Анализ динамики и структуры продукции

Данный анализ можно проводить с использованием любого выражения результатов производственной деятельности предприятия в отдельности и путем их сопоставления. Варианты такого анализа представлены в таблицах 16,17,18.

Таблица 16

Анализ динамики, структуры и структурной динамики

товарной продукции за 2000 - 2001 годы

Состав продукции Абсолютное значение, руб. Темпы роста, % (2001 к 2000 г.) Уд. вес в товарной продукции, % Динамика структуры, п.п.
2000 г. 2001 г. 2000 г. 2001 г.
Товарная продукция - всего            
в т.ч. по ассорт. группам и позициям:            
продукция группы А - всего            
в т.ч. по позициям: продукт а1 продукт а2 продукт а3  
прод. гр. Б - всего            
в т.ч. по позициям продукт б1 продукт б2 продукт б3

Анализ динамики может осуществляться не только по годам, но и путем сравнения фактических объемов с плановыми, а также данных за прошлый год, по плану и фактически. В последнем случае мы получаем данные о темпах изменения фактического объема производства по сравнению и с прошлым годом, и с планом (таблица 17).

Таблица 17

Анализ динамики фактических показателей объема продукции

по сравнению с планом и прошлым годом

Показатели Абсолютные значения, руб. Темпы роста, %
прошлый год отчетный год факт. значение к прош. году факт. значение к плану
план факт
1. Валовая продукция          
2. Товарная продукция          
3. Реализованная продукция          
4. Чистая продукция          
5. Условно-чистая продукция (добавленная стоимость)          

Таблица 18

Сравнение объемов и структуры

товарной и реализованной продукции за 2001 год

Состав продукции Товарная продукция Реализованная продукция Соотношение реализованной и товарной продукции
Абсол. значение, руб. Уд. вес в тов. продукции, % Абсол. значение, руб. Уд. вес в реализ. продукции, % По абсол. значениям, руб.,(+, -) По удельным весам, п.п.,(+, -)
Заполняется аналогично табл. 16            

Анализ структуры продукции может осуществляться также на основе классификации спроса на нее со стороны различных групп покупателей; на основе показателей рентабельности отдельных групп и видов продукции; на основе трудоемкости, материалоемкости; на основе показателей обеспеченности производственными мощностями и др.

Оценка спроса на продукцию осуществляется маркетинговой службой предприятия. Результаты анализа спроса (методику этого анализа студенты изучают в курсе маркетинга) используются в оценке факторов внешней среды, влияющих на объем производства продукции. Маркетинговая служба предприятия анализирует также рынки сбыта, цены и конкурентоспособность продукции [23, гл. 17].

Поскольку предприятие может производить не любую продукцию и не любой её объем, необходим анализ его производственных мощностей и возможностей их увеличения. Оцениваются не только общая производственная мощность предприятия, но и возможности предприятия в производстве отдельных групп и видов продукции по профилю предприятия, а также возможности расширения номенклатуры продукции с целью диверсификации производства.

Анализ продукции с точки зрения этапа её жизненного цикла позволяет решить вопрос о необходимости замены продукции, т.е. её обновлении. Анализ обновления продукции проводится по стадиям обновления и степени новизны.

Различают три степени новизны продукции:

1) принципиально новая, не имеющая аналогов в мировой практике продукция;

2) продукция, впервые осваиваемая в нашей стране, но имеющая зарубежные аналоги;

3) продукция, впервые осваиваемая данным предприятием, имеющая отечественные аналоги.

На основе данных о степени новизны продукции рассматриваются показатели обновления: доля продукции каждой степени новизны в общем объеме новой продукции предприятия.

В процессе своего освоения продукция проходит три стадии обновления: стадия опытного образца, стадия создания установочной партии, стадия первой промышленной партии. Можно определить структуру новой продукции по стадиям обновления. В этом случае в расчете используются натуральные измерители.

Продукция может подвергаться модернизации, т.е. улучшению технико-экономических показателей, изменению материальной основы и дизайна.

Показатель общего уровня обновления продукции рассчитывается по формуле:

Кобн. = анализ динамики и структуры продукции - student2.ru , (5.10)

где Пнов. - объем производства новой продукции, руб.

Пмод. - объем производства модернизированной продукции, руб.

Побщ. - общий объем производства продукции на предприятии, руб.

Разница (Побщ. - Пнов. - Пмод.) характеризует объем производства сравнимой продукции. Используя эти данные можно рассчитать удельный вес новой, модернизированной и сравнимой продукции в общем объеме производства. Оценка целесообразности роста удельного веса новой и модернизированной продукции осуществляется с учетом анализа спроса и стадий жизненного цикла сравнимой продукции.

Анализ структуры продукции можно проводить с учетом срока её производства предприятием (до 1 года, до 3 лет, до 5 лет и т.д.) Дополнительно можно рассчитать средний возраст выпускаемой продукции и определить удельный вес продукции, имеющей возраст больше или меньше среднего. Средний возраст продукции определяется по формуле:

Тср = анализ динамики и структуры продукции - student2.ru , (5.11)

где Тср - средний возраст продукции, лет,

Qt - объем производства продукции в t-м году с начала выпуска,

Tt - число лет в t-ом году, прошедших с начала освоения выпускаемой продукции,

t - число лет за которое определяет средний возраст продукции.

