи заключается в том, что по корреспонденции счетов можно определить содержание совершившейся хозяйственной операции.

Двойная запись операций на счетах, ее сущность и значение

При осуществлении хозяйственной деятельности происходят изменения в составе хозяйственных средств и их источников. Все хозяйственные операции, которые совершаются в организациях,оформляются документально. Изменения, вызываемые хозяйственными операциями, носятдвойственный характер и происходят, как правило, в двух взаимосвязанных объектах бухгалтерского учета.

Каждая хозяйственная операция отражается на счетах бухгалтерского учета дважды (методом двойной записи): по дебету одного и кредиту другого счета.

В каждом бухгалтерском счете хоз-ные операции отражаются систематически в последовательности их совершения, т.е. в хронологическом порядке.

Взаимосвязь между счетами бухгалтерского учета называется корреспонденцией счетов. Она выражается записью хозяйственной операции по дебету одного и кредиту другого счета.

Двойная запись своей внутренней логикой помогает раскрыть принципы противоположного построения структуры активных и пассивных счетов, связывая их с двусторонним построением баланса, где слева (у счетов — дебет) отражаются остатки хозяйственных средств, а справа (на счетах — кредит) отражаются остатки источников средств. И по этой формальной связи счетов с балансом остатки средств заносятся на левую (как в балансе), т.е. дебетовую, сторону счета, а остатки источников средств — на правую (как в балансе), т.е. кредитовую, сторону счета.

Таким образом, построение активных и пассивных счетов предопределено построением самого баланса. Двустороннее построение баланса диктует двустороннее построение счетов. Счета дополняют баланс, образуя связанную с ним двойной записью единую и цельную бухгалтерскую систему.

Функции в этой системе поделены между балансом и счетами. Баланс периодически воссоздает обобщенную картину состояния имущества организации, а счета обобщают движение (как увеличение и уменьшение) объектов бухгалтерского учета. Непосредственно с балансом счета связаны остатками средств на дебетовой стороне активных счетов и остатками источников средств на кредитовой стороне пассивных счетов. Двусторонность построения счетов, предопределенная балансом, используется для группировки изменений в виде увеличений и уменьшений, происходящих с активными и пассивными объектами бухгалтерского учета.

Двойная запись характеризуется тремя принципами:

1) отражается дважды;

2) отражается по дебету одного и кредиту другого счета;

3) на обоих взаимосвязанных счетах отражается в одной и той же сумме.

Регистрация хозяйственных операций в учетном процессе дублируется в целях контроля и отражается первый раз как свершившийся факт, в хронологической регистрации с документальнымподтверждением, а второй раз — в системной регистрации в виде разноски суммы операции по дебетуемым и кредитуемым синтетическим и аналитическим счетам.

Бухгалтерский учет благодаря двойной записи становится системным, текущим и непрерывным, в котором ни одна запись не отражается без документального подтверждения, и разнообразнаясовокупность имущества обобщается в едином денежном измерении. В системном, текущем и непрерывно осуществляемом бухгалтерском учете однородные, документированные факты хозяйственной деятельности обобщаются в различные экономические показатели финансовой отчетности, которые формируются на дебете и кредите бухгалтерских счетов с помощью двойной систематической записи в виде остатков и оборотов.

Запись на счетах бухгалтерского учета производят на основании документов, поэтому все принятые бухгалтерией документы подвергают бухгалтерской обработке.

Один из ее этапов — запись корреспондирующих счетов по каждой операции, отраженной в документе. Определение и запись корреспондирующих счетов на документах (т.е. составление бухгалтерских проводок) называется котировкой, а текст, указывающий наименование дебетуемого и кредитуемого счетов и сумму отражаемой хозяйственной операции, — бухгалтерской проводкой (статьей, счетной формулой, бухгалтерской записью).

Бухгалтерские проводки составляют на самом документе, которым оформляется хозяйственная операция, в ведомости или журнале, куда записывается операция, или на отдельном специальном

бланке (мемориальных ордерах).

Для облегчения записей каждому счету присваивается определенный номер (шифр), поэтому при составлении бухгалтерских проводок указывают не наименование счетов, а их номера (№ 50 —счет «Касса», № 51 — счет «Расчетный счет»).

Для правильного отражения в учете хозяйственных операций необходимо понять, что каждая хозяйственная операция по экономическому содержанию является двойной и всегда вызывает изменения на двух счетах, но в одной и той же сумме.

23. Учет арендованных основных средств (с позиций арендатора и арендодателя)(62)

Аренда — это основанное на договоре возмездное временное владение и пользование или временное пользование имуществом.

