II. Анализ прибыли от продажи отдельных видов продукции
Такой анализ проводится по каждому виду продукции. Это позволяет определить, по какой продукции план прибыли выполнен, а по какой - нет и под влиянием каких факторов.
Для анализа используется следующая факторная модель:
Пп = Vп (Цо - С/Сп), (5.5)
где Vп - объем продаж в натуральном выражении;
Цо - оптовая цена единицы продукции;
С/Сп - полная себестоимость единицы продукции.
Данные для анализа по одному виду продукции сведем в таблицу:
Вид продукции | Vп (шт.) | Цо (руб.) | С/Сп (руб.) | Пп (млн.руб.) | Отклонение от плана по прибыли, млн. руб.,(+,-) | |||||||
планов. | фактич. | планов. | фактич. | планов. | фактич. | планов. | фактич. | Всего | в т.ч. за счет | |||
Vп | Цо | С/Сп | ||||||||||
А | -2305 | -850 | +970 | -2425 | ||||||||
Б |
Расчет по продукту Б проводится аналогично.
Для анализа используем способ цепных подстановок.
Результаты анализа сведем в таблицу:
Показатель | Vп (шт.) | Цо (руб.) | С/Сп (руб.) | Прибыль от продаж (млн.руб.) | Влияние фактора на прибыль от продаж (млн.руб.) |
плановый | Vпп | Цоп | С/Спп | Ппп | — |
— | |||||
усл.1 | Vпф | Цоп | С/Спп | Ппусл.1 | Ппусл.1 - Ппп |
- 850 | |||||
усл.2 | Vпф | Цоф | С/Спп | Ппусл.2 | Ппусл.2 - Ппусл.1 |
+ 970 | |||||
фактический | Vпф | Цоф | С/Спф | Ппф | Ппф - Ппусл.2 |
- 2425 |
Проверка:
1. ∆ Пп = Ппф - Ппп = 3395 - 5700 = - 2305.
2. 850 + 970 - 2425 = - 2305.
Выводы:
1. Уменьшение объема продаж в натуральном выражении снизило прибыль на 850 млн.руб.
2. Увеличение оптовой цены единицы продукции увеличило прибыль на 970 млн.руб.
3. Увеличение полной себестоимости единицы продукции снизило прибыль на 2425 млн.руб.
Дополнительно можно посмотреть [36, стр.358-363 ].
Показатели прибыли (кроме валовой прибыли) используются в расчете показателей рентабельности (в числителе).
В ходе факторного анализа можно определить влияние изменения прибыли на рентабельность.
Пример:
´ 100% , (5.6)
Возьмем для расчета влияния изменения прибыли от продаж на изменение рентабельности продаж следующие данные:
Показатели | Базовый год | Отчетный год | Изменения | |
абсол., (+,-) | темп роста,% | |||
Вн, тыс.руб. | + 4685 | 104,92 | ||
Пп, тыс.руб. | + 1396 | 107,80 | ||
Рп, % | 18,79 | 19,31 | + 0,52 | 102,77 |
Используем способ цепных подстановок.
Рпб = 18,79 %,
Рпусл. = 20,95 %,
Рпо = 19,31 %.
Влияние на изменение рентабельности продаж изменения прибыли от продаж: 20,95 % - 18,79 % = + 2,16 %.
Влияние изменения выручки-нетто было отрицательным:
19,31 % - 20,95 % = - 1,64 %.
Проверка:
1. ∆ Рп = + 0,52 %.
2. + 2,16 % - 1,64 % = + 0,52 %.
Аналогично можно проследить влияние изменения прибыли на изменение других показателей рентабельности, например, рентабельности продукции:
. (5.7)
Можно осуществить также факторный анализ налогооблагаемой прибыли, налога на прибыль, чистой (нераспределенной) прибыли, отчислений в фонды предприятия (если они формируются).
Анализируется также и использование чистой прибыли, полученной предприятием [36, стр.389-397].
Для проведения анализа составляется следующая таблица:
Показатели | Базовый год | Отчетный год | Изменение | ||||
абсол. знач., руб. | уд. вес в Пч, % | абсол. знач., руб. | уд. вес в Пч, % | в абс. знач., руб. (+,-) | темп роста, % | структ. динамика, п.п. (+,-) | |
Чистая прибыль (Пч) - всего | — | ||||||
В том числе направлено: - в резервный капитал | |||||||
- в фонд соц. сферы | |||||||
- в фонд накопления | |||||||
- в фонд потребления | |||||||
в т.ч. на выплату дивидендов | |||||||
-на благотворительные и др. цели | |||||||
- экономические санкции |
В акционерных обществах анализируется дивидендная политика, а распределение чистой прибыли - часть этой политики.
Направление чистой прибыли в фонд накопления (капитализация или реинвестирование чистой прибыли) позволяет расширить деятельность предприятия за счет собственных источников. Размеры капитализации чистой прибыли позволяют оценить не только темпы роста собственного капитала предприятия, но и через раскрытие факторной структуры этого роста оценить запас финансовой прочности для таких показателей, как рентабельность продаж, оборачиваемость всех активов и др.
В основе такого анализа лежат факторные модели, раскрывающие важнейшие причинно-следственные связи показателей финансового состояния предприятия и финансовых результатов.
Для факторного анализа могут быть предложены следующие модели
[17, стр.229-232]:
1) , (5.8)
где - темп роста собственного капитала;
- рентабельность продаж, рассчитанная по чистой прибыли;
- коэффициент оборачиваемости всего капитала;
- мультипликатор капитала;
- доля чистой прибыли, направляемой на накопление, в общей величине чистой прибыли (норма капитализации прибыли).
2) , (5.9)
где - удельный вес краткосрочных обязательств в капитале предприятия;
- общий коэффициент покрытия (или коэффициент текущей ликвидности, рассчитанный без корректировки по знаменателю);
- коэффициент оборачиваемости текущих (оборотных) активов.
Анализ влияния использования прибыли на финансовое состояние предприятия можно посмотреть в книге Н.П. Любушина, В.Б. Лещевой и В.Г. Дьяковой [36, стр. 397-401].
В связи с внесением изменений в формы бухгалтерской отчетности начиная с отчетности за 2003 г. в расчете текущего налога на прибыль учитываются постоянные налоговые обязательства, отложенные активы и отложенные налоговые обязательства. Так как эти суммы влияют на величину налога, а значит и на величину чистой прибыли (убытка), их анализ важен в оценке финансовых результатов деятельности предприятия.
Для проведения анализа налога на прибыль необходимо ознакомиться с Положением по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" ПБУ 18/02 (утвержден приказом Минфина РФ от 19 ноября 2002 г. №114н).
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Что Вы понимаете под финансовыми результатами деятельности предприятия?
2. Почему некорректно рассчитывать структуру чистой прибыли, если она меньше прибыли от продаж?
3. Влияние каких факторов на прибыль можно рассчитать количественно и по каким факторным моделям?
4. Приведите факторный анализ прибыли по этим моделям, используя данные из Приложения 1 и 2.
5. На основании данных, содержащихся в Приложении 2, рассчитайте динамику, структуру и структурную динамику прибыли предприятия?
6. Какова цель анализа распределения прибыли?