Можно сопоставить удельные веса вновь освоенной и снятой с производства продукции, оценив интенсивность процесса сменяемости продукции.

Анализ структуры продукции можно провести путем выявления удельного веса продукции, обеспеченной и необеспеченной договорами поставки. Дополнением к нему может быть анализ выполнения обязательств, т.к. от этого зависит репутация предприятия у покупателей в будущем.

Все вышеперечисленные направления анализа дополняются оценкой влияния факторов на динамику и структуру продукции. Для этого можно использовать формулы (3.23), (3.24), (3.30), (3.31), (3.32), (3.48). Можно также оценить влияние изменения структуры продукции [23, стр. 448 - 452] и её сортности [23, стр. 456] на изменение выпуска продукции и прибыли.

Анализ качества продукции

Качество продукции влияет на ее цену, а значит на объем реализации и прибыль от продаж.

В отчетности предприятия данных о качестве продукции нет, поэтому анализ осуществляется на самом предприятии (внутренний анализ) по данным учета и первичным документам. Анализ качества проводят либо специальные службы качества, либо технические службы (контрольные, технологические и конструкторские подразделения).

Показатели, по которым можно судить о качестве продукции, в различных отраслях промышленности различны. В качестве таких показателей используются калорийность, жирность, соответствие стандартам, техническим условиям, долговечность, надежность, сортность, технологичность, и т.д.

Некоторые аналитики предлагают оценивать качество всей продукции предприятия по удельному весу новой продукции в общем объеме её выпуска [23, стр. 453]. По-нашему мнению, данный показатель характеризует прогрессивность продукции, а не её качество, т.к. сравнение качества должно осуществляться по определенному набору характеристик и результативно в случае его проведения по сравнимой продукции или по сравнимым параметрам.

О качестве продукции можно судить по удельному весу сертифицированной продукции или экспортной продукции в общем объеме производства или реализации продукции в действующих ценах; по коэффициентам сортности (удельному весу продукции каждого сорта и средней сортности продукции); по показателям брака.

Изучение данных о браке имеет важное значение, хотя он является косвенным показателем качества.

По месту выявления брак подразделяют на внутренний (выявленный на предприятии) внешний (выявленный потребителем). Внешний брак связан с рекламациями, т.е. с официальными претензиями покупателей и оказывает влияние на репутацию предприятия. Учету и анализу подвергаются как все полученные, так и только признанные предприятием рекламации.

И внутренний, и внешний брак может быть исправимым или неисправимым, что влияет на уровень затрат по его ликвидации.

На основе данных бухгалтерии можно оценить:

1) удельный вес брака в общем объеме выпуска продукции;

2) удельный вес зарекламированной продукции в объем объеме брака;

3) удельный вес исправимого и неисправимого брака в его общем объеме;

4) затраты предприятия, понесенные в ходе создания бракованной продукции и в ходе ликвидации исправимого брака и замены неисправимого (потери от брака). При этом анализу подвергаются следующие данные:

- о потерях предприятия на замену и потерях на ликвидацию брака, если брак можно исправить, в целом и по видам затрат;

- о видах дефектов бракованной продукции с целью выявления причин их возникновения;

- о виновниках брака для принятия мер взыскания за выпущенный брак;

- о динамике брака в целом по продукции и по отдельным группам и видам продукции;

- о мерах предотвращения брака.

Поскольку брак в большинстве отраслей промышленности не планируется, данные о нем анализируются в сравнении с предыдущими периодами. Величина брака исчисляется по производственной себестоимости.

При необходимости можно рассчитать степень влияния брака на выполнение плана выпуска продукции.

Исходные данные для расчета:

1. Цеховая себестоимость продукции - 1958 тыс. руб.

2. Сырье и материалы (без возвратных отходов) - 1377 тыс. руб.

3. Цеховая себестоимость обработки (1 - 2) - 581 тыс. руб.

4. Себестоимость неисправимого брака - 9 тыс. руб.

5. Расходы по исправлению брака - 2 тыс. руб.

6. Фактический выпуск продукции - 2821 тыс. руб.

Расчет влияние брака на выполнение плана выпуска продукции:

1. Уровень брака:

- неисправимого анализ динамики и структуры продукции - student2.ru = 0,46%

- исправимого анализ динамики и структуры продукции - student2.ru = 0,34%

2. Объем сокращения выпуска продукции, обусловленного производством бракованной продукции:

анализ динамики и структуры продукции - student2.ru = 23 тыс. руб.

Для предприятий-производителей машин, оборудования, систем управления, по-нашему мнению, важной характеристикой качества продукции должна быть оценка их соответствия не только целям создания с их помощью качественной продукции на предприятиях-потребителях, но и соответствия психофизиологическим возможностям и особенностям человека, который будет эту технику использовать.

Поэтому в паспорте на предлагаемую покупателю технику должны содержаться не только ее технические характеристики, но и эргономические параметры. Оценка этих параметров производителем должна исключить создание неудобной и опасной в эксплуатации техники или техники, создаваемой в расчете на наличие у работника качеств, несовместимых одновременно в одном человеке. Более подробно об этом можно прочитать в [49].

Наши рекомендации