1.вар.сдача имущества в аренду-обычный виде деятельности.расходы на 20,26,44 и т.д.,доходы на счете учеты выручки от продаж 90.

2.вар.не явл.предметомдеятельности.доходы и расходы на 91 «проч.дох.ирасх.»

Арендодатель сделал ремонт и сдал в аренду ,затраты на ремонт:Д91К10,70,69 и тд.

Арендодатель начисляет амортизационные суммы-это уменьшает прибыль:Д91К02 «аморт.расх».

Начислили арендную плату за отчетный период Д76К91.Выручка облагается НДС.Начислени НДС:Д91К68.

Арендная плата,авансом:Д76К98 «дох.будущих периодов».

Поступили арендные платежи:Д51,52К76.

Арендатор вложил средства->дооценка(на стоимость вложенных средств):Д01К08 «вложения во необоротные активы».Арендодатель учитывает арендованное на 001 «аренд-ыеосн-ые ср-ва».Аналитический учет ведется по объектам.

Арендатор арендодателю:Д25и дрК76.Перечислил Д76К51,52.

Начисление арендной платы за будующие периоды:Д97 «расчеты будущих периодов»К76.

Капитальный ремонт арендатора за его счет:затраты списывают с кредита материальных и расчетных счетов на дебет счетов издержек или счета 97 «расчтыбуд.периодов».

Если арендатор за счет арендодателя,то затраты в дебет 76 с кредита 97 ,23,60 ит.д.

24. Анализ себестоимости продукции (42, 54)

Себестоимость продукции - выражающий в денежной форме все затраты предприятия, связанные с производством и реализацией продукции. Себестоимость показывает, во что обходится предприятию выпускаемая им продукция. В себестоимость включаются перенесенные на продукцию затраты прошлого труда (амортизация основных фондов, стоимость сырья, материалов, топлива и других материальных ресурсов) и расходы на оплату труда работников предприятия (заработная плата).

Всё на 20 счет например когда строим что-то.

25. Бухгалтерская отчетность, ее состав и содержание. ПБУ 4/99

-положение не применяется ,если бухг.отчетность нужна для предоставления инфы.

бухгалтерская отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам;

- состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним и пояснительной записки, аудиторского заключения, подтверждающего достоверность, если она подлежит обязательному аудиту.

- достоверное и полное представление о финансовом положении организации

-нейтральность при формировании б.о.

-хронология при составлениие.

-По каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности, должны быть приведены данные минимум за 2 года - отчетный и предшествующий отчетному.

- отчетной датой -последний календарный день отчетного периода.

- отчетный год это календарный год с 1 января по 31 декабря включительно.

Первым отчетным годом - период с даты гос-ной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября - по 31 декабря следующего года.

- Каждая составляющая часть должна содержать: наименование составляющей части; указание отчетной даты или отчетного периода, за который составлена бухгалтерская отчетность;наименование организации с указанием ее организационно - правовой формы; формат представления числовых показателей бухгалтерской отчетности.

-составление на русском языке.

- в валюте РФ.

- подписывается руководителем и гл.бухгалтером (бухгалтером) организации.

26. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

К поставщикам и подрядчикам относят организации, поставляющие сырье и другие товарно-материальные ценности, а также оказывающие различные виды услуг и выполняющие различные работы.60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». По дебету этого счета отражаются суммы исполнения обязательств перед поставщиками и подрядчиками за поставленные товарно-материальные ценности (работы иуслуги), выданные авансы, по кредиту — образование задолженности перед юридическими и физическими лицами.

Расчеты с поставщиками и подрядчиками осуществляются после отгрузки ими товарно-материальных ценностей, выполнения работ и оказания услуг либо одновременно с ними с соглашения организации или по ее поручению.

В настоящее время организации сами выбирают форму расчетов за поставленную продукцию или оказанные услуги.

На предъявленные на оплату счета поставщиков кредитуют 60 «расч.спост.иподр» и дебетуют материальные счета (10,11,15и тд.)или счета по учету соответствующих расходов(20,26,97 и др.).

НДС у покупателя:Д19К60.

Погашение задолженности:Д60К51,52,55(учет ден.ср-в),66,67(кредиты банков).

Выданные авансы:Д60К51,52.

Прощение долга(дарение):Д60К91.

Аналитический учет по 60 ведется по каждому счету .построение аналитического учета дает инфу о задолженностях,авансам и т.д.Учет расчетов с пост.иподр.ведется на 60 обособленно.

При получении штрафов:Д-т 51К-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по претензиям»

Погашение задолженности покупателями и заказчиками (оплата расчетно-платежных документов:

Д-т 50, 51, 52К-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Получение аванса:Д-т 50, 51, 52К-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Авансы полученные».

29. Учет затрат на ремонт основных средств (хозяйственным и подрядным способом)УчетПо объему и характеру производимых ремонтных работ различают капитальный и текущий ремонты ОС. Они отличаются сложностью, объемом и сроками выполнения. Ремонты ОС могут осуществляться хозяйственным способом, т.е. силами самой организации, или подрядным способом (силами сторонних организаций).

В обоих случаях на каждый ремонтируемый объект составляют ведомость дефектов, в которой указывают работы, подлежащие выполнению, сроки начала и окончания ремонта, намечаемые к замене детали, нормы времени на работы и изготовление заменяемых деталей, сметную стоимость ремонта в постатейном разрезе.

Расходы по ремонту ОС относят на затраты продукции того периода, в котором они возникли.

Фактические расходы, связанные с проведением или оплатой работ по ремонту ОС, организации могут относить прямо на счет издержек производства и обращения с кредита соответствующих материальных, денежных и расчетных счетов (счета 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и др.).

Износ:

-моральный - требуется модернизация или замена оборудования

-физический - необходим ремонт оборудования ( ОС)

Ремонт:

-Текущий: Проводится для поддержания ОС в нормальном состоянии.

Затраты по текущему ремонту относятся на расходы по эксплуатации ОС.

Учет этих затрат : Д25 (общепроизводственные расходы) ,26 (общехоз-е расходы)

К10 (материалы), 70 (расчеты с персоналом по оплате труда), 69,89.

Как правило, текущий ремонт проводится работниками , занятыми обслуживанием оборудования.

-Капитальный: проводится с целью замены отдельных деталей и узлов по истечении определенного срока эксплуатации.

Составляется смета расходов на ремонт. Сроки проведения капитального ремонта планируются заранее (за 1 или 2 года).

Источником проведения капитального ремонта может быть созданный резерв предстоящих расходов и платежей.

Для создания резервов в течение года ежемесячно часть стоимости ремонта включается в себестоимость. Создание резерва Д25,26 - К89. (целевое финансирование)

Способы проведения капитального ремонта:

-Хозяйственный: Ремонт осуществляет специальная служба предприятия

Д23 (вспомогательные производства) –

К10 (материалы) ,70 (расчеты с персоналом) ,69 (по страхованию) ,89 - учет затрат

Д89-К23 - списание затрат по окончании ремонта.

-Подрядный: Ремонт осуществляет специализированное предприятие.

Предъявление счета поставщика / подрядчика: Д89-К60 (расчеты с поставщиками)

Д60-К51 (расчетные счета) - погашение задолженности.

Д19(НДС) - К60 (расчеты с поставщиками) – НДС

В случае если у предприятия нет резерва, учёт расходов ведется след.обр: учёт затрат на ремонт Д31 - К10,69,70,89; списание затрат в течение года и включение в с-сть (хоз.способ) Д25,26 - К31; списание затрат(подрядный способ) Д31- К60, Д25,26- К31.

31. Классификация счетов по отношению к балансу

Классификация счетов — это группировка счетов по наиболее существенным признакам, что позволяет обеспечить единообразие в отражении хозяйственных операций, сопоставимость и сводимость соответствующих показателей. Классификация счетов дает возможность определить экономическую нагрузку каждого бухгалтерского счета.

по отношению к балансу — на балансовые и забалансовые;

Забалансовые счета предназначены для учета товарно-материальных ценностей, которые временно находятся в пользовании или распоряжении предприятия, но ему не принадлежат. Кроме того, на этих же счетах ведется учет условных прав и обязательств. Эти счета используются и для контроля за отдельными хозяйственными операциями.

Перечень забалансовых счетов с 001 по 011 приведен в типовом Плане счетов в конце списка основных синтетических счетов и имеет трехзначное обозначение:

001 «Арендованные основные средства»;

002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение»;

003 «Материалы, принятые на переработку»;

004 «Товары, принятые на комиссию»;

005 «Оборудование, принятое для монтажа»;

006 «Бланки строгой отчетности»;

007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов»;

008 «Обеспечения обязательств и платежей полученные»;

009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные»;

010 «Износ основных средств»;

О11«Основные средства, переданные в аренду».

Средства, учет которых ведется на забалансовых счетах, в итоги баланса не включаются и отражаются за балансом.

Особенностью забалансовых счетов является то, что для учета средств применяется простая система учета, т. е. для ведения учета на этих счетах не применяется двойная запись. При поступлении средств их стоимость отражается только в дебете забалансового счета, а при выбытии средств их сумма списывается с кредита того же счета.

Например, при приемке товаров на хранение их стоимость отражается на дебете счета 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение», а при выбытии товаров их стоимость списывают с кредита этого же счета.

По дебету:А↑П↓.По кредиту:А↓П↑.

Типы влияния хоз операций на счета:

1.тип.изменяют состав имущества и затрагивают только А баланса.(А+А-).итоговая сумма не меняется.

2.тип.изм-ся источники формирования имущества .затрагивается только П.(П+П-).итоговая сумма не меняется.

3.тип.изменяют одновременно величину имущества и ист-ки его формирования(А+П+).итог возрастает на равную величину.

4.тип.изменяют одновременно величину имущества и ист-ки его формирования(А-П-).итог уменьшается на равную величину.

33. Анализ финансовой устойчивости по данным баланса (45, 84)

Цель установлении степени краткосрочной и долговременной платежеспособности организации. Основными пользователями результатов анализа финансового состояния организации являются ее кредиторы. Анализ финансового состояния организации заключается в анализе ликвидности баланса, расчете показателей платежеспособности и ликвидности, а также анализе типов финансовой устойчивости.

Факторы, определяющие финансовую устойчивость организации:

• структура источников финансирования организации (чем больше устойчивых и долгосрочных источников финансирования, тем выше финансовая устойчивость организации);

• структура имущества организации (чем больше внеоборотных активов и ниже оборачиваемость имущества, тем выше потребность в устойчивых источниках финансирования и тем ниже при прочих равных условиях финансовая устойчивость организации);

• способность организации генерировать денежный поток и обслуживать свои обязательства (чем больше эта способность, тем выше финансовая устойчивость).

В основе анализа ликвидности баланса лежит так называемое «золотое правило финансирования», которое заключается в следующем:

1. Пассив — это причина, актив — следствие. То есть привлеченные в пассив источники финансирования определяют возможности организации по формированию активов. При этом устойчивые пассивы являются источниками финансирования активов с длительным сроком использования, а краткосрочные — ликвидных активов с коротким сроком использования.

2. Сроки привлечения источников финансирования должны превышать сроки размещения средств в активы. Это значит, что бессрочные источники (собственный капитал) соответствуют в балансе внеоборотным активам, долгосрочные обязательства — запасам, краткосрочные кредиты и займы — дебиторской задолженности, а кредиторская задолженность — денежным средствам и краткосрочным финансовым вложениям.

Суть одной из методик анализа ликвидности баланса можно представить следующим образом (табл. 22.2).

В соответствии с представленной методикой внеоборотные активы финансируются наряду с собственным капиталом долгосрочными обязательствами (зачастую в качестве долгосрочных обязательств организаций выступают учредительские займы, которые, по сути, являются тоже собственным капиталом). Финансирование запасов в соответствии с этой методикой осуществляется за счет кредиторской задолженности, что также очень характерно для российских организаций, поскольку кредиторская задолженность зачастую представляет собой обязательства перед аффилированными лицами, а финансирование дебиторской задолженности осуществляется за счет привлеченных краткосрочных кредитов и займов.

В процессе интерпретации полученных результатов необходимо учитывать, что зачастую успешные организации, имеющие высокие показатели эффективности бизнеса, характеризуются низкими формальными показателями финансовой устойчивости. Эту особенность можно объяснить следующим образом: развивающиеся организации, которые привлекают внешние источники финансирования и вкладывают свободные денежные средства в работающие активы, имеют вследствие этого низкие показатели ликвидности и платежеспособности. Однако до тех пор, пока такие организации генерируют устойчивый денежный поток, они могут придерживаться достаточно рискованной стратегии финансирования, особенно если бизнес растет высокими темпами и не возникает проблем со сбытом продукции.

Кроме того, зачастую формальные показатели финансовой устойчивости занижаются вследствие следующих факторов:

• учредительские займы, которые с формальной, точки зрения являются обязательствами, по сути, представляют собой устойчивые источники финансирования;

• кредиторская задолженность перед аффилированными лицами также может рассматриваться как устойчивый источник финансирования, хотя формально это наиболее рискованный источник финансирования;

• полученные авансы при нормальном функционировании организации могут рассматриваться в качестве устойчивых источников финансирования

Наши рекомендации